Проектно-исследовательская работа «Влияние цвета на восприятие информации»

2
0
Материал опубликован 18 May 2017

Пояснительная записка к презентации

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
PPTX / 1.54 Мб

ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по информатике

Влияние цвета на восприятие информации

.

г. Елизово

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

§1. Физическая природа цвета 5

п. 1. Понятие света и цвета 5

п. 2. Свойства цвета 6

§ 2. психологические закономерности, связанные с восприятием визуальной информации 6

П. 1. Особенности восприятия визуальной информации 6

п.2. воздействие цвета на человека и его психику 7

§ 3. цвет в компьютерных технологиях 10

п.1. Система представления цвета в компьютерной графике 10

п. 2. Использование цвета в текстовых документах 12

п.3. Использование цвета при создании презентаций 13

Заключение 16

Библиография 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологические характеристики цветов 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 20 преимуществ использования цветных документов 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Советы для получения качественной презентации 20

  ВВЕДЕНИЕ

Как известно, 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% – посредством органа слуха и только 1% – при помощи других органов чувств. Информация воспринимается нами по-разному. Зависит это в большей степени от того, в каком обрамлении она попадает в поле нашего внимания. Очень большое значение в восприятии информации играет цвет.

Древние мудрецы естественно и разумно использовали цветовую информацию, находя в ней различные эффекты на человека, тем самым могли влиять на ум и сознание с помощью цвета. Любой цвет может иметь свой специальный эффект, который меняет настроение человека в ту или иную сторону. Даже астрологи утверждали, что людям свойственны вполне определенные цвета, а также свои драгоценные камни и металлы. Если перенести всю эту чудодейственную силу камней в наше время, то можно сказать, что каждый подбирает свой собственный интерьер в своей цветовой гамме, свою отличную от других одежду, причем сам не замечает, как цвета управляют эмоциями. От нашего настроения зависит, какой цвет мы сегодня предпочтем.

Сегодня, в век интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий значение цвета при создании электронных документов нельзя недооценить. Цвет – один из самых значимых элементов печатной рекламы, способный повлиять на решение о покупке не меньше, чем сам текст. Это своеобразное связующее звено в рекламном сообщении, которое вносит коррективы в восприятие информации.

В свое время Гете писал: "Цвет... оказывает известное действие на чувство зрения..., а через него и на душевное настроение...". По мнению современных исследователей, цвет – характерная функция восприятия, позволяющая приобрести определенные знания об объекте. Максимальное информирование получателей о товаре является одной из основных задач рекламы. Поэтому так важно, чтобы цвет соответствовал объекту и другим элементам рекламы.

Понимание значения цвета и умение его использовать имеет огромное значение в печатном и электронном дизайне, поскольку цвет и цветовые сочетания помогают передать правильный тон сообщения, его суть, а также вызвать нужную реакцию на брошюру, рекламу, веб-сайт или любую другую печатную или электронную продукцию.

На уроках информатики мы не изучаем значение цвета при создании документов и поэтому мы выбрали следующую тему исследования – «Влияние цвета на восприятие информации»

Цель исследования – изучить вляние цвета на восприятие информации

Объект исследования – цвет

Задачи исследования:

рассмотреть понятие цвета с физической точки зрения;

изучить особенности восприятия цвета и его влияние на психику человека;

рассмотреть цветовые модели, используемые в компьютерной технике;

изучить особенности использования цвета в печатных и электронных документах;

собрать коллекцию советов об использовании цвета в печатных и электронных документах.

  §1. Физическая природа цвета  п. 1. Понятие света и цвета

Свет – электромагнитное излучение.

Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн L возбуждает разные цветовые ощущения. Излучения с L от 380 до 470 нм (нанометров) имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм - сине-зеленый, от 500 до 560 нм - зеленый, от 560 до 590 нм - желто-оранжевый, от 590 до 760 нм - красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.

Цвет характеризуется действием излучения на глаз человека. Таким образом, лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета. Распознавание цвета человеком зависит от освещения объекта, отражающего свет, от глаз и свойств мозга наблюдателя. Свет, попадая в глаз, преобразуется в сигналы нейронов, находящихся в сетчатке глаза, и по оптическому нерву пересылается в мозг. Глаз реагирует на три дополнительных первичных цвета: красный, зеленый и синий.

