Мастер-класс «Hard и soft skills как основа формирования функциональной грамотности учащихся

1
0
Материал опубликован 17 August 2023

Мастер-класс

на тему «Hard и soft skills

как основа формирования функциональной грамотности учащихся»

Щербина В.А.,

учитель английского языка и биологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

г.Кемерово

     Актуальность: Функциональная грамотность – одна из актуальных компетенций современного школьника; способность использовать приобретенные знания и навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Очевидно, что формируется она не только через освоение предметных знаний (hard skills), но и развитие целого комплекса черт эмоционального интеллекта школьников (soft skills). О различиях и неразрывном единстве предметных и метапредметных навыков, формах и методах их формирования в учебном процессе предстоит порассуждать молодым педагогам, находящемся на этапе активного формирования собственной системы преподавания. Любой предмет - это поле для развития навыков и умений, а принцип метапредметности - одно из требований ФГОС.

     Цель: к концу мастер-класса педагоги смогут назвать отличия мягких и жестких навыков, обосновать необходимость их комплексного формирования у учащихся, привести примеры способов формирования hard и soft skills школьников на уроках и во внеурочной деятельности.


Что пользы в том, что ты многое знал,

раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.
Франческо Петрарка

План мастер-класса

Инициация. Ситуационная задача (практическое обоснование актуальности темы для участников).

Целеполагание (SMART-цель мастер-класса).

Теоретический блок №1. Работа с глоссарием темы (дискуссия).

Погружение в тему. Практическое задание №1 «Self-reflection». Hard и soft skills педагога. Работа в двух группах.

Теоретический блок №2. Рубрика «Знаете ли вы?..»

Блиц-анализ праксиса. Практическое задание №2. «Инсайт». Приемы и методы развития функциональной грамотности учащихся через формирование гибких навыков будущего 4-К. Работа в четырех группах.

Ретроспективная рефлексия «Билетик на выход: 1-1-1».

     Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Каждый из вас находится здесь с намерением узнать что-то новое для того, чтобы усовершенствовать собственную систему преподавания, «выверить» стратегию и тактику внутри профессии, получить заряд энергии для успешного завершения учебного года и усилить внутреннюю мотивацию к осмысленным изменениям практики преподавания. Надеюсь, наша совместная работа будет во многом способствовать достижению этих познавательных и эмоциональных целей. Для этого настраиваемся на продуктивное взаимодействие в ходе мастер-класса в режиме «разделять, делиться и не обделять».

     Инициация (ситуационная задача).

     В школу одновременно пришли работать два молодых специалиста. У обеих – дипломы особого образца и примерно равные стартовые возможности: один и тот же уровень образования, комплекс профессиональных навыков, место работы. Однако спектр универсальных компетенций разный.

    Учитель №1 коммуникабелен, уверен в себе и дружелюбен. Он чрезвычайно любознателен в профессиональной сфере и не стесняется спросить совета у более опытных педагогов. Он интересуется методикой преподавания и воспитания школьников, и зачастую вступает в дискуссии с коллегами по этому поводу. Он с удовольствием поддерживает творческие инициативы своих коллег и выдвигает собственные идеи.

     Педагог №2 весьма сдержан, но вдумчив. Предпочитает аналитический подход в работе, прекрасно работает с документацией, но избегает личного общения с коллегами. Он много читает, постоянно обучается дистанционно и его уроки наполнены удивительным для учащихся дополнительным контентом, однако на контакт он идет с трудом, предпочитая индивидуальные достижения командным.

     Как вы думаете, какова их дальнейшая профессиональная судьба?

    Мы не можем с уверенностью прогнозировать, как она сложится, но жизненный опыт на основе анализа нашего окружения подсказывает нам, что их ждет разная стезя и различные траектории профессионального развития, продвижения по карьерной лестнице и самореализации.

     Пока оставим наших воображаемых коллег. Позже мы к ним вернемся…

   Представляю вашему вниманию тему нашей встречи: «Hard и soft skills как основа формирования функциональной грамотности учащихся».

     SMART-цель: к концу мастер-класса педагоги смогут назвать отличия мягких и жестких навыков, обосновать необходимость их комплексного формирования у учащихся, привести примеры способов формирования hard и soft skills школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

     Назовите ключевые термины слайда, который вы видите

                                (функциональная грамотность, hard и soft skills).

Глоссарий
1.

     Найдите в сети Интернет определение для термина «грамотность», используя свой мобильный телефон.

      Грамотность - степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке.

     Не используя телефон, приведите определение для термина «функциональная грамотность».

     Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

2.

Что вам известно о понятиях hard и soft skills? Мозговой штурм

     Hard skills — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить; необходимы для специализации в конкретном виде деятельности. В обучении - предметные навыки.

     Soft skills — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека; необходимы для успешной социализации личности, демонстрации и применения знаний. В обучении - надпредметные, метапредметные навыки.

     Вспомним наших молодых педагогов… Как теперь вы охарактеризуете эти персонажи с позиции понятий Hard и soft skills?

