Мастер – класс «Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»
Рогожникова Светлана Александровна
Мастер – класс
«Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»
Программа воспитания и обучения в детском саду ставит задачи: расширять представления об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков, развивать способность устанавливать простейшие причинно – следственные связи явления. Совершенствовать звуковую культуру речи детей: добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки ударений, отвечать краткими и развернутыми предложениями. Обучать простым формам монологической речи.
Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи. Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный или предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – представляют богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Знакомя детей с окружающим миром, организуя и поправляя познавательную деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.
Знакомство с окружающим – одно из средств формирования устной речи.
Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум, волю, чувства. Е.И.Тихеева рассматривает развитие речи детей в тесной взаимосвязи с их деятельностью. Она пишет: «С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол».
Обучающие игры природоведческого характера используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах, явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязь между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов, об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого образа и объекта в природе, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
В процессе обучения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанию выполнять нормы поведения в природе.
Младший дошкольный возраст.
Воспитатель в ознакомлении детей с окружающими предметами побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, то есть осуществляет зрительно – моторное обследование предметов и дает им названия.
На основе восприятия, действия и слова в процессе дидактических игр у детей формируется конкретное представление о предмете. В дидактических играх создаются такие условия, когда в восприятии предметов участвуют как можно больше анализаторов, когда дети могут посмотреть на предмет, потрогать, обследовать рукой, попробовать.
В дидактических играх и упражнениях дети подводятся не только к восприятию предмета в целом, но и умению выделять отдельные признаки, качества предмета, отношение одних предметов к другим, к умению выразить это в речи.
Старший дошкольный возраст.
У детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт. В связи с воспитательно-образовательными задачами поставленными «Программой обучения и воспитания в детском саду» содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью. В разделе «Ознакомление с окружающим» определены следующие задачи:
- расширение представлений об окружающей действительности
- закрепление знаний о труде взрослых
- уточнение знаний о предметах и их признаках.
Для решения этих задач организуются соответствующие дидактические игры. В играх «Путешествие в страну вещей», «Похожие ?», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.
Со старшим дошкольником проводится много игр с целью закрепления знаний о труде взрослых. В «Программе» в разделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах. В играх у детей расширяются знания об обитаниях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа.
И сейчас мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми дидактическими играми, которые мы активно используем в познавательно-речевом развитии детей:
I. Игра «Наряди ёлочку» (младший и ранний возраст)
Оборудование: 3 ёлочки, ёлочные шары(по 4 красного, желтого, синего цветов), оборотная сторона с изображения: капуста, морковь, рыба, и т.д.; картинки животных: зайчик, медвежонок, котенок, белочка; банты красного, желтого и синего цветов. У данной игры могут быть два варианта.
1. Цель: развитие речевой и познавательной активности.
Задачи: познавательные: Закреплять представления о традиции украшения елки игрушками, развивать умение различать цвета, умения группировать по цвету и зрительно его соотносить. Речевые: расширять словарный запас, активизировать в речи признаки: больше, меньше, называть игрушку, выделяя ее характерные признаки, закреплять названия цветов, учить употреблять предлоги. Развивать мелкую моторику руки.
Ход игры: Воспитатель: у Зайки, Мишки, Белочки праздник. К ним скоро приедет Дед Мороз. Они нарядились, навязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? Какого цвета бантик у Белочки? А какой бантик у Мишки?
Игрушки у нас очень нарядные и хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста. Повесим на елочку Зайчика все шарики такого же цвета как его бантик. Какие шарики нужно повесить на елочку Белочки? А на елочку Мишки?
Дети самостоятельно выполняют задания, в случае затруднения обращаем внимание детей на цвет бантика сидящей под елкой игрушки.
2. Цель: развитие речевой и познавательной активности.
Ход игры: на столах - елочки, под ними сидят игрушки без бантиков. Называем животных, обговаривая их внешний вид и размер.
Воспитатель: У наших зверей праздник. К ним скоро приедет Дед Мороз, они очень хотят украсить свои елочки шариками. Только шарики у них не простые, на них нарисовано то, что больше всего любят кушать эти животные. Давайте поможем украсить елочки.
Дети вешают шары на елочку, обосновывая свой выбор.
Следующая игра, которая очень нравится нашим ребятам:
II «Выложи по образцу»
Она позволяет развивать у детей пространственную ориентировку, мелкую моторику руки, способствует закреплению и уточнению знаний о предлогах.
Предлагается стихотворение, можно данное стихотворение предложить заучить, по предложенной картинке дети выкладывают изображение.
III «Раз, два, три, четыре, пять… »
В игре происходит активизация словаря детей, закрепляются обобщающие понятия с помощью стишков. Развивается речь, укрепляются мелкие мышцы кистей рук.