Излучаемый свет – это свет, выходящий от источника, например, Солнца, лампочки или экрана монитора.

Отраженный свет – это свет, отразившийся от поверхности объекта. Именно его мы видим, когда смотрим на какой-либо предмет, не являющийся источником света. Бумага, на которой мы печатаем изображение, отражает свет.

Излучаемый свет, идущий непосредственно от источника к глазу человека, сохраняет в себе все цвета, из которых он создан. Но этот свет может измениться при отражении объекта (рис. 1).

Рис. 1. Излучение и отражение света

  п. 2. Свойства цвета

Для описания цветовых оттенков, которые могут быть воспроизведены на экране компьютера и на принтере, разработаны специальные средства – цветовые модели (системы цветов).

У цвета есть три атрибута: цветовой тон, яркость и насыщенность.

Цветовой тон является таким атрибутом цвета, который позволяет различать их как красный, желтый, зеленый, синий или как промежуточный между двумя соседними парами этих цветов.

Яркость относится к относительной светлости или темноте цвета. Она определяется степенью отражения от физической поверхности, на которую падает свет. Чем выше яркость, тем светлее цвет.

Насыщенность заключается в том, насколько живым выглядит цвет. Она измеряется в терминах отличия данного цвета от бесцветного (нейтрального) серого цвета с той же самой степенью яркости. Чем ниже насыщенность, тем более серым выглядит цвет. При нулевой насыщенности цвет становится серым.

Так как цвет может получиться в процессе излучения и в процессе отражения, то существуют две противоположных модели его описания: модель RGB и модель CMYK, которые будут рассмотрены нами далее.

  § 2. психологические закономерности, связанные с восприятием визуальной информации  П. 1. Особенности восприятия визуальной информации

Как отмечал И. М. Яглом: “…орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания — 10000, а орган зрения — 100000”. Это подтверждает народную мудрость: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивал, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие, представление; через слуховую – только на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем «со слуха».

Исследования ряда учёных показали, что до 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как, во-первых, мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, а, во-вторых, существует множество различного рода отвлекающих факторов (реакция на внешние раздражители).

Современные исследования показали, что объём запоминаемой информации зависит от формы её получения: 15% запоминается, если информация поступает в речевой форме; 25% – в зрительной и 65% – если оба эти способа передачи информации используются одновременно”. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения. Попробуем сформулировать некоторые закономерности в визуальной информации.

Во-первых, вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда — текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом.

Во-вторых, поле чтения при горизонтальном варианте увеличивается, текст читается быстрее. Хотя существует и противоположная точка зрения: при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение.

В-третьих, линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный.

Ну и, наконец, восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста. Играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати и т.д.

  п.2. воздействие цвета на человека и его психику

Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.

 При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.

Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими". Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

К оптическому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.

Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно (рис. 2).

Рис. 2

Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле на рисунке слева кажется более низким, чем поле на рисунке справа, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля (рис. 3).

Рис. 3

 При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета (см. Приложение 1. Психологические характеристики цветов). Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука, ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.

С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).

Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.

Часто белый цвет определяется как «некраска». Он есть, как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей.

Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.

Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое – беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.

Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет – это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером (см. рис. 4) и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.

Рис. 4. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента

  § 3. цвет в компьютерных технологиях  п.1. Система представления цвета в компьютерной графике

Человеческий глаз способен различать около 350 000 различных цветов. Это число получено в результате многочисленных опытов. Четко различимы примерно 128 цветовых тонов.

В компьютерной графике применяются две системы смешивания основных цветов: аддитивная – красный, зеленый, синий (RGB) и субтрактивная – голубой, пурпурный, желтый (CMY).

С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трёх базовых цветов: красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue). Такая цветовая модель называется RGB (по первым буквам) (см. рис. 5). Она служит основой при создании и обработке компьютерной графики, предназначенной для электронного воспроизведения (на мониторе, телевизоре).

