Сценарий внеклассного мероприятия «Русские народные гуляния «Широка Масленица»

3
0
Материал опубликован 17 April 2019

Сценарий внеклассного мероприятия

«Русские народные гуляния «Широка Масленица»

 

Автор: Ломакина Олеся Валерьевна,

методист МОУ ЦДО «Дземги»

Г.Комсомольск-на-Амуре

 

Методическая разработка будет полезна классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, воспитателям.

Цель: формирование познавательного интереса учащихся, расширение кругозора; знакомство с русскими традициями и воспитание уважения к ним.

 

Задачи:

познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, с его историей, традициями и обрядами;

воспитывать интерес и уважение к народным обычаям, родному языку;

способствовать сплочению коллектива;

способствовать укреплению здоровья детей.

 

Целевая аудитория:

Возраст: 5- 10 лет;

Количество участников 10-15 человек.

 

Подготовительный этап

  По возможности мероприятие предваряется походом в краеведческий или художественный музей, где дети знакомятся с русской народной культурой и произведениями декоративно-прикладного искусства.

Помещение: актовый зал или кабинет (согласование с руководством учреждения и ответственным за пожарную безопасность сжигания чучела масленицы на улице). Необходимая атрибутика праздника: самовар, сувенирные куклы-масленицы, скатерти на столах, сушки и баранки, изделия русских народных промыслов.

Оборудование и материалы:

Столы и стулья;

Бумага и клей, пайетки, глазки для изготовления сувенирной куклы-масленицы;

2 корзинки и 2 коробки с муляжами продуктов (например, коробки из-под молока, пустые коробки из-под яиц и т.д.);

Набор карточек для выполнения задания со скоморохами и самоварами;

Жетоны для рефлексии;

Чучело масленицы для сжигания;

Посуда, скатерть, самовар и чайник, угощение для чаепития;

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор для демонстрации презентации), акустическая система для музыкального сопровождения.

Музыкальное оформление: записи народных песен и мелодий и частушек.

Сценарный план:

Введение. Целеполагание. Рассказ о символике праздника и названиях всех 7 дней масленой недели.

Конкурс «Продукты для блинов»

Игра-кричалка «Блины-лепешки»

Конкурс «Испеки блины»

Игра «Снежки»

Конкурс «Тень скомороха»

Творческий конкурс – мастер-класс по изготовлению куклы-масленицы

«Прощеное воскресенье»

Подведение итогов

Чаепитие

Сжигание чучела Масленицы

Рефлексия

 

Действующие лица:

2 ведущие в русских народных сарафанах;

2 Красны Девицы;

Скоморохи.

 

Ход мероприятия

Звучит веселая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столами.

Ведущая №1: Здравствуйте гости дорогие! Рады видеть Вас сегодня на наших праздничных гуляниях!

Посреди небесных тел

Лик луны туманный,

Как он кругл и как он бел,

Точно блин с сметаной.

Кажду ночь она в лучах

Путь проходит млечный.

Видно, там на небесах

Масленица вечно!

(М.Ю. Лермонтов)

Ведущая №2: Давайте разделимся на 2 команды, первая команда будет называться «Скоморохи», вторая – «Коробейники». В течение нашего мероприятия Вы будете выполнять определенные задания, участвовать в конкурсах. За каждый конкурс Вы будете получать сушки. Команда, набравшая наибольшее количество сушек, объявляется победительницей! После развлекательно-игровой части нашего мероприятия, мы перейдем к чаепитию, где Вы сможете полакомиться блинами и выигранными сушками!

Ведущая №1: А после того, как наши дорогие гости отведают угощения, мы приступим к самому зрелищному моменту сегодняшнего мероприятия – сжиганию чучела! Итак, начинаем!

Ведущая №2: А знаете ли Вы, по какому поводу мы сегодня собрались?

Ответы детей. Демонстрация презентации

Ведущая №1: Верно! Чтобы про Масленицу все узнать, поиграть, блинов поесть, чучело Масленицы сжечь и с зимушкой холодной проститься!

Ведущая №2: А что такое – Масленица? Кто знает?

Ответы детей

Ведущая №1: Правильно! Масленица – это славянский традиционный праздник, который отмечают в течение недели перед Великим постом. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Наши предки считали, что тот, кто не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Ведущая №2: Мы сегодня с Вами узнаем, какие традиции этого праздника существуют, как называются каждый из 7 дней масленичной недели.

Ведущая №1: Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним дням и печет блины.

Ведущая №2: Существует несколько названий этого праздника: мясопустая, сырная, Масленица…

мясопустой Масленицу называют, потому что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;

сырной – потому что на этой неделе едят много сыра;

Масленицей –  потому что употребляют большое количество масла.

Ведущая №1: Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Ведущая №2: А давайте-ка, попробуем с Вами испечь блины! Понарошку! А заодно проверим, кто из Вас знает, какие продукты нужны для выпекания блинов..

Ведущая №1: Итак, каждая команда выстраивается в ряд. Для каждой команды подготовлена коробка с продуктами и корзинка. Задание: каждый член команды – по очереди - подбегает к коробке и берет лишь тот продукт, который нужен для приготовления блинов, затем возвращается на свое место, предварительно положив в корзинку своей команды взятый продукт. Та команда, которая наберет больше «правильных» продуктов, побеждает. Время на выполнение этого задания – 10 минут.

Ведущая №2: Всем понятно задание? Итак, начинаем!

Звучит веселая музыка. Команды выполняют задания. Подводятся итоги – победившей команде присуждается 3 сушки.

Ведущая №1: Молодцы! Отлично справились! Праздник Масленицы делится на две большие части – Узкую Масленицу и Широкую Масленицу. Узкая Масленица  – это первые три дня масленой недели: понедельник, вторник и среда. Остальные  четыре дня именуются Широкой Масленицей.

Ведущая №2: Между Узкой и Широкой Масленицей есть существенные различия. На Узкую Масленицу не запрещалось работать, или заниматься делами по дому. В противоположность - на Широкую Масленицу любой труд считался грехом и запрещался, оставляя народу право только на торжества и гуляния.

Ведущая №1: Каждый день Масленицы имеет свое определенное название, которое несет в себе символичность, вложенную в  особые традиции.  А теперь давайте разберемся, как назывался каждый день масленичной недели и почему!

Ведущая №2: По традиции, первый день Масленицы именовался «встреча». Утром в этот день свекор со свекровью отправляли невестку на день к родителям, а вечером они приходили к сватам в гости и забирали невестку обратно. Свекор для женщины – это папа ее мужа, свекровь – это мама ее мужа. Невестка для мужчины и женщины – это жена сына.

В понедельник из соломы и прочих подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое наряжали затем в старую женскую одежду и возили на санях по улицам. К этому дню возводились снежные горы и качели, начинали печь блины. 

Ведущая №1: Послушайте замечательное стихотворение Ирины Остудиной про Масленицу:

Открывайте ворота –

Масленица к нам пришла!

Знать, стучит уже  весна,

Благодать к нам снизошла!

Масленица, масленица, масленица!

Накрывайте-ка столы –

Тут блины вот подошли!

Вспомни, Русь моя, пиры,-

Ведь блины горой росли!

Масленица, масленица, масленица!

Чаю в чашки наливай,

Есть здесь мёд и сметана.

За здоровье выпивай,

За весну, что нам желанна.

Масленица, масленица, масленица...

Ведущая №1: Второй день носит название «заигрыш». Традиционно это был день смотрин невест. В день заигрыша с самого утра приглашали в гости молодежь – блинов поесть и на санках с горы покататься.

Ведущая №2: А давайте и мы с Вами поиграем в игру-кричалку «Блины-лепешки».

Ведущая №1: А что нужно делать?

Ведущая №2: Сейчас расскажу! Две команды встают напротив друг-друга. Я буду произносить кричалку, Вы должны внимательно слушать и выполнять все те движения, о которых я буду говорить. А по кодовому сигналу каждая команда должна будет громко дружно и весело кричать свое слово. «Скоморохи» по сигналу (взмаху) моей левой руки должны кричать «Блины!», а «Коробейники» по сигналу правой руки кричат «Лепешки!».

Ведущая №1: Всем понятны правила? Та команда, которая правильно, громко и дружно выполнит задание, получит 3 сушки!

Ведущая №2: Итак, начинаем!

Ведущая №1:

Хороша была зима, ее мы провожаем,

И тепло весеннее радостно встречаем.

Печем с припеком мы (сигнал левой рукой)…Блины!

И вкусные (сигнал правой рукой) …Лепешки!

И весело и дружно хлопаем в ладошки! (все хлопают)

Наступила долгожданная масляна неделя,

И никто не сосчитает, сколько же мы съели.

Ели-ели мы (сигнал левой рукой)…Блины!

И еще (сигнал правой рукой) …Лепешки!

А теперь вокруг себя покрутимся немножко! (все крутятся)

Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,

В каждом доме оценили хлопоты – старанье,

На столе стоят (сигнал левой рукой)…Блины!

А рядышком (сигнал правой рукой) …Лепешки!

Чтобы больше в нас вошло, прыгаем на ножке, (все прыгают)

Еще  кружок вокруг себя (все кружатся)

И хлопаем в ладошки! (все хлопают)

Звучит веселая музыка. Команды выполняют задания. Подводятся итоги – победившей команде присуждается 3 сушки.

Ведущая №2: Третий день Масленицы -  лакомка. В этот последний день Узкой Масленицы полагалось прийти к теще на блины, которые она собственноручно испекла для угощения зятя. Отсюда и наименование этого  – «лакомки». Теще в этот день было положено демонстративно показывать ее душевное расположение к мужу своей дочери. Теща для мужчины – это мама его жены. А зять для женщины – это муж ее дочери.

Ведущая №1: Продукты для блинов мы уже выбрали, дело за малым – блины испечь!

Ведущая №2: Все участники обеих команд встают в круг, чередуясь между собой. В руки мы даем Вам сковороду с блином. Ваша задача – пока звучит музыка взять за рукоять сковороду в руку и как можно быстрее передать по кругу следующему участнику. Когда музыка останавливается, тот участник, у кого в руках окажется сковорода, выбывает из конкурса. Побеждает та команда, чей представитель останется последним в круге.

Ведущая №1: Задание понятно? Тогда приступаем!

Звучит веселая музыка. Команды выполняют задание. По результатам конкурса, победившей команде присуждается 3 сушки.

Ведущая №2:Давайте посчитаем, сколько сушек у «Скоморохов» и сколько у «Коробейников»! Счет…

Ведущая №1: Четвертый день масленичной недели – «разгуляй-четверг». Именно  с этого дня и начинались всенародные потехи: устраивались веселые кулачные бои, катания на лошадях, традиционная забава – штурм и захват снежного городка. А завершался разгуляй-четверг шумными пирушками. 

Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущая №2: Переходим к следующему конкурсу! По традиции, празднуя Масленицу, наши предки провожали зиму и встречали весну. А Вы во все зимние игры поиграли? В снежки, например? Давайте попробуем сыграть в такую игру – «Снежки».

Ведущая №1: Каждая команда получает по ведерку с шариками (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведерки. Задание: попасть «снежком» в пустое ведерко. Команда, набравшая наибольшее количество снежков, считается победительницей в этом конкурсе и получает 3 сушки! Итак, приступаем!

Звучит веселая музыка. Команды выполняют задание. По результатам конкурса, победившей команде присуждается 3 сушки. Оглашается предварительный счет.

Ведущая №2: Пятый день Масленицы носил название «тещиных вечерок». В этот день теще было положено прийти с ответным визитом в дом к зятю, взяв с собой родственников и подруг.

Ведущая №1: А сейчас мы поиграем в такую игру! Каждой команде будут выданы карточки с заданиями. Задание №1 – найти тень скомороха, который изображен на картинке. Здание №2 – найти на картинке все самовары и обвести их карандашом. Та команда, которая правильно и быстро выполнит все задания, получает 6 сушек!

Ведущая №2: Задание понятно? Тогда приступаем!

Звучит веселая музыка. Команды выполняют задание. По результатам конкурса, победившей команде присуждается 6 сушек.

Ведущая №1: Шестой день Масленицы – суббота – был днем золовкиных посиделок. Золовка для женщины – это сестра ее мужа. В этот день молодые невестки приглашали в гости сестер своих супругов. И если  золовка была еще незамужней, то ей положено было привести вместе с собой и своих незамужних подруг, а если замужней – то свою родню. Невестка в этот день должна была отблагодарить золовку за доброту и преподнести золовке подарок, желательно, приготовленный своими руками.

Ведущая №1: А давайте сделаем куклу-масленицу из бумаги своими руками!

Ведущая №2: Мы для Вас приготовили небольшой мастер-класс. Каждый участник команды выполняет свою куклу-масленицу. Та команда, которая быстрее изготовит кукол, побеждает в этом конкурсе и получает заветные 3 сушки!

Ведущая №1: Итак, каждая команда подходит к своему столу, Вам будут помогать выполнить поделку наши красны девицы, а поддерживать – скоморохи!

Ведущая №2: Внимание! Раз-два-три – начинаем!

Звучит веселая музыка. Команды выполняют задания. Подводятся итоги – победившей команде присуждается 9 сушек.

Ведущая №2: Седьмой  день Масленицы –  «прощеное воскресенье». Прощеное воскресение – это кульминация всей масленой недели. Верующим, и всем, кто отмечает Масленицу,  в этот день положено просить друг у друга прощения за все, что было плохого между ними за прошедший год, за все причиненные за год друг другу обиды и неприятности.

Ведущая №1: Задание на этот раз такое: повернуться к соседу и попросить у него прощение.

Дети поворачиваются друг к другу и просят прощение.

Ведущая №2: Молодцы! По результатам этого испытания обе команды получают по 12 сушек! Итак, подводим итоги нашей конкурсной программы: «Скоморохи» - … сушек, «Коробейники» - … сушек. Победила дружба!

Ведущая №1: А сейчас мы приглашаем всех наших гостей полакомиться угощением – попить чаю с блинами и сушками! Все к столу!

Во время чаепития звучит веселая музыка на тему Масленицы.

Ведущая №2: Ну как – вкусно? Все подкрепились? Готовы теперь простится с зимушкой-зимой и сжечь чучело Масленицы? Тогда все во двор!

Ведущая №1: Чучело Масленицы сжигали для того, чтобы проститься с зимой и сжечь все неприятности, которые произошли за год. Мы выдадим каждому из вас ленточку, которая будет символизировать все невзгоды, что посетили Вас в этом году. Вы можете привязать эту ленточку к чучелу, и, когда оно сгорит, все Ваши беды «сгорят» и растают как дым.

Ведущая №2: Помним о технике безопасности – близко к чучелу не подходим. А когда Масленица будет гореть, будем дружно все кричать: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло!». Готовы? Начали!

Чучело Масленицы поджигают (соблюдая все необходимые меры безопасности), ведущие, Скоморохи и Красны Девицы, участники команд дружно кричат речевку. Когда чучело сгорает, ведущие подводят итоги мероприятия.

Ведущая №1: Итак, друзья, Вы побывали сегодня на нашем мероприятии, узнали о праздновании Масленицы, о том, как назывался к5аждый день масленой недели, узнали, какие традиции существовали, связанные с этим праздником, поиграли, поучаствовали в конкурсах, поели блинов и сожгли чучело Масленицы! Ура! Вы все большие молодцы!

Ведущая №2: Скажите, ребята, Вам понравилось мероприятие? А конкурсы? А угощение? А поделка, которую Вы унесете с собой домой?

Ответы детей

Ведущая №1: Здорово! А теперь давайте сделаем вот что – подойдите все ко мне. Я раздам Вам 2 вида жетонов, на которых изображены самовар и скоморох. Тот, кому понравился наш праздник, положит в корзинку жетон с изображением самовара, кому не очень понравился – с изображением скомороха. Всем понятно? Приступаем…

Ведущая №2: Спасибо большое! Молодцы! Ну что ж, пора прощаться!

Ведущая №1: Мы рады были видеть Вас на наших праздничных гуляниях сегодня! Ждем Вас в следующем году!

Ведущая №2: До свидания!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.