Мастер-класс «Дымковская лошадка»
Мастер класс с родителями.
Лепка из солёного теста «Дымковская лошадка».
Цель: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, приобщать к русскому промыслу – изготовлению игрушек.
Задачи: учить выделять выразительность игрушки, элементы росписи; развивать желание лепить игрушки своими руками по мотивам дымковской игрушки; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству, к обычаям России.
Предварительная работа:
1. Рассматривание народных игрушек, альбомов с народными промыслами.
2. Разучивание народных песен, хороводов, игр.
3. Декоративное рисование козлика, барышни с использованием элементов дымковской росписи.
Материал: солёное тесто, доски, стеки, гуашь для росписи лошадок, салфетки, игрушки дымковские.
План.
1.Рассказ воспитателя об истории создания дымковской игрушки.
2.Рассматривание дымковских игрушек.
3.Показ схем и способов лепки дымковской лошадки.
4.Совместная работа детей и родителей.
5.Физминутка « Мы игрушки расписные»
6.Роспись лошадок совместно с родителями.
7.Выставка лошадок.
Ход мастер класса.
Воспитатель: С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров), видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…
Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Позднее ярмарка – праздник стала называться «Свистунья». Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
Что же это за игрушки, давайте посмотрим.
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
Воспитатель: А что общего у всех игрушек?
Дети и родители: У этих игрушек яркие краски, все на белом фоне, расписаны красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети и родители: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети и родители: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на дымковских игрушках?
Дети и родители: Игрушки расписывали кружочками, точками, линиями, клеточками , полосками, кривыми линиями , волнами , квадратами , кольцами, овалами)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
Дети и родители: Лошадка, барышня, петушок, олень, баран.
Воспитатель: Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной.
Физминутка.
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
(Поклон).
Ребята и уважаемые родители, сегодня мы с вами тоже будем мастерами и попробуем вылепить дымковскую игрушку, а какую вы узнаете, когда отгадайте загадку:
Вот так транспорт, он живой!
По названью – гужевой.
Он возил в двадцатом веке
Дроги, сани и телеги…
Дети и родители: Лошадка.
Воспитатель: Правильно, это лошадка. Эта необычная лошадка, а дымковская игрушка.
Воспитатель: Давайте рассмотрим нашу лошадку. Из каких частей состоит она?
Дети и родители: Туловище, голова, грива, уши, хвост, ноги.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно. Сегодня я вам хочу предложить вылепить дымковских лошадок. Но сначала, мы с вами разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
«Веселые лошадки»
В чистом поле без оглядки (Пальцы обеих рук опереть подушечками на стол)
Мчатся быстрые лошадки. (Быстро перебирать и стучать ими по столу)
Цок –цок –цок, цок-цок-цок (Поцокайте язычком)
Скачет резвый табунок. (Быстро перебирать пальцами и перемещать их по столу (лошадки скачут))
Самостоятельная работа детей и родителей (фоном звучит тихая русская народная музыка). По ходу выполнения работы воспитатель помогает детям и родителям индивидуально, задавая наводящие вопросы.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие с родителями?
Дети: Да.
Итог.
Выставка работ.
Панов Егор Игоревич