На поверхности экрана компьютера расположены тысячи фосфоресцирующих цветовых точек. Цветовые точки излучают свет под воздействием электронного луча. Так как размеры точек малы (на экране монитора - 0,0118 дюйма в диаметре), соседние разноцветные точки сливаются, формируя все другие цвета и оттенки.

Цвет на экране получается при суммировании лучей трех основных цветов – красного, зеленого и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Минимальная интенсивность трех базовых цветов дает черный цвет.

Рис. 5. Модель RGB

Если представить RGB-модель как куб, по осям которого расположены значения трех цветов, то любая точка внутри куба определяется «координатами» RGB и представляет собой один оттенок, получаемый при смешении трех основных цветов.

Таким образом, можно высчитать, что внутри куба содержится 256 * 256 * 256 = 16777216 точек с различными оттенками, а значит, модель RGB имеет приблизительно 16, 7 миллионов различных цветов. Таким количеством цветов определяется, в основном, палитра современного монитора.

Для описания каждого составляющего цвета требуется 1 байт (8 бит) памяти, а чтобы описать один цвет (сложение 3-х), требуется 3 байта, т.е. 24 бита, памяти.

При печати изображений на принтерах используется цветовая модель, основными красками в которой являются голубая (Cyan), пурпурная (Magenta) и желтая (Yellow). Чтобы получить черный цвет, в цветовую модель был включен компонент чистого черного цвета (BlacK). Так получается четырехцветная модель, называемая CMYK (рис. 6).

Система CMYK в отличие от RGB основана на восприятии не излучаемого, а отражаемого цвета.

Рис 6. Модель CMYK

  п. 2. Использование цвета в текстовых документах

Большинство людей инстинктивно понимают цветовую психологию. Цветные документы в среднем получают на 60-70 процентов больше откликов, чем такие же чёрно-белые. Причина этих результатов кроется в способе их использования. Простое включение красного и жёлтого в чёрно-белый документ без обдумывания конкретного тона красного или жёлтого относительно чёрного и белого, или яркости цвета, которую надо использовать, снижает положительный эффект.

А вот применение оранжевого (особенно в сочетании с голубым) невольно привлекает внимание рассматривающего изображение. Свойство оранжевого цвета оттягивать внимание на себя успешно используют многие дизайнеры.

Однако очень важно иметь ввиду, что применение многих цветов только ради цвета как такового зачастую полностью непродуктивно.

Большинство людей считают, что чёрный и белый являются нейтральными, в то время как добавление чёрного в документ может быть весьма губительным для тёплых, богатых цветов. Даже серый может быть правильным тоном, а может оказывать негативный эффект на картину в целом, несмотря на то, что сам по себе он ничего не «говорит». Возможно, это происходит из-за традиций, ведь люди начинают процесс творчества с карандаша и бумаги – рисуют чёрным по белому фону. В большинстве случаев чёрный текст на белой основе является правильным сочетанием, но это не значит, что так будет всегда. Что касается традиций, здесь они, безусловно правы. Первые печатные книги печатались с деревянных досок в чёрном цвете, и только после печати подвергались ручной раскраске. При этом цвет использовался, в первую очередь, для расцвечивания гравированных иллюстраций, а также для выделения буквиц и раскраски орнаментов. Тем не менее, книга была сугубо графичной. При изобретении печатного станка цвет всё реже стал присутствовать в книге. Цветная печать в книжном деле стала активно применяться значительно позже. А ведь наши представления о виде страницы (в том числе, и внешнем виде документа) теснейшим образом связаны именно с книгой. Многочисленные «книжные» правила формировались не то, что годами – веками, и выводились они эмпирическим путем, исходя из психологических (восприятие) и анатомических (формат книг и бумаг) особенностей человека.

Что же до деловых документов – многие годы простая печатная машинка была единственным средством изготовления различной бюрократической макулатуры. С появлением компьютерной техники и бурным ростом прогресса наши возможности создать поистине красивый документ значительно расширились. Единственное, о чём не следует забывать, так это о чувстве меры и грамотном использовании цвета в «работе» бизнес-бумаг. Специалисты призывают пользователей открыть для себя возможности использования цветной бумаги или цветных шрифтов (см. Приложение 2. 20 преимуществ использования цветных документов).

