Исследовательская работа «Магия цвета»
МБОУ «Цнинская СОШ №2» п. Строитель
Тамбовского р-на, Тамбовской области
Исследовательская работа
«МАГИЯ ЦВЕТА»
Выполнили:
Андреева Полина ученица 9 «Б» класса
Дворецкова Александра ученица 9 «Б» класса
Научный руководитель:
педагог – психолог
Солопова Светлана Геннадьевна
2019
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………....3
Глава 1. ………………………………………………………………………………………...…...5
2.1 Психологическая характеристика цвета……………………………………………………...5
2.2 Влияние цветовой гаммы в одежде учителей на эмоциональное состояние учащихся……...……………………………………………………………………………...……..8
2.3 Влияние цветовой гаммы учебного кабинета на эмоциональное состояние учащихся………………………………………………………………………………...………….9
3. Глава 2……………………………………………………………………………………..………..10
3.1 Условия, место и методы проведения исследований…………………………………...…..10
3.2 Результаты исследования………………………………………………………………..……12
4. Заключение………………………………………………………..…………..……………………13
5. Список используемых источников………………………………………………………..………14
6. Приложение 1. Опросник Г.Айзенка подростковый…………………………………………….15
Приложение 2. Результаты исследования………………………………………………………...18
Приложение 3. Рекомендации………………………………………………………………..……19
ВВЕДЕНИЕ
«Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны»
И. Иттен
Давно известно, сколь велико значение цвета в жизни человека. Жизнь полна тогда, когда она наполнена красками, цветами и оттенками. Начиная с древнейших времен цвет был сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека. Ученые в разных областях науки по-разному называли цвет, выделяя психологическую и физиологическую составляющие цвета.
Как установил швейцарский психолог Макс Люшер, каждый из цветовых оттенков вызывает у людей определенные подсознательные ассоциации и, как следствие, вполне определенные эмоции. Сегодня теория Люшера широко применяется всеми, для кого цвет является инструментом воздействия на окружающих и способом пробудить у людей определенные чувства – дизайнерами одежды и интерьера, художниками-декораторами, флористами.
Актуальность:
Цвета окружают нас везде, оказывают воздействия на чувства, мысли и, в целом на здоровье человека. На сегодняшний момент, охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем. Подросток живёт в обществе, где его окружает множество людей с разными типами темперамента. Если изучить влияние темперамента на цветовые предпочтения подростков, то можно использовать эти знания для построения комфортных взаимоотношений между подростками в классном коллективе и не только.
Цель исследовательской работы:
Изучить влияние цветовой гаммы на эмоциональное состояние учащихся.
Выявить влияние темперамента на цветовые предпочтения учащихся 9 «Б» класса.
Задачи исследовательской работы:
На основании литературных и электронных источников представить психологическую характеристику цветовой гаммы.
С помощью электронных источников изучить влияние цветовой гаммы в одежде учителей на эмоциональное состояние учеников.
На основании литературных и электронных источников обобщить знания об использовании цветовой гаммы в учебном учреждении для положительного влияния на эмоциональное состояние учеников.
Провести исследования на выявление темперамента и цветовых предпочтений учеников 9 «Б» класса.
Сделать выводы по результатам проведенного исследования.
В процессе написания учебно-исследовательской работы использовались бумажные носители и электронные ресурсы (INTERNET), перечень которых приведен в списке использованных источников.
ГЛАВА 1.
2.2 Психологическая характеристика цвета.
Фиолетовый цвет в психологии
Расшифровка данного оттенка имеет определенные сложности и несколько нюансов. Ассоциируется с тревожным неудовлетворительным настроением.
Человек, предпочитающий фиолетовый цвет не только хочет сам очаровывать и восхищать других, но и желает сам находиться в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают эмоционально и интеллектуально не зрелые люди, школьники, женщины в период беременности.
В современном мире специалисты утверждают о его негативном и даже депрессивном воздействии на человека. Большинство самокритичных, угрюмых, недовольных жизнью личностей предпочитают окружать себя фиолетовыми предметами и одеждой. Применяя его в небольшом количестве можно получить выгоду, ведь фиолетовый завышает самооценку. Стоит отметить, что данный цвет не используют при работе с пожилыми людьми и маленькими детьми.
