12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобец Людмила Николаевна101
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Мастер класс с родителями.

Лепка из солёного теста «Дымковская лошадка».


Цель: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, приобщать к русскому промыслу – изготовлению игрушек.

Задачи: учить выделять выразительность игрушки, элементы росписи; развивать желание лепить игрушки своими руками по мотивам дымковской игрушки; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству, к обычаям России.

Предварительная работа:

1. Рассматривание народных игрушек, альбомов с народными промыслами.

2. Разучивание народных песен, хороводов, игр.

3. Декоративное рисование козлика, барышни с использованием элементов дымковской росписи.

Материал: солёное тесто, доски, стеки, гуашь для росписи лошадок, салфетки, игрушки дымковские.

План.

1.Рассказ воспитателя об истории создания дымковской игрушки.

2.Рассматривание дымковских игрушек.

3.Показ схем и способов лепки дымковской лошадки.

4.Совместная работа детей и родителей.

5.Физминутка « Мы игрушки расписные»

6.Роспись лошадок совместно с родителями.

7.Выставка лошадок.

Ход мастер класса.

Воспитатель: С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров), видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…

t1637107098aa.jpg

Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Позднее ярмарка – праздник стала называться «Свистунья». Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.

t1637107098ab.jpg

Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Что же это за игрушки, давайте посмотрим.

1.Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Красноногий, желторогий,

Мчится глиняный олень.

2.Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

4. Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упусти.

Воспитатель: А что общего у всех игрушек?

Дети и родители: У этих игрушек яркие краски, все на белом фоне, расписаны красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети и родители: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети и родители: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на дымковских игрушках?

Дети и родители: Игрушки расписывали кружочками, точками, линиями, клеточками , полосками, кривыми линиями , волнами , квадратами , кольцами, овалами)

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?

Дети и родители: Лошадка, барышня, петушок, олень, баран.

Воспитатель: Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной.

Физминутка.

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские

(Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки,

(Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.

(Поклон).

Ребята и уважаемые родители, сегодня мы с вами тоже будем мастерами и попробуем вылепить дымковскую игрушку, а какую вы узнаете, когда отгадайте загадку:

Вот так транспорт, он живой!

По названью – гужевой.

Он возил в двадцатом веке

Дроги, сани и телеги…

Дети и родители: Лошадка.

Воспитатель: Правильно, это лошадка. Эта необычная лошадка, а дымковская игрушка.

Воспитатель: Давайте рассмотрим нашу лошадку. Из каких частей состоит она?

Дети и родители: Туловище, голова, грива, уши, хвост, ноги.

Воспитатель: Молодцы, всё правильно. Сегодня я вам хочу предложить вылепить дымковских лошадок. Но сначала, мы с вами разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

«Веселые лошадки»

В чистом поле без оглядки (Пальцы обеих рук опереть подушечками на стол)

Мчатся быстрые лошадки. (Быстро перебирать и стучать ими по столу)

Цок –цок –цок, цок-цок-цок (Поцокайте язычком)

Скачет резвый табунок. (Быстро перебирать пальцами и перемещать их по столу (лошадки скачут))

t1637107098ac.jpg

Самостоятельная работа детей и родителей (фоном звучит тихая русская народная музыка). По ходу выполнения работы воспитатель помогает детям и родителям индивидуально, задавая наводящие вопросы.


t1637107098ad.jpg



t1637107098ae.gif

t1637107098af.gif













t1637107098ag.jpg




t1637107098ah.gif




t1637107098ai.jpg













Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие с родителями?

Дети: Да.

Итог.

Выставка работ.

t1637107098aj.jpg












t1637107098ak.jpg





Опубликовано


Комментарии (1)

Панов Егор Игоревич, 17.11.21 в 08:48 2Ответить Пожаловаться
Работа интересная, ребята и педагоги молодцы, но в названии есть опечатки, желательно исправить!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.