Мастер-класс

0
0
Материал опубликован 17 December

Мастер – класс по теме

«Игровая технология на уроках в начальной школе»

- Добрый день, уважаемые коллеги. (слайд №1)

(слайд 2) С полной уверенностью могу утверждать, что именно в начальной школе учитель закладывает основы интереса к предметам и всестороннее развитие в общем. И если этого не делать, то ребенок, в будущем – взрослый человек, навсегда останется глухим, безразличным к родному слову, будет жить без радостей познания и открытия чего-то нового и неведомого в мире. Опираясь на опыт своей работы, могу утверждать, что процесс обучения – не автоматическое закладывание учебного материала в голову школьника. Он требует напряженной умственной работы ребенка и его собственного активного участия в этом процессе.



Для начала предлагаю вам поиграть в игру «Выгляни в окошко». Выгляните вот в это окошко и скажите, что вы здесь видите? (Окошко желтого цвета).

А сейчас посмотрите в это окошко, что видите здесь? (Окошко фиолетового цвета)

А сейчас подумайте и скажите, какому окошку сегодня соответствует ваше настроение?

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, солнечное, радостное, значит вы готовы со мной работать.

Я не случайно начала свой мастер-класс с игры, т.к. я хочу рассказать вам об игровых технологиях на уроках в начальной школе.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!



Есть такая поговорка «Кашу маслом не испортишь». На мой взгляд, это как раз про игровые технологии и именно в начальной школе.

С приходом ребенка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом деятельности становится учение, а не игра.

Но игра, как сказал В.А.Сухомлинский, «- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, (понятий об окружающем мире). Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Именно игра помогает ребенку пережить период адаптации, формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают мышление, фантазию.

То есть, игра – это некий мостик между детским садом и школой. Но чтобы этот мостик стал помощником, научившим ребенка учиться, он должен быть ярким, интересным, увлекательным, незабываемым, как радуга.



Обучая посредством игры, я учу детей:

К – КЛАССИФИЦИРОВАТЬ

«Собери рисунок» Рисунок разрезается на несколько частей. На каждой части пишется какое-либо задание. Другой такой лист также расчерчивается и пишутся ответы. Нужно выполнить задание правильно, найти ответ и прикрепить эту часть на другой лист. Если рисунок соберется, то задание выполнено правильно.



-В игре учимся

О – ОБОБЩАТЬ

«Кто ты такой?» Эта игра на развитие умения находить признаки, обобщать их. Над головой ребенка выставляется какая-нибудь картинка. Дети описывают ее, а ребенок угадывает, кто он сейчас. (Солнце, учитель, президент )





-В игре учимся

Ж – ЖЕЛАТЬ ДОКАЗЫВАТЬ

«Хорошо – плохо» Давайте мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет защитником, другая обвинителем.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель:  учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Учитель называет любой объект ,который не вызывает у ребёнка  стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры.

Например:

 Вариант 1. Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

 «Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять,  большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2.Настольная лампа

-Хорошо, что красивая.

--Плохо – неустойчивая.

-Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

- Плохо – легко может разбиться.

- Удобно, потому что можно ставить на стол.

- Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.



-В игре учимся

З – ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

«Интересный вопрос» - на экране разные интересные картинки. Надо задать интересные вопросы. Чей вопрос окажется самым оригинальным.



-В игре учимся

Г – ГЛАВНОЕ ВЫДЕЛЯТЬ

Одной из основных задач в начальной школе является задача научить ребенка читать. Тот, кто работал с первоклассниками, знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения детей. На помощь, конечно, приходят различные игры.

Вот одна из них: «Оживи букву». Чтобы дети лучше запоминали буквы, предлагается им их оживить, т.е. самим превратиться в букву.

«Вот я, вот я превращаюсь в букву Ф.

А теперь, а теперь превращусь я в букву Р.

Превращаюсь в букву О, К, М, Н, Ж.»

В ходе этой игры дети еще и учатся общению, так как некоторые буквы можно показать только в паре с кем-то.









-В игре учимся

С – СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ

«Соображалка» Игра на развитие логического мышления. С помощью счетных палочек выложить разные фигуры. Например: из 5 счетных палочек выложите 2 треугольника. «Рыбка» Переложите 3 палочки так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону.





-В игре учимся

Ф - ФАНТАЗИРОВАТЬ

7. «Новое назначение предмета» Эта игра развивает воображение, мыслительную деятельность. Предлагается какому-либо предмету придумать новое назначение. (Все сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, з горшок, пакет). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может «гулять» по кругу, пока для него придумываются новые назначения.)

(Зонтик, газета)









Итак, подведем итоги. Пробежавшись по радуге мы убедились, что каждая игра учит, активизирует познавательную деятельность, игровой материал запоминается быстрее и на дольше. Следовательно, это эффективное средство обучения.

Конфуций говорил:  «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Играют люди на планете,

Играют птицы и жуки,

Играют все, но только дети

Играют ото всей души.

И если в школе на уроке вдруг поведется поиграть,

То нет счастливей их на свете,

И выучат все всё на пять!

К.Г. Ушинский



Посмотрите, у вас на столе лежат разноцветные зайчики цвета радуги. Если вы взяли что-то интересное, полезное для себя, мой мастер-класс вам понравился, то поставьте этих радужных зайчиков на радугу. На сколько, вы считаете, эффективным было для вас мое выступление. Выберете такого зайчика, какая игра вам больше понравилась.















Итак, игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.

Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Однако  при использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Благодарю Вас за внимание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.