Человек, отвергающий фиолетовый, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей.
Синий цвет в психологии
Синему варианту отдает предпочтение множество людей. Происходит это из-за ощутимого магнетизма. Именно созерцая на насыщено-синие вещи человеку свойственно погружаться в раздумья, размышлять о смысле жизни и вечном. В фильмах и рассказах маги изображены в синих одеяниях. Будда с Кришной имеют синий окрас, что говорит о мудрости и внутренней гармонии.
Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Одежда в подобных тонах веет строгостью, высокой духовностью и серьезной жизненной позицией. Синий благоприятно влияет на нервную систему, обладает успокаивающими свойствами и тушит чрезмерно проявляющуюся страсть.
Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям.
Желтый цвет в психологии
Данный цвет является одним из наиболее ярких и позитивных. Цвет лета, солнца и тепла положительно влияет на мозговую деятельность, способствует повышению настроения и заставляет работать воображение. Безусловно, чрезмерное использование желтых оттенков в одежде и интерьере может привести к перевозбуждению. В интерьере его необходимо гармонично соединять с более темными и умиротворяющими тонами.
Предпочтение желтому отдают позитивные и талантливые личности. Те, у кого огромное количество идей и талантов. Целеустремленные, позитивные и способные подстраиваться под собеседника люди. Кроме всех этих позитивных характеристик желтый цвет имеет вторую сторону медали. Именно он считается символом слабоумия и сумасшествия.
Если этот цвет отвергается, значит человек разочаровался в своих надеждах, ощущает вокруг себя пустоту, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.
Зеленый цвет в психологии
Символом весны, перерождения и душевного покоя является именно зеленый цвет. Целительные и релаксирующие свойства уже давно доказаны. Длительное созерцание на зеленый несет в себе рассеянность и скуку.
Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. Зеленый гасит негативные воздействия депрессивных и негативных цветов. Именно поэтому его совмещают с темными депрессивными тонами (фиолетовый, черный и т.п.) создавая идеальную одежду и интерьеры.
Если человек отвергает зеленый, значит он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием.
Красный цвет в психологии
Победоносный цвет характеризующейся чрезмерной активностью, целеустремленностью, жесткостью и даже агрессивностью. Также именно красный сопоставляют страсти, любви и самопожертвованию. Его наиболее часто используют в маркетинговых концепциях (афиши, реклама и прочее) и в знаках предупреждающих об опасности (дорожные, светофоры). Специалисты не рекомендуют увлекаться и длительно смотреть на красный цвет палитры.
Особы, симпатизирующие красному, обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленность. Страсть, импульсивность, властность и упорство могут играть как на пользу, так и во вред человеку.
Оранжевый цвет в психологии
Оранжевый довольно близок к желтому. Он имеет схожие особенности и свойства. Бодрость, позитивный настрой, страсть, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Входит в список лучших цветов для психотерапии.
Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Стоит учесть, что их особенностью является непостоянство и надменность.
Сиреневый цвет в психологии
Символом привязанности и теплых чувств является именно сиреневый цвет. Он наталкивает на философские взгляды на жизнь, душевное равновесие и ощущения полета.
Любители сиреневого являются весьма романтичными, сентиментальными, мечтательными и чувственными натурами. Несмотря на мягкость натуры, они обладают безупречными умственными способностями и отличной смекалкой. Внимательное отношение к своему внешнему виду и к внешности окружающих, готовность прийти на помощь – еще одно неотъемлемое качество «сиреневых» людей.
Голубой цвет в психологии
Окружая себя голубыми цветами, человек ощущает комфорт, защищенность и надежность. Он позволяет отключиться от всех проблем, не думать о завтрашнем дне и имеющихся проблемах.
Все предпочитающие данный вариант оттенка являются сконцентрированными, уверенными в себе и прямолинейными личностями. Это отличные офисные сотрудники. Те, кто умеет тихо, но уверенно добиваться необходимого результата.
