Мастер-класс «Криптография как средство формирования функциональной грамотности»
Мастер-класс
«КРИПТОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор: Кусова Людмила Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьский городской округ
Пермский край
Человек с древних времён стал использовать методы шифрования информации, предназначенной для узкого круга лиц.
Криптогра́фия (от др.- греч. κρυπτός — скрытый и γράφω — пишу) — наука о методах обеспечения конфиденциальности, шифрах. Это наука о сохранении секретности и безопасности информации путём преобразования её в форму, которую могут понять только отправитель и предполагаемый получатель.
Сегодня криптография развивается на стыке математики и информатики. В современной жизни каждый из нас сталкивается с цифровизацией (кодированием) информации. В качестве простых примеров можно привести: переписку в различных интернет - мессенджерах; электронный дневник ученика и т.д.
Методы шифрования имеют не только бытовое назначение, но и активно используются в развитии логического и аналитического мышления ребёнка. Кодирование и декодирование учит детей логически мыслить: сравнивать, рассуждать, обобщать, делать выводы, что является большим подспорьем в решении олимпиадных заданий, а также готовит к решению жизненных задач. Так 10 из 12 олимпиад содержат задания на кодирование информации.
Также задания на кодирование / декодирование информации повышают учебную и волевую мотивацию детей, как на уроках, так и во внеурочное время.
Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми примерами шифров, с которыми успешно работают дети.
Шифр Юлия Цезаря
Шифр Цезаря, также известный как шифр сдвига, код Цезаря или сдвиг Цезаря
— это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на три позиции левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3, А была бы заменена на Г, Б станет Д, и так далее.
Задание № 1 Используя шифр Цезаря со сдвигом на три вправо, расшифруйте фамилию основателя российской педагогики.
Цылрфилм
.
Ответ: Ушинский
2023-й год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Это стало одной из причин объявить его Годом педагога и наставника в России.
Шифр «Тарабарская грамота»
…или, как её ещё называли, «хитрая литорея», в которой все гласные оставались неизменными, а согласные заменялись одна другой по определенной схеме.
Мы с вами познакомимся с простым шрифтом, который заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда, употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без перемены.
б |
в |
г |
д |
ж |
з |
к |
л |
м |
н |
щ |
ш |
ч |
ц |
х |
ф |
т |
с |
р |
п |
Задание №2 Расшифруйте высказывание К.Д. Ушинского. Шпирапие — ециплкшеппая цшемь павей цуви.
Ответ: Внимание — единственная дверь нашей души.
Шифр Марии Стюарт
Королева Мария пользовалась шифром простой замены, в котором каждая буква исходного текста заменяется другим символом, поэтому шифр называется символическим. Символы можно придумать и совместно с детьми, им очень нравиться самим разрабатывать шифровки.
Задание № 3. Вспомните название одного из произведение Ушинского и зашифруйте его, используя таблицу №1.
Педагоги зашифровывают, несколько демонстрируют и разгадывают.
Цифровой шрифт
Вместо букв и знаков можно брать соответствующие им числа. Тогда шифрование сведётся к тому, что вместо одних чисел, соответствующих исходной букве или знаку, надо взять другое число.
Задание №4
Основополагающий тезис Ушинского – это…расшифруйте. 5,3,21,6,5,10,15,19,20,3,16_16,2,21,25,6,15,10,33,10_10_3,5,19,17,10,20,1,15,10,33
Ответ: двуединство обучения и воспитания
Шифр «Координаты»
Задание №5
Какая идея лежит в основе педагогической системы Ушинского?
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
Б |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
т |
В |
у |
ф |
х |
ц |
ч |
ш |
ь |
ы |
ъ |
Г |
э |
ю |
я |
|
|
|
|
|
|
Б4, А1,Б7,Б5,А5,Б4,Б5,Б8,Б9,А9
Ответ: народности
- Сегодня мы с вами познакомились с несколькими способами шифрования, научились их использовать на практике.
Также к криптограммам относятся и другие упражнения.
Ребус - это задача, в которой картинками зашифровано слово. Данное определение
ребуса уже всем давно известно. Ребус играл очень важную роль в образовании пись-
менности всех веков и народов, ведь даже пещерные люди писали на древних скалах
рисунками, которые понимали только они, позже эти рисунки переходили в первые
буквы названий этих рисунков.
Зеркальное отображение. Пишем слово или загадку в зеркальном отображении.
Белые пятна. Любой текст даже без шифра может превратиться в трудночитаемую
информацию, если между буквами и словами неправильно расставить пробелы.
Например, вот во что превращается простое и понятное предложение «Встречаемся на
берегу озера» – «В стре чаем с Янабер егуоз ера».
Без гласных. Либо можно воспользоваться таким методом – писать текст без гласных букв.
Для примера привожу такое предложение: «Записка лежит в дупле дуба, который стоит на опушке леса». Шифрованный текст выглядит так: «Зпска лжт в дпл дб, ктр стт н пшке лс».
Читай наоборот. Эта шифровка объединяет в себе сразу два метода. Текст нужно читать справа налево (то есть наоборот), причем пробелы между словами могут быть расставлены наобум. Вот, прочтите и расшифруйте: «Нелета минвь дуб, маноро тсоп иртомс» и другие.
Визуальные примеры, с которыми с большим интересом работают дети.
Обучение детей кодам и шифрам - интересный способ увлечь и отточить их анали-
тические и мыслительные способности. Методы криптографии, помогают расширить
кругозор учащихся, развивают аналитико-синтезирующее и нестандартное мышление,
создают условия для повышения познавательного интереса, позволяющие развить па-
мять, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, что так важно для формирования функциональной грамотности.
Криптография – немыслима без абстрактного мышления, без анализа и синтеза, без
сравнения и аналогии, а это значит, что она как предмет внеурочной деятельности
может оказаться сейчас очень актуальной.
Закончу словами К.Д.Ушинского «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета», т.е. мы должны «учить учиться».
Рабочий лист
Шифр Юлия Цезаря
.
Задание № 1 Используя шифр Цезаря со сдвигом на три вправо, расшифруйте фамилию основателя российской педагогики.
Цылрфилм
Ответ: ____________________________________________________________
Шифр «Тарабарская грамота»
Задание №2 Расшифруйте высказывание К.Д. Ушинского. Шпирапие — ециплкшеппая цшемь павей цуви.
б |
в |
г |
д |
ж |
з |
к |
л |
м |
н |
щ |
ш |
ч |
ц |
х |
ф |
т |
с |
р |
п |
Ответ: ____________________________________________________________
Шифр Марии Стюарт
Задание № 3. Вспомните название одного из произведение Ушинского и зашифруйте его
Ответ: ____________________________________________________________
Цифровой шрифт
Задание №4
Основополагающий тезис Ушинского – это…расшифруйте. 5,3,21,6,5,10,15,19,20,3,16_16,2,21,25,6,15,10,33,10_10_3,5,19,17,10,20,1,15,10,33
Ответ: ____________________________________________________________
Шифр «Координаты»
Задание №5
Какая идея лежит в основе педагогической системы Ушинского?
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
Б |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
т |
В |
у |
ф |
х |
ц |
ч |
ш |
ь |
ы |
ъ |
Г |
э |
ю |
я |
|
|
|
|
|
|
Б4, А1,Б7,Б5,А5,Б4,Б5,Б8,Б9,А9
Ответ: ____________________________________________________________