  п.3. Использование цвета при создании презентаций

Цвет – это символ, причем, символ наглядный. В зависимости от того, какой символ вы выберете, аудитория будет испытывать те или иные эмоции. Вплоть до внезапного «Я не могу без этого жить!» к предлагаемым вами товарам. Однако возможен и прямо противоположный вариант.

Сочетания «холодных» цветов, к примеру, зеленого и голубого, призваны показать свежесть продукта. Такие цвета считаются цветами майского утра и выстраивают вполне понятную ассоциативную цепочку, начинающуюся от нежного восхода солнца и заканчивающуюся яркими, блестящими листьями, еще не припорошенными жаркой летней пылью. Недаром в молочной промышленности используются зеленые цвета, а для морепродуктов обычно выбираются голубые.

Есть цвета, которые категорически нельзя сочетать друг с другом, особенно, если вы хотите положительного эффекта от презентации. Соединение фиолетового с оранжевым сообщает о безысходности . Тот же эффект производит надпись белым на непробиваемо-черном фоне. Необходимо знать не только воздействие на психику человека какого-либо цвета, но и воздействие цветосочетаний.

Представьте, что вы оформляете зал для презентаций или выставочный стенд в зелено-фиолетовой гамме. Сам по себе зеленый цвет выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений и высокую самооценку. Фиолетовый – мечта, ставшая явью, такое состояние души, когда исполняются фантазии. Хорошо, правда?

Но в результате сочетания этих цветов, ваши потенциальные покупатели увидят сигнал о том, что вы стремитесь завоевать их расположение, но не желаете связывать себя никакими обязательствами, и не хотите нести ни малейшей ответственности – именно такова символика данного цветосочетания.

Сколько придется потратить слов, чтобы переломить то мнение, которое создастся из-за неблагоприятной ассоциативной цепочки цветов? Да и возымеют ли воздействия слова? Первое впечатление вырубается на мозгах чуть не топором. Попробуйте потом зашлифовать такую зарубку! А ведь только стоит добавить в зелено-фиолетовую гамму немного золотого, и представляемый товар сразу приобретает статус элитного, а основная мысль, вкладываемая в подсознание подобными цветами – новизна, свежесть и исполнение мечты.

Помните: хорошо подобранные цвета способствуют лучшему пониманию презентационного доклада.

Сила цвета заключается в том, что он способен обойти все барьеры сознания и воздействует непосредственно на подсознание.

Цвет:

вызывает психологическую реакцию;

подчеркивает качество, настроение, чувство;

создает либо теплую, либо холодную среду, отражает времена года;

имеет физиологическое влияние на человека;

придает объемность среде и предметам.

   Был проведен интересный эксперимент с цветами. Домохозяйкам предложили продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, о чем дегустаторы не знали. В результате 75 % дегустаторов заявили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, слишком крепкий, около 85 % решили, что кофе, стоящий рядом с красной коробкой – самый ароматный и вкусный. А кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, почти все сочли мягким, кофе же, находившийся рядом с желтой – слабым. То есть, цветовая символика изменила вкусовое восприятие.

   Специалисты утверждают, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на покупателей, то распределение их по эффективности будет следующим:

сине-фиолетовый – 100 %;

темно-синий – 90 %;

бирюзовый – 85 %;

лимонный – 60 %;

черный – 47 %;

темно-фиолетовый – 42 %;

желтый – 22 %;

голубой – 17,5 %;

синий – 14,5 %;

коричневый – 9,5 %;

рубиновый – 7,5 %;

красно-розовый – 3,5 %.

   Как видите, российский покупатель тяготеет к нежности, тонкости и романтике.

Исследованиями установлено, что количество используемых цветов влияет на эффективность рекламного сообщения. Если за 100 % принять черно-белое изображение, то при добавлении еще одного цвета его эффективность возрастает на 20 %, а для многоцветного изображения – на 40 %.

Существенным фактором является также температура цвета. Так теплый белый цвет (до 500 Люкс) создает атмосферу спокойную, вялую, а более  холодный и нейтральный белый цвет – подчеркивает активный настрой.