Розовый цвет в психологии
Цветом наивности, детства, беззаботности и влюбленности является именно розовый цвет. Наивные мечтания и фантазии, успокоение и отвлечение от дурных мыслей – именно этими свойствами обладают розовые краски.
Любители розового цвета весьма трудолюбивы, мечтательны и преданны своему делу. Они обидчивы, плаксивы, обладают добрым темпераментом и даже детской наивностью.
Черный цвет в психологии
Несмотря на ассоциации со скорбью и печалью черный цвет всегда привлекает внимание окружающих. Воплощение силы, уверенности, интриги, богатства и загадочности также несет в себе данный вариант палитры. В моменты депрессии он лишь усугубляет положение, затягивает процесс грусти и отстраненности от окружающего мира.
Любители черного – чаще всего смурные, замкнутые в себе и слишком серьезные личности.
Белый цвет в психологии
Чистота, невинность и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры.
Сотрудники медицинской сферы носят именно белые халаты. Это связано с ассоциациями цвета с добром, честностью и совершенством. Во многих странах в традиционных одеяниях присутствует данный цвет. Точно раскрыть характер любителей белого невозможно, так как его широко используют в качестве рабочей одежды. Он эффектно смотрится в сочетаниях с прочими вариантами цветов и является классическим вариантом.
Бирюзовый цвет в психологии
Является самым холодным из всей палитры оттенков. Имеет очень привлекательный вид и никого не оставляет равнодушным. Несет в себе прохладу морских волн, исцеление, умиротворенность и творчество. Многие люди предпочитают носить украшения с бирюзой, приносящие удачу и оберегающие своего владельца.
Серый цвет в психологии
Смесь совершенно противоположных цветов (черного и белого) несет в себе нейтральные ощущения. «Золотая середина» в основном игнорируется людьми, ассоциируется с рабочими буднями и повседневностью. Несмотря на то, что мало кто обращает внимание на серый цвет, он несет в себе дружелюбие, спокойствие, стабильность, реализм и здравый смысл.
Небольшой процент тех, кто отдает предпочтение серому дружелюбны, учтивы и терпеливы по своей натуре.
Предпочтение и окружение себя серыми тонами свидетельствует об эмоциональной истощенности и нервозности человека.
Коричневый цвет в психологии
Символ трудолюбия, надежности, устойчивости, преданности работе и своему делу – это именно коричный. Негативной стороной является ассоциирование коричневого с сомнениями и разочарованиями.
Те, кто предпочитает коричневые цвета палитры, являются целеустремленными и любящими жизнь личностями. Они рассудительны, рациональны и оптимистичны.
1.2 Влияние цветовой гаммы в одежде учителей на эмоциональное состояние учащихся.
В 2016-2017 учебном году изучалось мнение учеников МБОУ СОШ № 25 г.Пензы в отношении приоритетности различных цветов в одежде педагогов. Была сформирована экспериментальная группа учеников 9 класса в количестве 20-ти человек. Ребята должны были наблюдать в течение 3-х недель за учителями, у которых они занимаются на уроках 2 и более раз в неделю и обратить внимание на цветовую гамму в одежде педагогов. Также учащимся было необходимо «уловить» свое настроение на уроке такого учителя, глядя на его «наряд». Свои наблюдения и своё мнение о приоритетности того или иного цвета в одежде учителей МБОУ СОШ № 25 г.Пензы учащиеся школы выражали в ходе анонимного опроса по составленной автором анкете с использованием методики М.Люшера.
В ходе исследований было установлено, что больше половины задействованных в эксперименте учащихся МБОУ СОШ № 25 г.Пензы считает, что важное место в гардеробе учителя должны занимать «теплые» цвета. Учащиеся хотели бы, чтобы педагоги чаще обращались к белому и желтому цвету. По их мнению, теплые цвета ассоциируются с мудростью и опытом педагога, не отвлекают внимание на уроках и благоприятно воздействуют на эмоциональное состояние. Было замечено, что белый цвет помогает сконцентрироваться на самом необходимом. Ученики благосклонно относятся также и к черному цвету – цвету элегантности, который ассоциируется с имиджем и авторитетом. 1/3 школьников считает, что важное место в гардеробе учителя должны занимать зеленый и оранжевый цвет. Учащимся хотелось бы, чтобы их педагоги чаще обращались к этим цветам. Меньше всего ученикам экспериментальной группы нравятся красный цвет, который вызывает раздражительность и беспокойство, а также темный синий цвет.
