Тема «Макрорайоны США» по закреплению и обобщению знаний об особенностях географии и экономики макрорайонов США
Тема «Макрорайоны США»
Цель: закрепление и обобщение знаний об особенностях географии и экономики макрорайонов США с использованием дидактической многомерной технологии (ДМТ) и современных информационных источников.
Задачи:
Образовательная: - определение места и роли США в мировой экономике;
Воспитательные: - развитие коммуникативных способностей учащихся - формирование чувства патриотизма к Родине
Развивающие: - формирование логического мышления - закрепление навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, атласами и контурными картами - развитие творческих способностей учащихся
Тип урока: семинар-практикум.
Оборудование: 1) политическая карта мира 2) карта «Соединенные Штаты Америки» 3) карта «Уровень индустриализованности крупнейших центров обрабатывающей промышленности США» 4) карта «Ведущая отрасль специализации крупнейших промышленных центров США» 5) диаграмма «Отраслевая структура обрабатывающей промышленности США» 6) атласы 11 класса, контурные карты 7) компьютер + мультимедийный проектор 8) мульмедийный учебник «Библиотека электронных наглядных пособий по географии 10-11 класс» 9) выставка литературы по США 10) у каждого ученика – заготовки ЛСМ «Макрорайоны США» с заполненной матрицей
Ход урока:
I. Вводная часть.
Добрый день! Сегодня мы с вами встретились на уроке географии для того, чтобы познакомиться с макрорайонами США. В настоящее время на территории США выделяется 4 макрорайона, отличающихся друг от друга историческими, культурными особенностями и по характеру современного социально-экономического развития: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад (показать на карте).
Мы познакомились с некоторыми социально-экономическими характеристиками макрорайонов. Самый большой по площади - …(Запад), по населению - …(Юг), самый высокий уровень ВВП - …(Запад) и т.д (анализ матрицы)
Целью этого урока будет выявление особенностей макрорайонов и обобщение знаний по США. Для удобства работы продолжим работать с ЛСМ. Лучи К3, К4, К5, К6 – макрорайоны США. Это и есть план нашей работы на этом уроке. В процессе работы будем отмечать точки на лучах. Итак, Северо-Восток.
II. Северо-Восток. Самый небольшой, но его роль в жизни страны была и остается исключительно важной. 1620 год – к побережью Массачусетского залива из Англии прибыло судно с английскими поселенцами. Так возникла Новая Англия,которую можно назвать колыбелью США, именно к ее уроженцам в первую очередь относится слово «янки», символизирующих коренных поселенцев. Точка 1. Центр Новой Англии – Бостон – стал первым городом, возникшим на новых землях. В нем находится знаменитый Гарвардский университет. Поздние переселенцы – англичане – купили у голландцев поселение Новый Амстердам на о.Манхеттен, назвав его Нью-Йорком. Долгое время Северо-Восток развивался быстрее других районов. ? вопрос классу: Почему? (выгодное ЭГП, богатство каменным углем). Именно на Северо-Востоке зародился промышленный пояс США, превративший этот район в «мастерскую нации». Точка 2. Если Новая Англия долгое время была главным районом легкой промышленности США, то славу «Американского Рура» приобрела западная часть Пенсильвании. ? Что повлияло? (каменный уголь Аппалачи + железная руда => угольно-металлургическая база). Точка 3. Цент этой базы – Питтсбург – «металлургическая столица США». Хотя во второй половине 20 века доля Северо-Востока по некоторым показателям снижается, он был и остается важным экономическим районом страны. Здесь находится экономическая столица страны – Нью-Йорк – большой финансовый, промышленный, транспортный, торговый и культурный центр США. Дает > 1/10 ВВП страны. Точка 4. Нью-Йорк – главный финансовый центр США (правления банков и страховых компаний, фондовая биржа) Промышленность: переработка нефти, цветных металлов, полученных по морю, Машиностроение, Швейная – «законодательница мод», Пищевая – «столица кулинарии», Полиграфическая – «столица новостей» (выходят газеты на 15 языках) Очень пестрый национальный состав: 177 национальностей. Точка 5. Вашингтон – политическая столица с 1800 года. Главная продукция – законы и правительственные постановления. Нет небоскребов, т.к. нельзя строить выше Капитолия – резиденции конгресса страны. Мало промышленных предприятий, но это крупный научный и культурный центр.
вывод: Северо-Восток – «мастерская нации»
III. Средний Запад. Был заселен и освоен уже в 19 веке. Территория промышленного пояса от Нью-Йорка и бостона постепенно продвинулась к западу, охватив Приозерье, которое иногда называют «американским Средиземноморьем» - точка 1. Здесь на базе богатых ресурсов топлива и сырья (?: какого? – угля и руды – точка 2.) и выгод ЭГП сформировались такие крупные промышленные центры, как Чикаго, Детройт, Кливленд. Точка 3. Чикаго – столица Среднего Запада. Город возник 150 лет назад на стыке Великих озер и плодородных прерий. Давно стал своего рода символом мощи и динамизма американской индустрии, главным рынком зерна и скота. Это также крупнейший финансовый, торговый и культурный центр и самый большой в США транспортный узел. Но Средний Запад богат не только углем и железной рудой. ?: Чем еще богат? (исключительно благоприятные почвы, агроклиматические ресурсы). Занимая всего 1/5 территории США, он дает около ½ их сельскохозяйственной продукции (матрица). ?: Какие направления с/х развиты? (молочное животноводство ―> «молочный пояс», для которого характерны крупные фермы (точка 4) выращивание кукурузы ―> «кукурузный пояс» (точка 5) зерновое хозяйство ―> «пшеничный пояс» (точка 6)
Вывод: Средний Запад – житница страны.
IV. Юг. Американский Юг долгое время развивался значительно медленнее Северо-Востока и Среднего Запада, прежде всего из-за преобладания рабовладельческого плантационного хозяйства (точка 1). В последние десятилетия произошел переход к аграрно-индустриальному хозяйству (точка 2): 1 место в стране по добыче нефти, природного газа, угля, фосфоритов, по мощности электростанций, нефтехимический комбинатов. Здесь теперь концентрируется 9/10 выпуска тканей, табачных изделий.
Особенностью Юга является его многоликость. Можно выделить несколько частей: Точка 3: Старый Юг, знаменитый своими табачными плантациями. Здесь же – главный район производства знаменитых «ножек Буша» (бройлеров) Точка 4: Глубокий Юг, прославившийся хлопком Точка 5: «Солнечный штат Флорида» с крупнейшим курортом Майами, выращиванием цитрусовых Точка 6: Новый Юг: Техас с «нефтяной лихорадкой». Его главные центры – Даллас и Хьюстон, известные своим крупным…(аэрокосмическим) производством.
Вывод: Юг – район больших перемен.
V. Запад. Запад – самый молодой по времени освоения макрорайон США. Еще раз обратите внимание на его площадь (матрица) – является самым большим. Поэтому, наверное, контрастность в его пределах выражена особенно сильно. Здесь самые высокие в стране горы, самые глубокие каньоны, самые большие пустыни (штат Аризона – «Египет в Америке») и самые плодородные долины, огромные города и безжизненные пространства. Запад внутренне неоднороден. Принято выделять Дальний Запад (точка 1), занимающий прерии Великих равнин, Горный Запад (точка 2), край Скалистых гор и пустынь, богатых рудными полезными ископаемыми, край национальных парков, горнолыжных курортов и круглогодичного туризма. И, наконец, Тихоокеанский Запад (точка 3). Выделяется штат, назвать который вы сможете, отгадав экономическую загадку: По площади территории его можно сравнить с Японией, а по численности населения – с Канадой. Штат выделяется развитием науки, новейших отраслей промышленности, ВПК, киноиндустрии, туризма, производством фруктов, цитрусовых и вина, занимает первое место по количеству проживающих в нем миллионеров и концентрирует треть всего автопарка США. (штат Калифорния) Калифорнию нередко именуют «государством в государстве». Действительно, по площади этот штат примерно равен Японии, а по населению – Канаде. Что же касается экономической мощи, то, если бы рассматривать Калифорнию как самостоятельное государство, она уступала бы только США, Японии, Германии, Франции и Великобритании, а по размерам ВВП на душу населения заняла бы 1 место. Калифорния – главный научный и военно-промышленный арсенал США. Поэтому Калифорнию заслуженно называют «золотым штатом» «Лицо» Калифорнии определяет ее крупнейший город – Лос-Анджелес. Основан в 1781 г., своим ростом обязан сначала с/х, затем золоту, кинематографии (Голливуд), нефти, а в последнее время – комплексу отраслей военной ориентации: самолетов, ракет, приборов, электроники для них. Второй важнейший центр Калифорнии – Сан-Франциско, экономическая и культурная столица Калифорнии до Лос-Анджелеса, красивейший город США, недалеко от которого находится знаменитая Силиконовая Долина. В состав Запада входят также Аляска (точка 4) – главный ресурсный район нового освоения в США и Гавайи (точка 5) – острова ананасов и туризма. Возвращаясь к цифрам (матрица), мы видим, что Запад опережает все районы почти по всем показателям.
Вывод: Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США
Итак, наша модель заполнена. Основные особенности нанесены на лучи.
? Так какому району больше всего подойдет специализация на тяжелой промышленности и зерновом хозяйстве? (Средний Запад)
? Где больше развиты топливная, химическая и легкая промышленность? (Юг)
? Цветная металлургия, наука и ВПК? (Запад)
? Район с развитой обрабатывающей промышленностью и выделяющийся оказанием финансовых услуг? (Северо-Восток)
А теперь – все внимание на экран. Вам предлагается отгадать район США по видеоматериалам - подсказкам, которые будут появляться последовательно. Чем меньше подсказок, тем выше оценка. Свой ответ необходимо доказать (демонстрируется слайд-шоу по районам)
Обратили ли вы внимание, что каждый штат США имеет свою особенность, отличие или шутливое название. Некоторые из них мы сегодня упоминали. Задание: Установите соответствие между штатами и их «названиями» (7 минут):
1. Американский Рур 2. Фабрика грез 3. Кукурузный штат 4. Автомобильный штат 5. Солнечный штат 6. Нефтехимич. столица США 7. Эталон США 8. Автомобильная столица 9. Пшеничный штат 10. Металлург. столица США
А. Голливуд Б. Флорида В. Детройт Г. Питтсбург Д. Канзас Е. Калифорния Ж. Пенсильвания З. Айова И. Хьюстон К. Мичиган
Обсудим домашнее задание. Оно не совсем обычное. Его вам оставили по наследству бывшие ученики. Они нарисовали несколько рисунков, характеризующих «образ района» (демонстрация рисунков с пояснениями). К сожалению, имеются рисунки не всех макрорайонов. Я прошу вас выполнить такое задание: создать свой «географический образ» недостающих районов для будущих поколений. Это может быть рисунок, коллаж. А для тех, кто хорошо владеет компьютером, могу предложить придумать рекламу тура «Путешествие по США» в виде фотоальбома или компьютерной презентации.
Выставление оценок за урок (за подготовленные выступления, за ответы, за самостоятельную работу)