12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила83
4

Мастер-класс «Криптография как средство формирования функциональной грамотности»

Мастер-класс

«КРИПТОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

Автор: Кусова Людмила Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Октябрьский городской округ

Пермский край

 

Человек с древних времён стал использовать методы шифрования информации, предназначенной для узкого круга лиц.

Криптогра́фия (от др.- греч. κρυπτός — скрытый и γράφω — пишу) — наука о методах обеспечения конфиденциальности, шифрах. Это наука о сохранении секретности и безопасности информации путём преобразования её в форму, которую могут понять только отправитель и предполагаемый получатель.

Сегодня криптография развивается на стыке математики и информатики. В современной жизни каждый из нас сталкивается с цифровизацией (кодированием) информации. В качестве простых примеров можно привести: переписку в различных интернет - мессенджерах; электронный дневник ученика и т.д.

Методы шифрования имеют не только бытовое назначение, но и активно используются в развитии логического и аналитического мышления ребёнка. Кодирование и декодирование учит детей логически мыслить: сравнивать, рассуждать, обобщать, делать выводы, что является большим подспорьем в решении олимпиадных заданий, а также готовит к решению жизненных задач. Так 10 из 12 олимпиад содержат задания на кодирование информации.

Также задания на кодирование / декодирование информации повышают учебную и волевую мотивацию детей, как на уроках, так и во внеурочное время.

Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми примерами шифров, с которыми успешно работают дети.


 

Шифр Юлия Цезаря

Шифр Цезаря, также известный как шифр сдвига, код Цезаря или сдвиг Цезаря

это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на три позиции левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3, А была бы заменена на Г, Б станет Д, и так далее.

Задание № 1  Используя шифр Цезаря со сдвигом на три вправо,  расшифруйте фамилию основателя российской педагогики.

Цылрфилм

t1702213628aa.png.

Ответ: Ушинский

2023-й год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Это стало одной из причин объявить его Годом педагога и наставника в России.

 

Шифр «Тарабарская грамота»

или, как её ещё называли, «хитрая литорея», в которой все гласные оставались неизменными, а согласные заменялись одна другой по определенной схеме.

Мы с вами познакомимся с простым шрифтом, который заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без перемены.

б

в

г

д

ж

з

к

л

м

н

щ

ш

ч

ц

х

ф

т

с

р

п 

 

 
Задание №2 Расшифруйте высказывание К.Д. Ушинского.   Шпирапие — ециплкшеппая цшемь павей цуви.

 

Ответ: Внимание — единственная дверь нашей души.

 

Шифр Марии Стюарт

Королева Мария пользовалась шифром простой замены, в котором каждая буква исходного текста заменяется другим символом, поэтому шифр называется символическим. Символы можно придумать и совместно с детьми, им очень нравиться самим разрабатывать шифровки.

t1702213628ab.jpgt1702213628ac.jpg

t1702213628ad.jpg

Задание № 3. Вспомните название одного из произведение Ушинского и зашифруйте его, используя таблицу №1.

Педагоги зашифровывают, несколько демонстрируют и разгадывают.

 

Цифровой шрифт

Вместо букв и знаков можно брать соответствующие им числа. Тогда шифрование сведётся к тому, что вместо одних чисел, соответствующих исходной букве или знаку, надо взять другое число.

 

Задание №4 

t1702213628ae.jpg

Основополагающий тезис Ушинского – это…расшифруйте. 5,3,21,6,5,10,15,19,20,3,16_16,2,21,25,6,15,10,33,10_10_3,5,19,17,10,20,1,15,10,33

 

Ответ: двуединство обучения и воспитания

 

Шифр «Координаты»

Задание №5

Какая идея лежит в основе педагогической системы Ушинского?

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

Б

к

л

м

н

о

п

р

с

т

В

у

ф

х

ц

ч

ш

ь

ы

ъ

Г

э

ю

я

 

 

 

 

 

 

 

Б4, А1,Б7,Б5,А5,Б4,Б5,Б8,Б9,А9

Ответ: народности

 

- Сегодня мы с вами познакомились с несколькими  способами шифрования, научились их использовать на практике.

 

Также к криптограммам относятся и другие упражнения.

Ребус - это задача, в которой картинками зашифровано слово. Данное определение

ребуса уже всем давно известно. Ребус играл очень важную роль в образовании пись-

менности всех веков и народов, ведь даже пещерные люди писали на древних скалах

рисунками, которые понимали только они, позже эти рисунки переходили в первые

буквы названий этих рисунков.

Зеркальное отображение. Пишем слово или загадку в зеркальном отображении.

Белые пятна. Любой текст даже без шифра может превратиться в трудночитаемую

информацию, если между буквами и словами неправильно расставить пробелы.

Например, вот во что превращается простое и понятное предложение «Встречаемся на

берегу озера» – «В стре чаем с Янабер егуоз ера».

Без гласных. Либо можно воспользоваться таким методом – писать текст без гласных букв.

Для примера привожу такое предложение: «Записка лежит в дупле дуба, который стоит на опушке леса». Шифрованный текст выглядит так: «Зпска лжт в дпл дб, ктр стт н пшке лс».

Читай наоборот. Эта шифровка объединяет в себе сразу два метода. Текст нужно читать справа налево (то есть наоборот), причем пробелы между словами могут быть расставлены наобум. Вот, прочтите и расшифруйте: «Нелета минвь дуб, маноро тсоп иртомс» и другие.

Визуальные примеры, с которыми с большим интересом работают дети.

t1702213628af.jpgt1702213628ag.jpgt1702213628ah.jpgt1702213628ai.jpgt1702213628aj.jpgt1702213628ak.jpgt1702213628al.jpgt1702213628am.jpg

Обучение детей кодам и шифрам - интересный способ увлечь и отточить их анали-

тические и мыслительные способности. Методы криптографии, помогают расширить

кругозор учащихся, развивают аналитико-синтезирующее и нестандартное мышление,

создают условия для повышения познавательного интереса, позволяющие развить па-

мять, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, что так важно для формирования функциональной грамотности.

Криптография – немыслима без абстрактного мышления, без анализа и синтеза, без

сравнения и аналогии, а это значит, что она как предмет внеурочной деятельности

может оказаться сейчас очень актуальной.

Закончу словами К.Д.Ушинского «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета», т.е. мы должны «учить учиться».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист

Шифр Юлия Цезаря

.

Задание № 1  Используя шифр Цезаря со сдвигом на три вправо,  расшифруйте фамилию основателя российской педагогики.

Цылрфилм

t1702213628aa.png

Ответ: ____________________________________________________________

 

Шифр «Тарабарская грамота»

 

  Задание №2 Расшифруйте высказывание К.Д. Ушинского.   Шпирапие — ециплкшеппая цшемь павей цуви.

б

в

г

д

ж

з

к

л

м

н

щ

ш

ч

ц

х

ф

т

с

р

п 

 

Ответ: ____________________________________________________________

 

Шифр Марии Стюарт

t1702213628ab.jpg

 

Задание № 3. Вспомните название одного из произведение Ушинского и зашифруйте его

Ответ: ____________________________________________________________

 

 

 

Цифровой шрифт

 

Задание №4 

t1702213628ae.jpg

Основополагающий тезис Ушинского – это…расшифруйте. 5,3,21,6,5,10,15,19,20,3,16_16,2,21,25,6,15,10,33,10_10_3,5,19,17,10,20,1,15,10,33

 

Ответ: ____________________________________________________________

 

Шифр «Координаты»

Задание №5

Какая идея лежит в основе педагогической системы Ушинского?

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

Б

к

л

м

н

о

п

р

с

т

В

у

ф

х

ц

ч

ш

ь

ы

ъ

Г

э

ю

я

 

 

 

 

 

 

 

Б4, А1,Б7,Б5,А5,Б4,Б5,Б8,Б9,А9

 

Ответ: ____________________________________________________________

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.