Таким образом, исследование показало зависимость эмоционального состояния учеников от цветовой гаммы в одежде учителя. Были выявлены основные цвета, к которым обращаются педагоги школы № 25 г.Пензы и цвета, которых не хватает учащимся для более тесного контакта с учителем и его предметом. Если ребенку неприятен внешний вид учителя, невелика вероятность успеваемости ребенка по этому предмету или любви к урокам.
Таким образом, педагогу следует использовать в педагогической практике все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.
1.3 Влияние цветовой гаммы в кабинете на эмоциональное состояние учащихся.
Цветовое оформление школьных помещений способствует созданию сосредоточенности и внимания учащихся, корректирует их эмоциональное состояние, влияет на их настроение, формирует у детей эстетический вкус.
Поэтому, продумывая цветовое оформление школы надо учитывать особенности современных школьников, их повешенную возбудимость. В связи с этим не рекомендуется использовать яркие цвета.
Кроме того при цветовом дизайне учебных аудиторий важно учитывать освещенность класса. Цвет покрашенных поверхностей должен обеспечивать высокое отражение света, а также благоприятное распределение яркости и ее контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей.
Свет, поступающий через окна или исходящий от искусственных источников света, падая на светлую поверхность стен, потолка и других предметов многократно отражается, и это усиливает освещенность. Темные же поверхности поглощают значительную часть света.
Для учебных помещений и читального зала библиотеки наиболее благоприятны светлые, спокойные тона: светло – зеленый, цвет натурального дерева, светло – желтый, светло – синий.
Рекреационные помещения, вестибюль и актовый зал можно окрасить в более яркие тона. Для помещений, ориентированных на север, целесообразны теплые тона, а для ориентированный на юг – холодные.
Светлая окраска мебели и ограждающих поверхностей, соблюдение мер предосторожности от попадания прямых солнечных лучей способствуют равномерному распределению яркости в поле зрения учащихся. Неравномерная яркость ведет к частой переадаптации зрения и, следовательно, к его утомлению.
ГЛАВА 2.
3.1 Условия, место и методы проведения исследования
Исследование типа темперамента и цветовых предпочтений подростков проводилось среди учеников 9 «Б» класса МБОУ «Цнинская СОШ №2». Число испытуемых составило 20 человек. Для проведения исследования были выбраны две методики: опросник Г.Айзенка (Подростковый) и анкета на основании цветового теста М. Люшера.
Целью опросника Г. Айзенка (Приложение 1) является выявление типа и особенностей темперамента ребёнка. Опросник состоит из 60 вопросов, направленных на выявление обычного способа поведения подростков в той или иной ситуации.
Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Г.Айзенк даёт следующую характеристику каждого типа темперамента.
Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров.
В данной исследовательской работе цветовой тест Люшера используется с целью выявления любимых цветов подростков, которые не менялись в течение последнего полугодия.
3.2 Результаты исследования
В ходе исследования было установлено, что ровно у половины испытуемой группы (10 человек – 50%) преобладают черты темперамента «Сангвиника». Цветовые предпочтения же разделились следующим образом (один испытуемый мог выбрать несколько цветов):
2 человека – жёлтый
2 человека – синий
2 человека – фиолетовый
2 человека – красный
1 человек – зелёный.
-
2 человека – чёрный цвет
Преобладающие черты темперамента «Холерик» диагностируются у 7 человек (35%). Цветовые предпочтения (у одного испытуемого была возможность выбрать несколько приоритетных цветов):
3 человека – фиолетовый
2 человека – жёлтый
2 человека – чёрный
1 человек – белый
1 человек – зелёный.
