Мастер-класс «Изготовление защитного бурятского оберега»
МБУ ДО Боханский Дом детского творчества
Автор: Педагог дополнительного образования - Белькова Светлана Игнатьевна
Тема: Изготовление бурятского защитного оберега
Цели: приобщение обучающихся к традициям бурятской национальной культуры через декоративно-прикладную деятельность - изготовление оберега.
Задачи:
Обучающие
Учить изготавливать защитный оберег своими руками. Рассмотреть значение понятия «оберег» для человека.
Развивающие
Развивать мышление, память, воображение, глазомер, творческую активность. Формировать интерес детей к бурятской национальной культуре.
Воспитывающие
Воспитывать чувство причастности к культуре своего народа, к его истории, традициям, обычаям; аккуратность, усидчивость, культуру труда.
Методы
Словесные-беседа, объяснение, рассказ. Наглядные-демонстрация готового оберега. Практические-изготовление оберега.
Оборудование: образец изделия, технологическая карта, иллюстрации оберегов, игольница, ножницы, игла или крючок, деревянная заготовка (барабан), декоративная лента, деревянные бусины, красная пряжа.
Ход занятия
Оргмомент
Приветствие
Проверка готовности к занятию
Самоопределение темы
Подготовка учащихся к усвоению материала. Рассказ педагога с последующей беседой - Ребята, для чего нужны обереги? О́БЕРЕГ — предмет или действие, обладающие, по поверьям, защитной силой. Любой предмет, будь то амулет, талисман или что-то из домашней утвари, оружия, одежды либо растения, части тела животных или птиц и т. д
В национальной одежде можно отследить те или иные следы оберега. Это символика цвета, определенный орнамент, а также украшения, которые одевали с той или иной одеждой. Очень популярны в изображении орнаментов зооморфные группы, что символизирует долголетие, благоденствие. Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря.
Использование красной шерстяной нитки при защите от любых неприятностей, защищает от сил зла, особенно она помогает детям и женщинам, а также дарит здоровье пожилым и защиту от любых неприятностей. А использование деревянных изделий несут в себе определенные свойства, энергетику и может привносить в жизнь человека разные ситуации и обстоятельства. Талисман из дерева можно сравнить с действием лекарства – разумный подбор препарата обязательно будет действовать благоприятно, будет восстанавливать баланс внутренних сил, повышать тонус и оберегать от возникновения последующих болячек.
Дуб, например, стоит носить при хорошем расположении духа, ведь он усиливает энергетику человека, направляет его мысли в позитивное русло, помогает приносить удачу, успех и твердость при принятии решений. Поэтому дуб больше подходит для активных и целеустремленных людей, нежели для людей склонных к меланхолии.
Проблемная ситуация
- Идёт беседа, в которой говорится о талисманах, амулетах и оберегах их защитной функции, актуализируются знания о культуре и традициях бурятского народа.
Сообщение темы занятия
- Сейчас я попрошу вас посмотреть вот на эти картинки.
- Сейчас я буду показывать картинку, а вы будете называть то, что вы увидите. (Показ иллюстраций)
- это все относится к бурятской национальной культуре.
- Молодцы, ребята. Вы отгадали тему нашей работы. Сейчас научимся делать защитный оберег, символизирующий шаманский бубен.
- Для этого нам с вами нужны такие инструменты и материалы
Сначала берем деревянную заготовку и наклеим на нее декоративную ленту по кругу (рис 1)
РИС 1.
но оставим при этом немножко пространство для нити с двух сторон, в одно отверстие вдеваем нить длинной 15 см. и заклеиваем ленту по шву (рис 2)
РИС 2.
А во второе отверстие продеваем нить длиной примерно 40-50 см. (рис 3)
РИС 3.
Далее оба конца нити вдеваем в иголку и проводим через отверстие деревянной бусины
РИС 4. РИС 5.
Далее продеваем бусину до конца и затягиваем узелок (рис 6), затем отступив примерно 3-4 см завязываем узелок и на одну из нитей вдеваем бусину, также затягивая узелок (рис 7)
РИС 6. РИС 7.
В оба конца нити вдеваем бусины и делаем объемный узел (рис 8), затем завязываем бантиком и затягиваем к средней бусине(рис 9).
РИС 8. РИС 9.
В итоге у нас получился вот такой защитный оберег.
Диагностика достижений планируемых результатов:
- С каким изделием вы сегодня познакомились?
- Чем он отличается от обычной поделки?
Отвечают на вопросы, оценивают работы
Итог занятий. Рефлексия деятельности
- формировать у учащихся способность к самооценке
Выставка работ
Критерии оценивания работ:
- аккуратность,
- тщательность,
- проявление творчества
Оценивают результаты, способы их достижения.
адекватно воспринимают оценку педагога, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.