Проговаривая первую строчку стишка, мы вместе с детьми загибаем по очереди пальцы правой руки в кулачок. На второй строчке – сжимаем и разжимаем все пальцы.
Проговаривая третью и четвертую строчки загибаем пальцы в кулачок. Используемые стихотворения:
Фрукты: Раз, два, три, четыре, пять
Будем фрукты называть!
Груша, яблока, гранат,
Апельсин и виноград.
Чтобы ребятам было легче запомнить, показываем предметные картинки на каждое обобщающее слово, а детям остается только назвать их в соответствии с рифмой. Так мы закрепляем у детей понятия: фрукты, овощи, мебель, посуда, птицы, домашние и дикие животные, насекомые, цветы, деревья, инструменты, обувь, одежда.
После того, как дети назвали пять предметов, предлагаем им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибает и предметы называет». В конце спрашиваем: «Что у нас в кулачке?»
IV Следующие игры с кубиком.
Кубик «Фигуры» позволяет закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивает умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.
Ребенок в ходе игры бросает кубик, какая фигура выпадает, называет соответствующий предмет.
Кубик «Цвета». На гранях изображены шесть цветов. В ходе игры ребенок либо подбирает картинки с предметами или игрушками такого же цвета, либо называет предмет.
Кубик «Всезнайка». На гранях подобраны картинки по одной лексической теме, одна из ??? картинок не соответствует теме, дети должны найти ее и объяснить свой выбор.
V. Игра «Умный зонтик». Данную игру мы взяли из журнала «Дошкольное воспитание № 12-2011 год». Она очень понравилась нам своей разноплановостью и многофункциональностью.
Участвовать в такой игре могут сразу несколько детей. Она проста в обслуживании и привлекает детей своей яркостью и оригинальностью. Играя с данным дидактическим пособием, можно использовать множество вариантов игр.
Например, тема «Овощи и фрукты».
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, закреплять представления об овощах и фруктах, развивать умение классифицировать, называть обобщающим словом, упражнять в умении группировать по цвету, форме, развивать объяснительную речь, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Игра «Разложи правильно». Выбери овощи, фрукты.
Игра «Четвертый лишний». Из предложенного ряда выделить лишний предмет, объяснить свой выбор.
Игра «Подбери по цвету и форме». Подбери изображение плодов близких по форме.
Игра «Чего больше?». Пересчитать чего больше овощей или фруктов.
Игра «Что изменилось?». Назвать название плодов, которые меняли местами, расположены по-другому.
Следующая тема «Деревья, грибы, цветы»
Цель: Закреплять представления о растительном мире, учить отделять ядовитые грибы от съедобных, активизировать в речи названия деревьев, предлогов для обозначения пространственного расположения изображений, формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе, развивать зрительное внимание, пространственные отношения.
Игра «С какого дерева листок?»
Игра «Съедобный, несъедобный»
Игра «Цветы»
Закреплять названия цветов, понятия садовые, полевые.
Тема «Домашние и дикие животные»
Цель: Закреплять представления о животном мире, побуждать сравнивать, делать выводы, упражнять в порядковом счете, в согласовании существительных, прилагательных и числительных, развивать наблюдательность, внимание, память, мышление, мелкую моторику руки.
Игра «Кто лишний?»
Игра «Кто, где живет?»
Игра «Кто больше?». Сравнивать двух животных, выделяя признаки сходства и различия.
Игра «Какой по счету?»
Игра «Чего не стало?»
Игра «Назови одним словом». В этом игровом пособии можно использовать и много других тем. Пособие предполагает пополнение дополнительными предметными изображениями.
В этом учебном году у нас подготовительная группа. В программе данной группы большое внимание уделяется разделу Обучение грамоте, и мы в свою очередь очень активно используем в своей работе дидактическую игру «Ребусы», которые позволяют развивать наглядно-образное мышление, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять связи между предметами и явлениями. Данная игра учит детей разгадывать загадки, спрятанные в комбинации рисунков, букв, знаков.
У нас подобрана папка с ребусами, материал которой постоянно пополняется, а недавно мы приобрели такую игру в магазине. Ребятам подобные задания нравятся, они охотно принимают участие в играх подобного плана.
И в заключении мне хотелось бы сказать, конечно, всех дидактических игр в познавательно-речевом развитии детей не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. Мы просто хотели поделиться тем, что используем мы. И я уверена, что данную работу проводят педагоги во всех детских садах. Ведь дидактические игры – это уникальный вид деятельности: это присущая, понятная, близкая для детей игра, в которой проходит их обучение, расширение знаний, их развитие.