Занятие «Магия песка»

3
0
Материал опубликован 3 November 2017 в группе

Занятие «Магия песка»

Сегодня очень модно делать из детей вундеркиндов, уже с первых лет жизни загружая их по полной программе всевозможными занятиями. Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений – это и называется воспитанием. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. В детском саду, в школе, тоже действует директива по отношению к личности ребёнка, затем появятся взрослые социальные институты. Где же ребёнок сможет позволить себе просто «быть» - быть самим собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать? Именно такое сочетание приведёт к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, оценивать свои возможности, ценить своё мнение.

Где найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре, рисунке) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет занятие «Магия песка».

Песок – уникальный природный материал. Его податливость провоцирует желание творить. Ящик с песком, сухим или влажным, на выбор ребёнка. Коллекция фигурок. Всё это с виду напоминает игру. Но это обманчивая простота. Песок и символы делают видимой внутреннюю картину переживаний, что приносит примирение и облегчение. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, потому что помогает осознать то, что заблокировано вербально. Открывает двери таинственным силам психики, восстанавливающим порядок и гармонию.

Таким образом, можно смело рекомендовать занятие по песочной терапии детям:

с психосоматическими расстройствами;

с невротическими расстройствами;

имеющим психотравмирующий опыт (развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другой город, поступление в 1 класс, рождение брата или сестры);

с признаками школьной дезадаптации, сложными отношениями со сверстниками;

с повышенным уровнем тревожности, страхами, агрессивностью;

с низкой самооценкой, зажатым, стеснительным.

Цель занятия «Магия песка»: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

Задачи:

стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;

формировать позитивное отношение к своему «Я»;

формировать позитивное отношение к сверстникам;

развивать навыки социального поведения;

совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

cпособствовать проявлению эмпатии;

развивать фантазию и образное мышление;

побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

Структура занятия:

Первый этап занятия направлен на изучение личностных особенностей, склонностей, интересов и способностей учащихся 3 - 4 классов. В ходе психологического исследования определяется: доминирующий мотив учения, мотивация успеха, уровень самооценки, уровень тревожности, свойства темперамента, эмоциональный интеллект. На основе результатов исследования составляется заключение о личностных качествах и учебных предпочтениях учащегося. Комплект методик представлен в приложении 1.

Второй этап предполагает проведение упражнений с песком и миниатюрными фигурками, имеющими символическое значение. Использование методов песочной терапии дает воспитаннику возможность собрать собственный уникальный образ картины своего мира, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития себя, как личности. После упражнений проводится индивидуальная консультация, в ходе которой под руководством психолога вырабатывается навык целеполагания и планирования. В заключение занятия психолог получает обратную связь от учащегося.

Приступая ко второму этапу занятия, учащемуся дается задание с помощью песка, воды и миниатюрных фигурок создать мир, в котором он сейчас находится. Психолог даёт ребёнку пояснение: создай в песочнице свой мир. Такой, в котором ты мог бы жить, быть самым главным или просто жителем. Подумай, что окружает тебя, чем бы ты хотел себя окружить, кто обязательно должен присутствовать в твоем мире?

После того, как задание выполнено, психолог хвалит ребёнка за успешное выполнение работы. И с помощью наводящих вопросов помогает учащемуся рассказать о том, что он создал. Если ребёнок затрудняется с ответом на вопросы 8, 9 психолог помогает ему, опираясь на результаты проведённых диагностических методик.

Расскажи, что ты видишь в своем мире?

Кто эти фигуры? А где ты? Опиши свою фигуру, она какая? Кто рядом с тобой? Опиши эти фигуры. Они какие?

Кем ты являешься в своем мире? Какое место занимаешь? Ты главный? А кто главный?

Какова твоя главная цель (каким хочешь быть в этом мире? чего достичь? кем хочешь стать?)

Каковы твои ближайшие жизненные планы? Может что-то хочется в своём мире поменять? Добавить то, чего в настоящее время нет? Предоставляется время для доделывания.

Какие существуют пути и средства достижения цели (какие шаги тебе надо проделать для того, чтобы достичь цели)?

Какие существуют внешние условия для достижения цели? Кто может помочь тебе? Что может способствовать твоему успеху?

Какие у тебя уже есть внутренние условия (возможности, способности, личностные качества) для достижения цели?

Каких качеств тебе не хватает?

Как можно развить те качества, которых тебе не хватает? Кто может помочь тебе их развить?

Завершение занятия и получения обратной связи: Давай представим, что ты добился тех целей. Как ты себя ощущаешь, что чувствуешь? Где ты сейчас находишься? Перемести свою фигуру на то место, где она должна быть.

После получения обратной связи от ребёнка, психолог предлагает ему сфотографировать свою работу или сфотографироваться вместе со своей работой. Даётся рекомендация поместить снимок дома на видное место, чтобы всегда помнить о том, к чему следует стремиться. На этом занятие заканчивается.

В результате занятия происходит:

установление ребёнком собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

выбор критериев, норм оценивания себя, как будущего специалиста, точки отсчета – начала профессионального пути, координат на основе требований предъявляемых к выбранной профессии, профессиональной «планки» - кем хочу стать на вершине карьеры;

определение своих наличных уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым профессиональным нормам, принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др.;

предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;

построение своих целей, задач, планов (близких, средне отдалённых, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать.
Приложение 1. Методики.
DOCX / 40.62 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.