(Набор soft skills влияет на широту профессионального выбора: чем больше компетенций развито у человека, тем больше вариантов профессионального развития возможно в будущем).

     Как вы охарактеризуете с тех же позиций задания, которые я дала вам 3 минуты назад?

     Найдите в сети Интернет определение для термина «грамотность», используя свой мобильный телефон. (Soft skills)

     Не используя телефон, приведите определение для термина «функциональная грамотность». (Hard skills).

     Задание №1 «Self-reflection». А теперь для первичного закрепления разделимся на две группы: одна группа назовет жесткие навыки учителя, вторая – гибкие (1 минута на обсуждение).  

Hard skills педагога

Soft skills педагога

- знание содержания предмета;

- умение составить план-конспект урока;

- умение организовать начало-конец урока;

- умение проанализировать урок с методических позиций;

- знание и применений различных технологий, методов и форм преподавания и др.

- умение управлять вниманием класса;

- коммуникабельность;

- умение урегулировать конфликты;

- лидерские компетенции;

- эмпатийный подход к участникам образовательного процесса;

- умение работать в команде и др.

     В исследовании, проведенном Гарвардским университетом, отмечается, что успешность в работе на 85% зависит от хорошо развитых soft skills навыков, и 15% - от hard skills.

     Как вы объясните на основе полученной информации следующую цитату: «Чем гений отличается от мастера? Все просто: у гения нет учеников. (Автор неизвестен)».

(Сила гения – в Hard skills исключительного свойства, сила мастера – в Soft skills).

    Может ли мастер стать гением? Может ли гений стать мастером? Почему?

     Зачем (для чего) педагогу развивать собственные soft skills?

Рубрика «Знаете ли вы?..»

     Знаете ли вы, что впервые понятие «soft skills» было зафиксировано в США в 1959 году, когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на два типа: профессиональные навыки и личные качества. Позже эти термины вышли за пределы данного исследования.

     Знаете ли вы, что «гибкие навыки» – это термин, который используется для описания EI (emotional intelligence) – коэффициента эмоционального интеллекта, под которым понимают совокупность личностных черт, социальных качеств, коммуникативность, язык, личные привычки, дружелюбие и оптимизм, которые являются основными характеристиками человека при его взаимодействии с другими людьми. При этом НЕ СУЩЕСТВУЕТ общепринятого, единого толкования термина soft skills.

    Знаете ли вы, что в настоящее время выделяют четыре главных гибких навыка будущего (4К навыки): креативность, коммуникативность, кооперативность, критическое мышление.

   Проанализировав требования к результатам освоения программ основного общего образования, а также универсальные учебные действия школьника, мы можем рассматривать в качестве hard skills познавательные УДД, соответственно, в качестве soft skills – личностные, регулятивные и коммуникативные.

     Задание №2 «Инсайт».

     Разделимся на 4 группы по количеству главных гибких навыков будущего: креативность, коммуникативность, кооперативность (сотрудничество)критическое мышление.

     За 3 минуты каждой группе нужно составить список форм и методов работы на уроке, направленных на формирование:

- креативности;

- коммуникативных качеств;

- умения работать в сотрудничестве;

- критического мышления.

Работа в группах.

     Выберите спикера.

     Спикер выбирает и озвучивает только одну самую оригинальную идею из числа предложенных форм и методов работы со школьниками).

Презентация работы групп.

     Таким образом, что мы можем пожелать нашим молодым педагогам, с которых началась сегодняшняя история нашего профессионального общения?

     Рефлексия

     Предлагаю вашему вниманию рефлексию «Билетик на выход: 1-1-1».

     Её вы также можете использовать на своих уроках.

    Учащимся в конце урока предлагается заполнить карточку, ответив на 3 вопроса.

1. Один важный момент, который я сегодня узнал.

2. Один важный прием или метод, которую я буду использовать в своей практике.

3. Один важный вопрос или комментарий, который возник у меня в ходе мастер-класса.

Свободный микрофон

     Благодарю вас за интересные идеи и продуктивную работу.

   В заключение хочу подчеркнуть, что жесткие предметные и мягкие метапредметные навыки тесно взаимосвязаны и не могут развиваться изолированно друг от друга. Только предметное знание не способно обеспечить успешную социализацию выпускника школы, равно как комплекс социальных компетенций ученика не может компенсировать его невежество.

   Профессиональная задача учителя – обеспечить развитие как жестких, так и мягких навыков учащихся, используя обширный методический арсенал. Следует также помнить о том, что работа с заданиями на развитие функциональной грамотности призвана способствовать развитию как предметных, так и надпредметных компетенций учащихся.

Использованные источники

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/oskina-e-a-chernoleckaya-a-v-shiryaeva-v-g/

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-soft-skills-na-urokah-russkogo-yazyka-v-osnovnoy-shkole/viewer

https://infourok.ru/master-klass-na-temu-hard-i-soft-skills-navyki-kak-osnova-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-5625976.html



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации