Мастер- класс: Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе
Мастер- класс.
Применение технологии “Развитие критического мышления” в образовательном процессе.
I. Орг. момент. | Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Тема моего мастер-класса: Применение технологии “Развитие критического мышления” в образовательном процессе. Слайд 1 Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, т.е., которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). | |
| Реализация данной технологии проходит в три этапа: Стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Слайд 2 Попробуем на какой -то промежуток перевоплотиться в детей и рассмотрим данные этапы на конкретном уроке. Для этого мы разобьемся сейчас на несколько групп как ВАМ удобно и попытаемся на примерах разобрать все стадии урока. | |
Речевая разминка. | Тренинговые упражнения (презентация) | |
1.Стадия вызова. Актуализация опорных знаний, умений, навыков. | Работа над кроссвордом. Слайд 3 Для того чтобы узнать тему нашей встречи, вы должны разгадать кроссворд, вспомнив героев сказок и рассказов, их авторов, в произведениях с которыми мы уже знакомы. Если кроссворд будет правильно разгадан, то в выделенном столбике по вертикали, появится ключевое слово. Это и будет темой нашего мероприятия. 1) Автор сказки о мертвой царевне и о семи богатырях? (А.С. Пушкин) 2) Автор рассказа “Акула”? (Л.Н. Толстой) 3) Автор произведения “Мороз-воевода”? (Н.А. Некрасов) 4) Великий русский баснописец? (И.А. Крылов) 5) Советский писатель, автор сказки “Мойдодыр”. (К.И.Чуковский) Т.к. это этап актуализации опорных знаний, то можно детям предложить рассказать, что они знают об этих писателях. Какое ключевое слово получилось? Правильно. Молодцы! Это Николай Николаевич Носов. | |
| - /Презентация (Носов-биография)Слайды 4-11 | |
| 2. Перед чтением (заслушиванием) мы проводим словарную работу. Давайте выясним их значение. Работа со словарем. Слайд 12. -титулярный советник – высокий служебный чин (должность) в России до революции. -полуденном – в южном, полдневном. (тёплое) -густой рокочущий бас - очень низкий ,громкий голос; -чурбан - кусок дерева, человек, который ничего не понимает; -кафтан - верхняя. длинная одежда с глубоким запахом и рукавами; -однозвучно гремит - одинаковые, повторяющиеся звуки; 3.Работа в группах: составьте рассказ, используя данные слова | Учащиеся читают подготовительные упражнения перед текстом. |
| ||
2. Этап-стадия осмысления. Заслушивание записи рассказа Носова «Федина задача» в прочтении Л. Дурова | 1.Для стимулирования внимательного чтения я использую метод “Чтение с разметкой”. Всего отводится 10–15 минут, чтение индивидуальное. Слайд 13. Здесь можно использовать прием “Инсерт” – приём маркировки текста, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы “Инсерт”. Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: “V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы. И если с первыми значками “V” и “+” проблем не возникает, то повод для сомнений или, тем более, для дополнительного изучения ребята не видят. Ценность подобного задания – дать возможность усомниться в написанном (большая-то часть учеников принимает любой текст как аксиому). Усомниться – это повод для более внимательного чтения и проверки своей осведомлённости в этом вопросе, это возможность для смелого вступления в полемику. Шаг 2: Заполнение таблицы “Инсерт”, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Если берём аудиозапись, то можно использовать приём «прогнозирование» - Сейчас вы заслушаете аудиозапись рассказа Носова «Федина задача» в исполнении Льва Дурова. Слайд 14 | Внимательное слушание текста. Чтение INSERT с выделением новых знаний.
|
Смысловая стадия. 3. Этап- Стадия рефлексии. | 2. На смысловой стадии можно использовать приём «диаманта» Слайд 15, 16 1.Алгоритм написания синквейна. Слайд 17-19 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. | Составление «Диаманты»: 1.Задача. 2.Невнимательный,безответсвенный, неорганизованный. 3.Недисциплинированн,неорганизован,любопытен. 4.Игра, отдых, телевизор, любопытство. 5.усидчив,внимателен,целеустремлён. 6.Целенаправленный, трудолюбивый. 7.Решение. Чтение учащимися ДИАМАНТ. Синквейн на тему "НОВЫЙ ГОД". НОВЫЙ ГОД. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ. Написание синквейна: Федя: -неорганизованный, невнимательный; -решал; -недовольство, негодование; - за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
Горбачёва Марина Юрьевна