Доклад на тему «Психолингвистические школы России и США»

0
0
Материал опубликован 15 August 2020

Психолингвистические школы России и США.

Патрушева Наталья Леонидовна, учитель английского языка (1 категория) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная школа № 48 «Город Архангельск»

Психолингвистика - это комплексная наука, которая изучает язык, как психический элемент. Яхык - это система знаков той или иной коммуникационной системы. Психолингвистика изучает социальную коммуникацию, необходимую для получения новых знаний.

Языкознание как наука о естественном человеческом языке в целом и обо всех языках мира как индивидуальных его представлениях входит в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Ключевая роль языкознания для многих смежных наук делает выводы языкознания важными для всего гуманитарного знания в целом. Многообразие функций языка в обществе и тесный характер связи языка с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким и многообразным взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания с психологией, уже в 19 веке вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознание, что вызвало к жизни психологическое направление в современной лингвистике. Во второй половине 20 века образовалась новая пограничная с языкознанием наука - психолингвистика.

​​​​​​​Психолингвистика - наука , изучающая психологические и лингвистические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности [Ковшиков 2017: 13].

Предметом исследования психолингвистики является, прежде всего, речевая деятельность как специфический человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, виды (способы), в которых она осуществляется, формы, в которых она реализуется, выполняемые ее функции. Как отмечаеи основоположник отечественной школы психолингвистики А.А.Леонтьев, “предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования” [Леонтьев 2003: 110].

По мнению А.А.Леонтьева, психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой), находясь при этом в постоянном взаимодействии с социолингвистической, этнолингвистической и прикладной лингвистикой.

Таким образом, психолингвистика - это междисциплинарная область знаний о законах формирования в онтогенезе и сформированных процессах речевой деятельности в системе различных видов жизнедеятельности человека [Ковшиков 2017: 23].

Официальное рождение данной науки относится к 1953 году, когда в Булмингтоне (США) состоялся первый семинар по психолингвистике. Результаты этого семинара, опубликованные в книге Ч.Э. Осгуда и Т.А.Себеока, дали мощный импульс к активизации психолингвистических исследований во всем мире. Следует, однако, отметить, что идеи, близкие к проблематике психолингвисики, развивал в начале 30- х годов 20 века советский психолог Л.С. Выготский.

Важнейшими вехами развития американской психолингвистики после 1954 года можно считть 1957 год: в этом году состоялся выход из печати известной монографии “Измерение значения” Ч.Э. Осгуда в сооавторстве с двумя его чениками. Следующими этапами в становлении психолингвистики как науки следует признать 1961 год, когда один из участников первого психолингвистического семинара - С.Сапорта - опубликовал хрестоматию важнейших психолингвистических работ, и далее, 1965 год, когда в печати появилось множество научных работ, каксающихся вопросов психолингвистики. В настоящее время в США издается специальный журнал “Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior”, почти полностью посвященный различным проблемным вопросам психолингвистики.

Появление психолингвистики послужило стимулом к возникновению различных психолингвистических школ как в России, так и за рубежом. Теоретическими основаниями первой психолингвистической школы в США явились математическая теория связи К.Шеннона, американская дескриптивная лингвистика и необихевористская психология. Первый вариант психолингвистики, созданный, прежде всего, психологами - бихевиористами, несет в себе следы прежней психологии речи со всеми ее достоинствами и недостатками: объект анализа - изолированное слово, предмет анализа - причинно - следственные связи между словами, в первую очередь, в вербальной памяти человека, схема анализа - стимул - реакция с ассоциативной связью между ними; экспериментальная методика - ассоциативный эксперимент [Сахарный 1989: 13 - 15].

Психолингвистику принято рассматривать как качественно новый этап в исследовании речевой деятельности. Предпосылки формулирования статуса психолингвистики как нового раздела в языковедении связаны, в первую очередь, не с новыми идеями, появившимися в психологии, а с новыми методологическими схемами анализа человеческого общения, то есть коммуникации.

Другая западная психолингвистическая школа связана с именами представителей второго поколения психолингвистики: психолингвистика Дж. Миллера и лингвиста Н.Хомского. В противоположность психолингвистике Ч.Э. Осгуда, психолингвистика Дж. Миллера - Н.Хомского является менталистикой. Предметом ее изучения становятся процессы, связанные не только с овладением и употреблением формальных языковых структур, но и с формированием представления о воплощении в языковых формах содержательных интенций коммуникантов. С этой целью в рамках данной школы вводится понятие поверхностного и глубинного уровня порождения высказывания. На этом основании можно говорить о том, что психолингвистика в американской традиции сосредоточена на попытках проверить, насколько психологические гипотезы, основанные на идеях Н.Хомского, соответствуют наблюдаемому речевому поведению. С этих позиций одни авторы рассматривают речь ребенка, другие - роль языка в различных социальных группах, представители третьей группы изучают взаимосвязь языка и познавательных процессов. Психолингвистика Н.Хомского антипсихологичной, поскольку она сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур [ Залевская 2010: 13].

Среди последователей Н.Хомского и Дж. Миллера возникла тенденция подправить “миллеровскую” психолингвистику”, сделать ее более психологической, привести в соответствие с концептуальной системой общей психологии. Эта тенденция ярко проявилась в работах молодых психологов Гарвардской психолингвистической школы, прямых учеников и сотрудников Дж. Миллера - Т. Бивера, М.Гаррет, Д. Слобина. В моей книге “Психолингвистика” Д. Слобин отмечает, что в речевом механизме человека существует звено, осуществляющее содержательную оценку языковой информации независимо от анализа языковой структуры предложения. Этот вывод принципиально важен, ибо ставит под сомнению идею Н.Хомского относительно “языковой способности”. В дальнейшем Д. Слобин стремился связать закономерности усвоения языка с доречевыми формами поведения и представить психолингвистические закономерности как частный случай общепсихологических [Слобин, Грин 2013: 45].

В России развитие психолигвистики началось с середины 60 - х годов 20 века, прежде всего - в Институте языкознания АН СССР. Работа в этом направлении велась также в ведущих научных центрах Ленинграда, Новосибирска, Киева, Иркутска. Советская психолингвистика опиралась на материалистическую психологическую школу Л.С. Выготского, а также на лингвистическое наследие Л.В. Щербы и его школы, в особенности, на его концепцию об активной грамматике [Леонтьев 2003: 67].

Важнейшими особенностями концепции Л.С. Выготского и его школы являются следующие.

Во - первых, продвижение идеи опосредствованного характера человеческой психики. Последняя, по мнению. Л.С. Выготского, детерминирована употреблением орудий и знаков, что является ее основным отличием от психики животных. Частным случаем знаков являются языковые знаки: язык выступает не как количественная прибавка к психике, а как ее конституирующий элемент, поэтому можно говорить о сознании человека как о языковом содержании.

Во - вторых, разработка идеи деятельности. В лтличае от большинства других направлений, школа Л.С. Выготского исходит из представления об активном характере деятельности, которая протекает не в порядке пассивного приспособления организма к окружающей среде, а как процесс “опережающего отражения” (термин И.П. Павлова). Данная специфическая человеческая способность с опорой на общественный опыт, закрепленный в орудиях и знаках, а также заключенный в планировании своего поведения, активном регулировании окружающей действительности и значимом воздействии на нее, обуславдивает ту важнейшую с философской точки зрения особенность человеческой деятельности, которую. К. Маркс обозначил как “практическое созидание предметного мира” [Ковшиков 2017: 47].

С возникновением нового лингвистического направления в СССР формируются две психолингвистические школы - московская и ленинградская (позже - санкт - петербургская).

Представители московской психолингвистической школы (Т.В. Рябова - Ахутина, И.Н. Горелов, Е.Ф. Тарасов и др.) рассматривали психолингвистику как продолжение разработанной А.Н. Леонтьевым психологической теории деятельности. Ее представители долгое время называли психолингвистику “теорией речевой деятельности”. Необходимо отметить, что ученые этой психолингвистической школы нередко признавали термины “психолингвистика” и “теория речевой деятельности” синонимичными.

В настоящее время московская психолингвистическая школа ориентируется, прежде всего, на характеристику процессов преобразования смысловой информации. С различных позиций исследуются особенности производства речи, ее восприятия и понимания. Кроме того, большое внимание уделяется анализу процессов становления и функционирования языкового сознания, под которым понимается система образов действительности, получающих свое языковое отображение в речевой деятельности человека как носителя языка с субъекта речевой деятельности.

Основателем петербургской психолингвистической школы в России принято считать Л.В. Сахарного. В Петербурге он создал городской семинар, который стал заметным явлением научной жизни города. На ежемесячных научных семинарах, посвященных проблемам психолингвистики и смежных областей знаний, обсуждались самые актуальные проблемы формирования и восприятия речевой деятельности.

Психолингвистические работы, выполненные на диалектном материале, оказались первыми не только в научных исследованиях Л.В. Сахарного, но и в истории отечественной психолингвистики. В начале 90 - х годов 20 века ученого увлекают проблемы психолингвистики текста. Результатом его исследований явилась теория текстов - примитивов и первое в стране учебное пособие “Введение в психолингвистику” [Масевич 2012: 37].

В настоящее время психолингвистика включает множество различных направлений психологического языкознания и, с одной стороны, развивает и углубляет интерес к человеку как носителю языка, а, с другой стороны, - стремится к интерпретации языка, прежде всего, как динамической системы речевого поведения человека.

Представители психолингвистических школ более глубоко исследуют взаимообусловленность и взаимодействие факторов развития и функционирования языка, чем “классическое” общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет исследования психолингвистики. В отличие от других разделов языкознания, психолингвистика до сих пор не приобрела четко очерченных границ, и именно этот фактор стимулирует все увеличивающийся интерес к психолингвистической проблематике в последние годы.

Библиография:

1. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл.ред. В.Н. Ярцева. 2 - е изд. М., 1998.

2. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М., 2017.

3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2010.

4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2003.

5. Масевич А.Ц. Теория информационно - поисковых языков в работах Л.В. Сахарного. М., 2012.

6. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л., 1989.

7. Слобин Д., Грин Д. Психолингвистика, 2013.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #322539 был удален 17 August 2020

Ответ #322540 был удален 16 August 2020

Ответ #322635 был удален 17 August 2020