Создавая презентацию, не забывайте, что цвет должен соответствовать тому настроению, которое вы хотите создать у аудитории, чтобы не было дисгармонии между цветовой гаммой и целью вашей презентации.

Относитесь к цветам с почтительной осторожностью. Верно составленная цветовая гамма может усилить воздействие слов многократно, а плохо подобранные цвета – уничтожить все благие намерения безвозвратно.

Если вы сомневаетесь в эмоциональном, психологическом воздействии выбранной цветовой гаммы – проведите эксперимент. Обкатайте эту гамму на «подопытных кроликах», набранных в семье, среди сотрудников на работе, среди друзей и знакомых. Если же их мнения расходятся, и вы продолжаете пребывать в неуверенности – откажитесь от подобранных цветов, выберете что-нибудь более нейтральное и спокойное. Лучше, если цветовая гамма несет нейтральное сообщение, чем отрицательное.

  Заключение

Цвета окружают человека с незапамятных времен. Каждый цвет связан с определенными явлениями природы и вызывает определенные психологические реакции человека. Более того, предпочтение того или иного цвета зависит от эмоционального состояния человека. Существуют психологические тесты, например, тест Люшера, которые удивительно точно определяют черты характера и эмоциональное состояние человека, анализируя выбранные им цвета.

Выполнив задачи исследования, мы достигли нашей цели – изучили влияние цвета на восприятие информации.

В нашей работе мы дали конкретное понятие цвета с физической точки зрения, рассмотрели такие свойства как: яркость, насыщенность, цветовой тон. Мы рассмотрели цветовые модели, используемые в компьютерной технике RGB и CMYK.Также мы изучили использование цвета в печатных и электронных документах. И сделали вывод: на цветные бумаги люди обращают больше внимания, чем на традиционные черно-белые документы. Что касается электронных документов, например, презентаций – для их оформления следует выбирать нейтральные цвета, которые не будут отвлкать внимание слушателя.

Для жизни и работы в современном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо научиться пользоваться цветом правильно. Сейчас многие люди работают в разных сферах, где зачастую необходимо уметь пользоваться цветом, необходимо понимать цвет. К сожалению, не все умеют это делать.

Надеемся, что наша работа будет использоваться в дальнейшем для ознакомления учащихся и преподавателей с процессом использования цвета в печатных и электронных документах и поможет им повысить качество создаваемых печатных материалов.

  Библиография
  • Тим Грей. Уверенная работа с цветом. – изд. “НТ Пресс”, 2007 – с.320.

    Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск, 1984 – с.286.

    Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара: Сам ГПУ, “Пиквик-Club”, 2000 – с.200.

    Влияние цвета на психологическое состояние человека и восприятие информации. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.mazpek.ru/spec/spec1-1-2.html

    Воздействие цвета на человека и его психику (Электронный ресурс). Режим доступа: http://photo-element.ru/analysis/color2/color2.html

    Кулешов И. В. Влияние цвета на восприятие информации. Художественное оформление презентаций. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/503699/

    Психологическое воздействие цвета (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.colorhome.ru/cvet/page_2_8.html

    Цвет в компьютерной графике (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.brand-media.ru/serv__idP_9_idP1_50_idP2_53.html

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологические характеристики цветов

Цвет

Тип цвета

Характеристика цвета

Красный

Тёплый

Возбуждающий, динамичный, активный, агрессивный.

Розовый

Тёплый

Романтичный, женственный, успокаивающий. Снимает агрессивность; в большом количестве подавляет.

Оранжевый

Тёплый

Радость, энергия, тепло, игра, динамичность, оптимизм, импульсивность. Активизирует организм, повышает реакцию, создает чувство благополучия, уверенности в своих силах

Жёлтый

Тёплый

Яркий, солнечный, чистый, убедительный, успех, богатство, вдохновение. Стимулирует мозг, не раздражает глаз. Подходит для передачи радостного настроения

Коричневый

Тёплый

Приятный, привлекательный. Создает ощущение уюта, комфорта, прочности, стабильности, зрелости, консерватизма.

Зелёный

Холодный

Расслабляющий, успокаивающий, инертный, новизна, независимость, деньги (доллары). Символизирует молодость, свежесть, здоровье. Обладает способностью концентрировать внимание и обострять зрение

Голубой

Холодный

Оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие, снимает тревожные предчувствия, охлаждает.