Тип темперамента «Меланхолик» был выявлен только у 2 человек (10%) из исследуемой группы. Один из них отдает предпочтение жёлтому цвету, а другой – красному.
Также среди испытуемых был диагностирован только 1 учащийся (5%) с преобладающими чертами темперамента «Флегматика». И своё цветовое предпочтение он отдаёт синему цвету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый цвет в психологии влияет на сознание человека по-разному и имеет свое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определенная эмоция, повышается или понижается настроение. Под влиянием того или иного цвета люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим.
Исходя, из проведенного исследования можно сказать, что темперамент не влияет на цветовые предпочтения подростков. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие задачи выполнены. В ходе работы было получено много познавательной и интересной информации.
Обобщая теоретическую и практическую часть исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
Цветовая палитра одежды педагога может влиять на психоэмоциональное состояние учащихся как негативно, так и позитивно, что, в конечном счете, тем или иным образом отражается на учебном процессе и взаимоотношениях «ученик – учитель».
Цветовая гамма учебного кабинета влияет на эмоциональное состояние учащихся, активируя или подавляя психические процессы, в том числе и желание учиться.
Темперамент не влияет на цветовые предпочтения подростков, однако зная психологическую характеристику цвета, который предпочитает ученик в одежде и школьных принадлежностях, можно сделать определённые выводы о личности учащегося. На основании, которых можно найти соответствующий подход к каждому ученику.
Результаты исследовательской работы могут быть использованы:
Родителями;
Учителями;
Учениками.
Рекомендации по использованию полученной информации в ходе исследовательской работы представлены в Приложении 3.
Список используемых источников
Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1996
Д. Я. Райгородский. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах-М, 2011
Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012
Люшер М. Цвет вашего характера – М.: Изд. «Вече: Персей», 1996.
Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.
Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. Изд.«ЭКСМО-Пресс», 1998.
Д-Р. Роджер Эрб, Зелевски С. Цвет и свет. - М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007
Электронные ресурсы
http://www.life-color.ru/index.php?article_id=43 (Влияние цвета на человека //Жизнь цвета: сайт компании. - Белгород, 2004-2011. – URL).
http://rosdesign.com/design_materials2/cvet_3.htm(Психологическое восприятие и эмоциональное воздействие цвета // RosDesign.com: информационный портал о дизайне и искусстве. – URL).
http://testljushera.ru/test_ljushera.php?id_test=43 (Тест М. Люшера).
http://www.google.ru/search?client=opera&q(Воздействие цвета на психику и деятельность человека).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник Айзенка для подростков
Цель. Выявить особенности темперамента.
Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения, если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак +, если отрицательно («не согласен»), то знак —. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.
Текст опросника
1 Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2 Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3 Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4 Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
5 Часто ли у тебя меняется настроение?
6 Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
7 Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
8 Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
9 Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10 Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11 Ты веселый человек?
12 Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13 Многое ли раздражает тебя?
14 Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
15 Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось
хорошо?
16 Тебе можно доверить любую тайну?
17 Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
18 Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
19 Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
20 Ты когда-нибудь говорил неправду?
21 Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22 Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
23 Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24 Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
25 Ты обычно весел и всем доволен?
26 Обидчив ли ты?
27 Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28 Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29 Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
30 Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
31 Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32 Ты любишь иногда похвастаться?
33 Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
34 Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
35 Ты быстро решаешься на что-нибудь?
36 Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
37 Тебе часто снятся страшные сны?
38 Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
39 Тебя легко огорчить чем-нибудь?
40 Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
41 Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
42 Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
43 Ты любишь шумные и веселые игры?
44 Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
45 Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
46 Ты любишь часто ходить в гости?
47 Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
48 Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
49 Тебя считают веселым человеком?
50 Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51 Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
52 Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53 Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
54 Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
55 Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
56 Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
57 Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58 Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
59 Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?
60 Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Цветовые предпочтения темперамента «Холерик»
Цветовые предпочтения «Сангвиников»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Как влияет цвет одежды на окружающих
Когда говорят, что человека встречают по одежке, имеют в виду не только опрятность его наряда, стильность, ухоженность и дороговизну, но и цвет.
Оттенки подсознательно влияют на восприятие вашего образа. В зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести (и с каким настроем войти в новый коллектив), и стоит выбирать цвет одежды.
Красный
Привлекает внимание, возводит на пьедестал и позволяет окружающим выцепить вас взглядами из любой толпы. Он заряжает энергией и энтузиазмом, увеличивает трудоспособность. Если вы настроены на борьбу и любите, когда на вас смотрят, красный цвет в одежде – ваш выбор.
Однако, там, где в центре должен оказаться кто-то другой стоит быть осторожнее с алым. Другим может показаться, что вы пытаетесь отвлечь взоры от главных персон мероприятия.
Черный
Траурным ноткам черного оттенка предают слишком большое значение. На самом деле, этот цвет элегантен, строг, благороден, респектабелен и подходит абсолютно всем.
Серьезная черная одежда позволяет держать себя в тонусе, концентрироваться на важных задачах и не расслабляться. Но надо понимать, что человек в темном не выделяется из коллектива: чаще всего он незаметен.
Черный цвет помогает переключить внимание окружающих с внешности на личность.
Желтый и оранжевый
Жизнерадостные солнечные тона привносят с собой позитив и оптимистичный настрой. Если вам грустно, принарядитесь с лимонно-горчичные вещи – и настроение приподнимется.
Человек, одетый в канареечные цвета, не остается без внимания на работе: чаще всего к нему относятся по-доброму, положительно, пусть даже с некоторой снисходительностью.
Тот, кто приносит с собой солнце и радость, считается ценным участником и душой проекта: с ним многие желают дружить и делиться секретами.
Синий
Морской оттенок хорош для бизнеса: он внушает уважение, но не страх.
Синий цвет помогает: охлаждает ум, стимулирует творческий подъем, улучшает концентрацию и логику, бодрит.
Персона в синем кажется надежным сотрудником и вызывает доверие: выбирайте данный оттенок для переговоров с партнерами.
Зеленый
Натуральный, близкий к природе цвет располагает и к отдыху, и к труду. С человеком, одетым в изумрудно-травянистую гамму, комфортно общаться, он внушает к себе приязнь и дружелюбное отношение.
Розовый
Легкомысленный дамский оттенок звучит неформально: и нежная лаванда, и кричащая фуксия с трудом вписываются в офисный дресс-код. На совещании такая дама будет выглядеть странно, едва ли кто-то станет воспринимать ее доводы всерьез.
Дамам в розовом (равно как и мужчинам) психологически приписывают мягкий нрав и легкий характер. Это удобно для знакомства, но мешает в бизнесе: трудно произвести впечатление напористого, уверенного, сильного человека, когда на тебе сиреневая рубашка.
Между тем, все нежные пастельные оттенки (кремовый, голубой, мятный, лавандовый) звучат благородно – надевая их, люди кажутся более богатыми, зрелыми, творческими, мудрыми, не пытающимися привлечь к себе внимание дешевыми способами.
Белый
Очень аккуратный, рациональный, опрятный, кристально чистый оттенок.
Ему подсознательно доверяют, он свидетельствует об искренности и профессионализме.
Недаром этот цвет выбран для формы – как школьной, так и врачебной.
Коричневый и серый
Оттенок земли свидетельствует о стабильности и надежности своего «носителя». Он основателен, внушителен, но весьма скучен и тосклив.
Такие же нотки ограниченности, грусти и одиночества находятся и в бесстрастной серой гамме. Но у этих двух оттенков есть веское преимущества: они обыденны и неприметны. Если вы хотите скрыться в толпе (выйти из поля зрения начальства), это идеальный вариант!
Выбирая цвет для повседневной одежды, думайте не только о его свойствах, но и об актуальности в конкретном месте. Деловой стиль подразумевает сочетание светлых и сдержанно-темных оттенков: кремовый + коричневый, белоснежный + черный, голубой +серый. Офисный дресс-код не приемлет пестроту и неоновые акценты. А вот вечером и в выходной вы можете себе позволить любую свободу оттенков! |