Мастер-класс на тему «Мой первый открытый урок. Преодоление психологического барьера»
МБОУ гимназия №7
Мастер-класс
«Мой первый открытый урок.
Преодоление психологического барьера»
Составители
Учителя иностранных языков:
Палюлина Е.В.
Наставник, учитель высшей
квалификационной категории
Потемкина А.А.
Молодой специалист
Хабаровск, 2023
Методическая разработка мастер-класса для молодых специалистов по теме
«Мой первый открытый урок. Преодоление психологического барьера»
Цель мастер-класса: Научиться преодолевать страх при проведении открытого урока
Этапы:
Вступление ( краткое представление первого опыта проведения открытого урока)
Карта Декарта. Методика для принятия решения.
Методика «Яблоки и лимоны» - Ожидания и опасения, страхи, которые возникают при подготовке к открытому уроку.
Нарисуй свой страх – упражнение на преодоление своего страха.
Ты не один. Кто может оказать реальную помощь и поддержку.
Рефлексия.
Оснащение: Презентация / слайды по заданиям, видеофрагмент из урока, раздаточный материал: два дерева, яблоки, лимоны, листы А4 для Квадрата Декарта, цветные карандаши
Ход занятиНаставник:
Мы: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер классе «Мой первый открытый урок. Преодоление психологического барьера».
Молодой специалист: Разрешите нам представиться, я Потемкина Анастасия Андреевна, молодой специалист, работаю в гимназии второй год.
Наставник: Палюлина Елена Владимировна, я наставник Анастасии. В прошлом учебном году в рамках нашей инновационной площадки по развитию Эмоционального интеллекта Анастасия провела свой первый открытый урок и хотела бы поделиться немного своими впечатлениями. (кусочек видео из урока? Без звука фоном)
Молодой специалист: : Мне, как молодому специалисту, было непросто справиться с поставленной задачей. Это было обусловлено тем, что я не понимала с чего начать, как к нему правильно подготовиться. Было очень много вопросов, которые были связаны с организацией, но еще больше всего меня беспокоило, смогу ли я справиться с этой задачей, преодолеть свои страхи и эмоциональное напряжение. А был ли у вас опыт проведения открытого урока? Испытывали ли вы похожие трудности?
Квадрат Декарта (РАЗДАТКА) 10 мин
НАСТАВНИК: Давайте на мгновение представим, что вас попросили провести открытый урок на городской конкурс. И вам дали время на принятие решение. Какой выбор вы сделаете?
Молодой специалист: : Порой люди делают выбор интуитивно, а иногда и вовсе предпочитают оставить все как есть, отказываясь принимать решение. А потом долго мучаются вопросом: правильно ли поступил?
НАСТАВНИК: Мы предлагаем вам такую интересную методику для принятия решения - Квадрат Декарта. Он представляет собой таблицу из четырех вопросов, на которые нужно честно ответить себе, прежде чем принять решение:
Что будет, если я соглашусь провести открытый урок
Что будет, если я откажусь проводить открытый урок
Что я получу, если проведу открытый урок
Что я получу, если не буду проводить открытый урок
ЗАЧИТЫВАЮТ ОТВЕТЫ
Яблоки и лимоны (дерево на доску) 3 – 5 МИНУТ
НАСТАВНИК: Спасибо за ваши ответы. Следующая методика поможет вам определить: Какими могут быть ваши ожидания от проведения открытого урока (положительные), а какими могут быть опасения и страхи?
( Молодой специалист: : Мои ожидания урок пройдет динамично по плану; ученики будут активно работать; не будет долгих пауз; детям будет интересно; атмосфера ненапряженная и располагающая;
Мои опасения, страхи: страх публичного выступления, неактивная работа учеников, задания будут для учеников слишком сложными, не уложимся в тайминг урока, будут долгие паузы, детям будет неинтересно, страх что урок пойдет не по плану, что я растеряюсь, что забуду, о чем говорить.)
Молодой специалист: Давайте начнем с ожиданий. Назовите свои ожидания. Спасибо.
Наставник: А теперь давайте перейдём к вашим страхам. (называют страхи)
Молодой специалист: : Наверняка, когда вы записывали свои страхи, вы задались вопросом, как их побороть. Мы вам предлагаем одно из упражнений на преодоление страха.
Нарисуй свой страх 7-10 МИНУТ
ЛИСТ А4, КАРАНДАШИ ЦВЕТНЫЕ, МАРКЕРЫ
НАСТАВНИК: Выберете свой самый сильный страх, нарисуйте его, используя цветные карандаши и дайте ему имя.
Вопросы для обсуждения :
Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
Какие ощущения у вас возникали во время рисования? (Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение.)
Молодой специалист: : А теперь мы предлагаем вам несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
НАСТАВНИК: Вопросы для обсуждения:
Какой способ избавления от страха выбрали? Какой этот страх сейчас?
Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»?
Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?
Ты не один. Кто реально может помочь?
Молодой специалист: : Больше всего я боялась остаться без помощи и поддержки при подготовке и проведении открытого урока. Я чувствовала, что мне необходим профессиональный взгляд со стороны. И таким человеком оказался мой наставник Елена Владимировна. Мой первый урок мы провели совместно и ….
НАСТАВНИК: При подготовке к открытому уроку / конкурсу важно помнить, что вы не одни, что вы можете обратиться к своим более опытным коллегам и наставникам.
И еще важно помнить, что преодоление любого страха заключается в постоянном повторении того, что вызывает его.
Рефлексия
Нам бы хотелось услышать ваши отзывы о сегодняшнем мастер классе. Был ли он интересным для вас? Что вы подчерпнули полезного из него?
Спасибо, что вы нашли время и посетили нас сегодня. До новых встреч!