Синий

Холодный

Серьезный, сдержанный, холодный. Подходит для передачи надежности, силы, удовлетворенности, гармонии. Помогает сконцентрироваться на главном, привлекает внимание. Идеально передает ощущение холода и чистоты

Фиолетовый

Холодный

Темный, удручающий. Тяжелый для восприятия. Символ романтики, мистики, загадочности. Стимулирует работу мозга. Тревожит и обескураживает.

Белый

Яркий

Символизирует открытость, чистоту, благородство, ясность, безупречность, простоту. Визуально расширяет пространство. обычно используется в сочетании с синим, красным или зеленым. Но теплые цвета рядом с ним выглядят очень пёстро.

Серый

Нейтральный

Цвет умеренности, спокойствия, реализма, солидности, престижа

Чёрный

Тёмный

Символизирует мудрость, превосходство, постоянство, секретность, искушенность, любопытство, силу, мистику, интриги, власть. Ассоциируется с угнетением, холодностью, угрозами, страхом потери, трауром. Способен навеять меланхолию, чувство одиночества, изоляции от внешнего мира

  ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 20 преимуществ использования цветных документов

Цвет подчеркивает важность информации. Решение «читать или не читать» принимается человеком за 2,5 секунды.

Цвет позволяет запомнить информацию на 82% лучше. Инструкции по безопасности, информация об опасности должна быть цветной.

Цвет помогает улучшить акцент на информацию на 80%. Добавление цвета в инструкции и руководства значительно снижают процент сервисных вызовов.

Впечатления от цвета на 39% более запоминаемые. Прямая рассылка и письма остаются в памяти значительно дольше, если они цветные.

Списки телефонов, если они выделены цветом, увеличивают отдачу на 44%. Из большого черно-белого списка с сотней телефонов вы точно выделите номер, выделенный цветом.

Вероятность того, что человек возьмет оформленное в цвете письмо или рекламу, на 55% выше. Как заставить Ваше письмо прочитать раньше? Просто добавьте цвет на конверт!

Цвет уменьшает время поиска необходимой информации на 80%. Контракты, договора, любые объемные документы — просто добавьте цвет к важным местам

Цвет снижает ошибки на 80%. Использование цвета в формах, анкетах снизит ошибки при заполнении.

Информация в цвете может быть обнаружена на 70% быстрее. Например, если Вы тратите 1,5 часа на черно-белую информацию, это займет всего полчаса!

Сортировка документов улучшается на 15% при использовании цвета, в этом помогают цветные заголовки, закладки, папки.

Выделение текста цветом уменьшает время поиска, по сравнению с использованием разных шрифтов на 39%.

Оплата по цветным счетам происходит на 30% быстрее.

Покупатели на 2,5% больше предпочитают оплату всей суммы, если она показана в цвете, исследования показывают, что если счет оформлен в цвете, покупатель предпочтет именно его, даже если сумма не самая низкая среди аналогичных предложений.

Цвет улучшает понимание сложной информации на 73% .

Цвет позволяет улучшить процесс обучения на 78%. Наилучший пример — использование цветных материалов в учебных заведениях.

Цвет привлекает на 80% больше участников к необходимым мероприятиям. Напримеру, использование цвета в добровольных опросных листах позволяет улучшить отдачу и получить значительно больше ответов.

Внимание читателя акцентируется на 14% лучше при использовании цвета, чем просто жирного текста.

Цвет является побуждающим фактором к действию, на 80% более эффективным. Например — использование цвета во внутренних документах (мемо, объявления, приказы).

Цвет помогает продавать на 80% больше. Например, презентации, коммерческие предложения и прочее — используйте цвет везде!

Узнаваемость бренда улучшается на 80%, если используется фирменный цвет — вспомните: Ferrari, Xerox, IBM и многие другие.

  ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Советы для получения качественной презентации

Выбираемый шаблон должен соответствовать теме презентации.

Выбранный шрифт должен быть читаемым.

Буквы заголовков, созданные средствами объекта WordArt, не должны налипать друг на друга.

В презентации должно участвовать не более 3 цветов (признак хорошего тона!).

Не следует накладывать текст на изображение (фото или картинку).

Рядополагающие изображения должны быть одного типа.

Уменьшать и увеличивать изображения следует пропорционально (изменение размеров выполняется способом перетягивания мыши по диагонали).

Изображение выглядит выигрышно, если оно обрамлено (т.е. вокруг есть рамка).

Вставляя в презентацию изображение, следует настроить яркость и контрастность относительно фона (цель данной процедуры повысить качество изображения).

Если изображение имеет непрозрачный фон, то следует обработать изображение дополнительно с помощью графического редактора либо изменить фон слайда, подстроив его по фон изображения.

Слайд должен содержать минимум текста.

Текстовый блок на слайде должен появляться целиком, а не побуквенно (слушатель начинает следить за вылетающими буквами, и не слышит докладчика).

В рамках одного слайда следует устанавливать один (одинаковый) эффект появления текста, если эффект действительно нужен.

Если количество текста уменьшить не удалось, то тогда раздели его на несколько частей для придания лучшей читабельности: буквы не расплываются, цвет букв не раздражает глаз, эффект появления не побуквенный.

Ключевые слова либо фразы в тексте могут быть выделены цветом, размером.

Удачным вариантом будет, например светлый фон и темный шрифт.

Слайды презентации могут быть лишь тезисами. Даже если это презентация исследования. Вы всегда можете снабдить свою аудиторию любым количеством раздаточного материала с любым количеством таблиц и текста, который люди смогут прочесть после того, как услышали ваши мысли и, что главное, увидели.

Предварительный просмотр презентации

Влияние цвета на восприятие информации Работу выполнили:   ученики 9 «А» класса Гладюк Евгения Носатов Борислав

Гипотеза Цвет влияет на восприятие человеком информации. Существует зависимость качества восприятия информации в зависимости от оттенка и сочетания цветов представления информации. Методы: Поиск информации о влиянии цвета на восприятие информации; Опрос учащихся (тестирование).

Рассмотреть понятие цвета с физической точки зрения; Изучить особенности восприятия цвета и его влияние на психику человека; Рассмотреть цветовые модели, используемые в компьютерной технике; Изучить особенности использования цвета в печатных и электронных документах; Собрать коллекцию советов об использовании цвета в печатных и электронных документах. Задачи исследования:

Как мы получаем информацию

Физическая природа цвета Излучаемый свет – это свет, выходящий от источника (Солнца, лампочки, монитора). Отраженный свет – это свет, отразившийся от поверхности объекта. Свет – электромагнитное излучение. Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.

Свойства цвета Качественная характеристика цвета: Цветовой тон Яркость Насыщенность

Воздействие цвета на человека и его психику Успокаивающий Бодрящий

Результаты опроса (Физиологическое воздействие) Какой цвет Вас бодрит? Какой цвет Вас успокаивает?

Результаты опроса (психологическое воздействие) Какой Ваш любимый цвет? Какой цвет Вас отталкивает?

75% Слишком крепкий 100% мягкий 100% слабый 85% Самый ароматный и вкусный Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета В итоге: Эксперимент

Цвет в компьютерных технологиях

Использование цвета в текстовых документах Цветные документы, в среднем, получают на 60-70 процентов больше откликов, чем такие же чёрно-белые.

Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, и ослабеет, если их очертить белым контуром

Рекомендации для оформления презентации На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Для фона выбирайте более холодные тона (предпочтительнее) со светлым шрифтом или светлый фон и темные надписи. Учитывайте, что цвет влияет на восприятие различных групп слушателей по-разному (дети, взрослые). Цвет должен соответствовать теме презентации. Соблюдайте единый стиль оформления.

Презентация – это в первую очередь общение с аудиторией. Поэтому не читайте то, что написано на слайдах, а описывайте, дополняйте, рассказывайте. Если есть возможность - вставляйте картинки в каждый слайд. Это значительно облегчает восприятие информации. Не стоит злоупотреблять анимацией, она не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Анимацию стоит использовать там, где очень важно, чтобы информация появлялась частями. Рекомендации для оформления презентации

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации