Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Масленица»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развивающие:
Воспитательные:
Одной из главных задач данного урока является создание условий для развития познавательного интереса учащихся.
Известно, что все обучающиеся имеют разный уровень познавательного интереса.
Проявлению элементарного уровня познавательного интереса способствует использование мультимедийных презентаций, блокнота. Этот уровень интереса непосредственный, открытый новым фактам и явлениям.
Средний уровень проявляется во время урока у тех учащихся, которые оперируют приобретёнными знаниями и умениями.
Проявлением высокого уровня познавательного интереса обучающихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям, а также по желанию, собственному побуждению участвовать в деятельности. Например: в обсуждении поднятых на уроке вопросов дети выказывают желание высказать свою точку зрения, показывают активность во время урока.
Для повышения уровня познавательного интереса на данном уроке используются следующие условия:
Опора на имеющиеся знания учащихся.
Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.
Отбор содержания.
Здоровьесберегающие технологии.
Эмоциональная атмосфера обучения.
Использование мультимедиа в образовательном процессе.
Воспитательные задачи решаются на примере традиций русского народа, использовании творчества не только хорошо известных народных произведений («Блины»), но и творчества нашего региона – Раменского района п.Гжель («Гори, гори ясно»).
С масленичной темой дети встречались во втором классе («Проводы зимы», раздел «Гори, гори ясно»), где разучивали масленичную песню «А мы масленицу дожидаем» ( авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина,). Предыдущий урок в разделе «Гори, гори ясно» - «Звучащие картины», где дети вспоминают известные им масленичные песни, знакомятся с картинами Б.Кустодиева «Зима. Масленичное гуляние» и «Масленица». Этот урок служит переходом к восприятию сцены «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, звучащей на уроке «Прощание с масленицей».
Структура и содержание урока.
Пояснение по методике использования информационных технологий.
Этапы урока |
Содержание |
Средства обучения, форма работы |
Инструкция |
1. Организационный момент |
Звучит русская народная песня «Барыня», нацеливает детей на тему урока, дальнейшую работу. Способствует проявлению элементарного уровня познавательного интереса. |
Презентация к уроку, слайд №1, 2 |
Гиперссылка на р.н.песню «Барыня» - значок звукозапись |
2. Объяснение нового материала. Каждый день Масленицы -определённый этап урока, которому соответствуют дифференцированные задания, способствующие проявлению элементарного, среднего и высокого уровня познавательного интереса. У каждого обучающего имеется индивидуальный блокнот «Масленица» (разработанный педагогом к данному уроку), который дети заполняют в течение урока. |
Беседа учителя с учащимися о проведении славянского обрядового праздника – Масленица. Способствует проявлению высокого уровня познавательного интереса. |
Презентация к уроку, слайды №3,4 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
понедельник - встреча пение масленичной песни «А мы масленицу дожидаем» |
Презентация к уроку, слайды №5, работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши Музыкальное сопровождение - синтезатор |
|
вторник - заигрыш. |
Презентация к уроку, слайды №6,7 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
|
среда – лакомка. Дыхательная гимнастика. Разучивание песни «Блины», игра детьми на русских музыкальных инструментах. Чтение пословиц и поговорок. |
Презентация к уроку, слайды № 8,9 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши Дыхательная гимнастика – анимированный смайл. Музыкальное сопровождение - синтезатор |
|
Дети вместе с учителем разучивают песню. «Масленица» четверг –широкй разгул (разгуляй.) Чтение пословиц и поговорок.
|
Презентация к уроку, слайды № 10,работа коллективн «Масленица» Презентация к уроку, слайды № 11,12 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
|
пятница – тёщины вечёрки |
Презентация к уроку, слайды №13, работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
|
суббота – золовкины посиделки |
Презентация к уроку, слайды № 14,работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
|
воскресенье – прощёный день. Дыхательная гимнастика |
Презентация к уроку, слайды № 15, работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» Ребята представьте себе , что у вас в руках у каждого блин, возьмите его двумя руками и представьте, что он горячий. Понюхайте и подуйте, еще раз.И учитель несколько раз с детьми повторяет этот прием. |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
|
Дети рассказывают о писателе Н.А.Римского-Корсаково, как о сказочнике Просмотр фрагмента мультфильма, снятого по сказке «Снегурочка». Способствует проявлению элементарного уровня познавательного интереса. |
Презентация к уроку, слайд № 16
|
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши Гиперссылка на фрагмент мультфильма – щелчок на первый кадр. |
|
Слушание музыки фрагмент из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка» |
Прослушивание темы из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка». Способствует проявлению среднего уровня познавательного интереса. |
Презентация к уроку, слайд № 17(просмотр отрывок мультфильма) |
|
Беседа о характере и настроении музыки. Способствует проявлению среднего и высокого уровня познавательного интереса. |
начало фрагмента оперы и остановка – по щелчку. |
||
Работа по картине Б.Кустодиева «Масленица» |
Сравнение характера и настроения музыки и картины. Способствует проявлению, среднего и высокого уровня познавательного интереса. |
Презентация к уроку, слайды № 18 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
Разучивание местного напева «Гори, гори ясно» (напев был записан в деревне Бурдюково Вологодской области Сокольского района) |
Способствует проявлению среднего уровня познавательного интереса. |
Презентация к уроку, слайды № 19,20 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» и разучивание слов (коллективная работа) |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши Музыкальное сопровождение - синтезатор |
Домашнее задание |
Способствует проявлению элементарного, среднего и высокого уровня познавательного интереса. |
Презентация к уроку, слайды № 21Просмотреть еще раз в блокнотик все дни сырной недели и выучить слова песни ) |
Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
Рефлексия |
Обучающимся выданы бумажные «блины», Разложить их на одну из трёх тарелок (разное настроение). |
|
При разработке урока использовались: методическое пособие (авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина); материалы сети Интернет, лежащие в свободном доступе.
Конспект урока
Предмет – Музыка. Программа – «Музыка», авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. Раздел учебника – «Гори, гори ясно» № урока в разделе – 4 Тема урока – «Прощание с масленицей» Цель урока: знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен и композиторской музыки, обеспечение проявления познавательного интереса благодаря использованию ИТ. Задачи: Образовательные: познакомить с масляничными традициями русского народа, с произведениями русского фольклора. обеспечить проявление познавательного интереса благодаря использованию информационных технологий с элементами новизны и непредсказуемости. Развивающие: развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкальный слух, грамотное эмоциональное пение. Воспитательные: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа; стимулировать дальнейшее саморазвитие учащихся, развитие познавательного интереса благодаря применению наглядности, занимательности. |
|
Слайд 1,2 Слайд 3 Слайд4 Слайд 5 Слайд 6, 7 Слайд 8 Слайд 9 (дыхательная гимнастика) Слайд 10 Слайд 11,12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16, 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 |
«Барыня» - звучит фонограмма. - как вы думаете, с какой музыки мы начали этот урок? Кто её написал - народ или композитор? (Народ) - какому народу принадлежит эта музыка? (русскому) - какой характер у музыки? (танцевальный) Это русский народный танец без правил, называется пляска «Барыня» Ноги сами по себе, Руки сами по себе, Голова и та отдельно, Как хочу, так и пляшу. - Ребята, когда и где звучит именно такая плясовая музыка? (на празднике). - Почему? Какие чувства передаёт музыка? (веселья, счастья, радости) - А что по-вашему праздник? (это шутки, смех, веселье, общение со знакомыми и незнакомыми людьми) Народные праздники - гуляния захватывают человека полностью и оставляют самые светлые, самые яркие впечатления. Как вы думаете, до наших дней сохранились традиции народных праздников? Какой народный праздник отмечается в конце зимы, начале весны? (Масленица) Мы с вами сегодня перенесёмся в старину и посмотрим, как раньше русские люди провожали зиму и готовились к встрече весны, разучим масленичные попевки и русские народные песни. Закрыли глаза и представили праздник. Масленица - обрядовый славянский праздник, который дошёл и до наших времён. - Чему посвящён этот праздник? (проводам зимы и встрече весны). Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы . - Сколько дней праздновал народ масленицу? (неделю) Праздник длился неделю - последнюю неделю перед великим постом. Начало праздника открывалось шумной встречей масленицы в Понедельник. Он так и назывался «Встречей». Перед вами на столах лежат небольшие блокнотики, посвящённые масленице. Мы на уроке будем заполнять их. Найдите страничку, посвящённую понедельнику, и впишите название этого дня - ВСТРЕЧА В этот день делали чучело зимы, наряжали его в одежды и возили по деревне на шесте. Потом его ставили на горе, где начинались катания. . Вторник - заигрыш: В этот день и начинался праздник - гуляния, песни, ряженые катания, кукольные и балаганные представления. (Подписать в блокноте название дня) Среда - «Лакомка»- (Подписать в блокноте название дня) В этот день ходили по гостям и объедались блинами и прочими блюдами. Тёщи приглашали зятьёв. Отсюда и пошло выражение - «сходить к тёще на блины». Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок и песен. Под эти пословицы съедалось огромное количество еды. - А вы любите блины? Представьте, что перед вами вкусный, горячий блин. Обнимите себя руками, понюхайте его, как я. А теперь потихоньку подуйте на него, кто дольше? (дыхательная гимнастика) Песня «Блины» (разучивание) Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Напекла она поесть Сотен пять, наверно, есть. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Гости будьте же здоровы, Вот блины для вас готовы. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Четверг - «Разгуляй», или «широкий Четверг» (Подписать в блокноте название дня) - На этот день приходился пик народного разгуляйства. Всем миром в качестве участника или зрителя выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год. В другое время драки были строго наказуемы. «Масленица - пышка на улицу вышла. на гору кататься, с ребятами драться! Ребята-дураки нажимали кулаки, Нажимали кулаки все на масленицы боки…». Дети катались с гор во все дни масленицы, а взрослые присоединялись к ним с четверга, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл: человек вступал в союз с землёй, пробуждал её застылую силу и энергию, залог своего достатка и благополучия. Пятница - «Тёщины вечёрки» (Подписать в блокноте название дня) - Теперь уже зятья угощали своих тёщ блинами, оказывая им при этом большие почести. Суббота - «Золовкины посиделки» (Подписать в блокноте название дня) Золовка - сестра мужа - принимала у себя подруг. Воскресение - «Прощёный день», "Прощание с Масленицей" - все встречные знакомцы целовались и просили друг у друга прощения, и все обиды за год были забыты. А ещё это были проводы Масленицы. (Подписать в блокноте название дня) Просмотр Н А Римский- Корсаков . Просмотр фрагмента М/Ф. - Вы увидели фрагмент мультфильма, снятого по сказке «Снегурочка», где звучит музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Вы уже знаете, что Римского-Корсакова называют композитором-сказочником. Он, обратившись к старинному народному быту, широко использовал народные напевы и сочинил несколько тем в стиле календарно-обрядовых песен. Это был небольшой отрывок из масленичной сцены в опере, а сейчас - сама сцена. - Мы будем слушать музыку из оперы, постарайтесь услышать, когда будет меняться настроение и поднимите руку, когда услышите, что звучит другая тема. Прослушивание сцены из оперы, в это время на экране картина Кустодиева "Масленица" - Какие характеры музыки мы здесь услышали? - Сумел ли композитор передать настроение праздника? На экране вы видите картину, которую написал русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Давайте всмотримся в неё - беззвучна она или звучит в вашем воображении? (звучит). Какое настроение художник передаёт в своей картине? (Праздничное, весёлое). Что общего мы находим у художника и композитора? Есть ли что-то общее между музыкальной картиной масленичного гуляния в опере Римского - Корсакова «Снегурочка» и картиной Кустодиева «Масленица»? (ответы детей) - Итак, в воскресение в поле раскладывали костёр, дрова для которого мальчишки собирали всю неделю. Около полудня собирались все в большой хоровод, пели песни, частушки, дразнилки. После общего хоровода начинались игры, катания с гор, балаганные представления. Важный момент праздника - взятие снежного городка - последнего оплота снежной зимы. Весёлая кутерьма заканчивалась разрушением снежного городка и сбором в общий хоровод около костра. Жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая Зима, рождалась огненно-яркая сила Весны. В то время, пока чучело зимы горело, все пели "Гори, гори ясно". «Гори, гори ясно» - этот напев был записан в деревне Бурдюково Сокольского района Вологодской области. Он отличается от той мелодии, которую вы слышали раньше. Давайте споём и мы эту песенку-закличку. (Разучивание, пение с солистами и игрой на детских шумовых инструментах) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Пошла баба по масло, Жених по невесту. Лилася вода На крутые берега. У Спаса бьют, У Николы звенят, У нашего Егорья Часы говорят, Выговаривают, Да вызвенькивают, Да выбренькивают, Да вытетенькивают. Мы с вами побывали на русском народном празднике, посвящённом встрече Весны и проводам Зимы – Масленице – (хором). Отрывок из какой оперы Н.А.Римского-Корсакова мы с вами слушали? Я предлагаю вам дома вместе с родителями заполнить листы в нашем блокноте, посвящённом этому празднику - нарисовать рисунки, записать пословицы и поговорки. - Какое настроение у вас осталось после урока, мы увидим, когда вы положите нарисованный блин со своим именем на тарелки - у кого настроение праздничное, хорошее - на тарелочку с улыбающимся блинчиком, у кого настроение не очень - на тарелочку с грустным блинчиком, кто не может определить своё настроение – на тарелочку с серьёзным лицом. (Раскладывают блины) И завершить наш урок я хотела бы словами Бориса Кустодиева: «Велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни». Спасибо вам, ребята, за урок, и я надеюсь, что ваше знакомство с народными традициями на этом не закончится. |
Тихомирова Екатерина Витальевна