Мастер-класс: «Приемы и технологии организации проектной деятельности на уроке»
Мастер – класс
Тема: «Приемы и технологии организации проектной деятельности на уроке»
Цель мастер – класса: знакомство участников мастер-класса с опытом работы учителя английского языка по теме «Приемы и технологии организации проектной деятельности на уроке»
Задачи:
знакомство участников мастер-класса с основными теоретическими аспектами проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
определение различных форм, приемов и методов исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
формирование ситуации успеха, рефлексии, выполнение практической работы участниками мастер-класса.
Форма проведения мастер-класса: лекция с элементами презентации +практическая работа.
Участники: педагоги дополнительного образования ЦВР
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Ход мастер-класса
Этапы работы | Содержание этапа |
1. Организационный момент. Теоретическая часть Актуальность темы. Цель: познакомить участников мастер-класса с теоретическими основами темы, ее актуальностью и научностью данного вопроса. | Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я бы хотела предложить вашему вниманию мастер-класс по теме: «Приемы и технологии организации проектной деятельности на уроке» А в качестве эпиграфа предлагаю взять следующее высказывание Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность». Я прекрасно понимаю, что новое время ставит перед нами новые задачи, требует поиска новых решений. Сегодня одна из важнейших задач школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Как тут не вспомнить притчу от Леонардо Да Винчи: Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Сейчас актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Когда выбираешь технологии, сталкиваешься с многочисленным выбором. Как тут не вспомнить художника Виктора Васнецова. «Витязь на распутье» – это замечательная картина олицетворяет наш сложный выбор. Во всех классах, в которых я работаю, реализую мероприятия по адресной работе с различными категориями обучающихся через технологии: Технология разноуровневого обучения. Квест-технологию. Проектная деятельность. Игровые технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Здоровьесберегающие технологии. Каждый из нас сам выбирает, каким учителем ему быть – просто учителем или постоянно совершенствоваться. Я думаю нужно быть новатором и при подготовке к урокам, и при выборе методических материалов. Целью своей деятельности я считаю развитие интереса учащихся к предмету и его изучению; формирование информационной культуры учащихся; формирование у учащихся устойчивых знаний по предмету; показать применение полученных знаний в повседневной жизни; И через все направления прослеживается один из интереснейших видов деятельности школьников (проектная деятельность). А какой, вы узнаете, поработав с облаком слов, которое представлено на слайде, – найдите эти слова. Не спешите посмотреть сразу ответ, все-таки попытайтесь решить поставленную задачу. Я надеюсь, что все слова найдены: П – проблема, планирование, перспектива Р – развитие, распределение, рефлексия О – организованность, опыт, общение Е – единство, естественность К – коммуникативность, креативность, командность Т - творчество, талант, труд Что же означают эти слова? - Правильно, - это проект. Каждый учитель уже многое знаете об этом виде деятельности, но тем не менее у многих еще возникают вопросы: Действительно ли это так необходимо, для чего это? Почему же среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, для меня интерес представляет проектная деятельность? Потому что я использую метод проектов в воспитательной работе и в процессе обучения английскому языку. Это та технология, которая активизирует личностный потенциал ученика, она очень эффективна в работе с детьми. Наши дети – это совсем другое поколение, для которого нет устоявшихся знаний, для них школа – это база, с которой можно брать старт, стремительно опережая своих учителей. Современный ученик может быстро приспосабливаться к новым условиям жизни, активно использовать информационные технологии, живо реагировать на меняющиеся экономические ситуации, хочет получить те знания, которые помогут ему правильно найти свое место в жизни. «Все, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы. Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Ребенок должен быть готов к тому, что ему предстоит уметь действовать не по заданному алгоритму, а самостоятельно проектировать свою деятельность. Давайте подумаем, что для этого нужно. Урок должен строиться таким образом, чтобы на нем максимально использовать проблемные вопросы, кейс-технологии, технологии проектного обучения. Это оставляет за ребенком право выбора, пути решения проблемы, как и что он будет делать. Результативность данной деятельности будет видна только тогда, когда уровень поставленной проблемы и выбор пути ее решения будет соответствовать возможностям ребенка, когда он сам сможет прийти к конкретным результатам. Это создает для каждого ситуацию успеха, позитивное отношение к учебе, желание что-то делать самому. (личностно-ориентированный подход) Как-то в Роттердамской школе менеджмента преподаватель организационной психологии задал вопрос недоумевающим слушателям: «Вы никогда не задумывались, как напоить лошадь?» (Как бы вы ответили на этот вопрос?). Оказалось, что лошадь нельзя заставить пить. Можно выкрасить ведро в красный цвет, заменить воду на квас, включить музыку Паганини. Можно, наконец, рассердиться и ткнуть лошадь мордой в ведро. Но, если она не испытывает жажды, пить она не будет. Данный пример четко показывает, что нельзя заставить ребенка заниматься каким-либо видом деятельности без его желания. А для этого нужна мотивация. Мотивацию нельзя создать извне. Она должна прийти изнутри. И наша задача - организовать учебный процесс так, чтобы у ребенка возникло желание что-то делать. Перед современными школьниками стоят следующие задачи: - научиться организовывать свою деятельность; - научиться ориентироваться в мире современных проблем; - уметь применить к себе разные социальные роли; - подготовиться к профессиональному выбору. Для реализации этих задач, на мой взгляд, наиболее удачным является применение элементов проектной технологии в учебной и внеучебной деятельности. Что же такое проектная деятельность? ( Мнения педагогов о проектной деятельности) Проектная деятельность, или как её называют, методика проектов, используются при обучении обучающихся английскому языку как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать. Проект - это возможность обучающимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, памяток и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Проектная деятельность в школе охватывает все ступени. В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Это могут быть мини рассказы, переводы стихов на русский язык, тематические альбомы, коллажи, постеры, открытки – применение проектного метода. Эти творческие задания являются элементами подготовки к проектной деятельности в группе в старших классах, каждый ученик «высказывается» по выбранной теме. В 5-6 классах предпочтение отдается информационным, творческим или игровым, краткосрочным (1-2 урока) с открытой координацией проектам, когда учитель планирует каждый этап проекта, следит и направляет, при необходимости организует отдельные этапы. Проекты завершают работу над разделом и позволяет обобщить все изученное. В 7-9 классах предпочтение отдается творческим, игровым, информационным или прикладным проектам, результаты которых ориентированы на социальные интересы участников проекта. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Метод проектов имеет ряд преимуществ: - он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; - успешно интегрируется в образовательный процесс; - этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; - проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; - позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Виды проектов Исследовательские проекты - Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы. Игровые проекты - Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Информационные проекты - Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха. Творческие проекты - Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела. Давайте теперь вместе попробуем определить какие основные этапы имеет проект. У вас перед глазами текст одной мудрости. Давайте вместе прочитаем текст. Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег. «Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста. Задание 1. 1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку) 2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил, как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план) 3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план) 4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности) 5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин) 6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег) 7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы). Посмотрим, что у нас получилось. Полученные ответы помогут нам выявить основные этапы проекта. Давайте сопоставим наши ответы в соответствие с этапами проекта: Выдвижение проблемы, цели проекта. Планирование. Выполнение проекта. Анализ результатов. Защита проекта. Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску). Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом. |
2. Практическая часть. Презентация опыта. Цель: познакомить участников мастер-класса с наиболее удачными методами, приемами, технологиями (на фрагментах уроков) проектной и исследовательской деятельности обучающихся | Я хотела бы продемонстрировать вам приемы эффективной работы и предложить модель презентации проекта. И сегодня мы с вами тоже попробуем вместе сделать небольшой проект. Для этого я попрошу вас побыть моими учениками. Для начала давайте определим тему нашего совместного проекта. Посмотрите на доску, вы видите алфавит, под каждой буквой алфавита цифра. Ваше задание будет расшифровать слова (музей, памятник, площадь, церковь). А теперь скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы видите эти слова. Сегодня темой нашего проекта будет «Путешествия». Давайте представим ситуацию, турист из Великобритании решил посетить нашу Московскую область. Внимательно изучив карту, он остановил свое внимание на описании одного из городов. Его заинтересовали архитектурные памятники города. Какой продукт мы можем предложить иностранным туристам для знакомства с городом? (Варианты ответов) На уроках мы часто с детьми изучаем тему страноведение и составляем карты с интересными местами или путеводители по англоговорящим странам и городам. Выбираем места, в которых они сами хотели бы побывать. Это касается не только англоговорящих стран, но также и нашей страны России, потому что не многие дети имеют возможность путешествовать в реальноти, а такие проекты дают им возможность познакомиться с неизвестными им городами и местами. Но ведь у каждого из нас есть место, которое дорого. Место, которое мы любим и гордимся им. Город, в котором мы с вами живём, пусть не все с рождения, оставит в нашей памяти неизгладимый след. Здесь прошло наше детство, здесь мы учились в школе, занимались в кружках и секциях, нашли друзей – это город Егорьевск. И сегодня я хочу предложить вам постараться создать свой путеводитель по знаменитым и интересным местам нашего с вами города Егорьевска. Для начала давайте подумаем, какие ресурсы вы можете использовать для составления нашего путеводителя? (Варианты ответов) Так как наше с вами время сегодня для подготовки проекта ограничено, я уже подготовила для вас подходящий материал по теме. Но для начала давайте посмотрим на наш любимый город с высоты птичьего полета. (показ видео) Для того, чтобы наш путеводитель был интересным, красочным нужны фотографии города. Я предлагаю вам посмотреть на фотографии, лежащие на столе, и каждому отобрать те, на которых изображены достопримечательности Егорьевска. Здесь, конечно, далеко не все значимые, интересные места, которые можно посетить в нашем городе. Сегодня мы остановимся лишь на некоторых из них. Одних фотографий Егорьевска, думаю, будет недостаточно. Для создания путеводителя нужно ещё описание достопримечательностей нашего города и интересные факты об этом месте. Информация о них у вас есть в разбросанном виде на столе. Вам необходимо подобрать к отобранным вами фотографиям необходимое описание. Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. Проведем небольшую экскурсию по нашему городу и отметим достопримечательности на карте города. Я предлагаю начать с центра, сердца Егорьевска. Как вы думаете, где в нашем городе находится центр? (Варианты ответов) Начнем мы с вами с Соборной площади… Теперь, когда мы собрали фотоматериал о достопримечательностях Егорьевска и его описание, можно начинать создавать наш мини-путеводитель для туристов. Предлагаю вам выбрать 3-4 достопримечательности, которые на ваш взгляд интереснее всего посетить или те, с которыми у вас связаны какие-то приятные ассоциации. Вы можете оформить свой путеводитель на ваш вкус. (написать красивую надпись, сделать рисунки). Итоговый продукт проекта – Путеводитель по Егорьевску. |
3. Заключительная часть мастер-класса. Цель: обобщить опыт работы учителя по вопросу мастер-класса. | Уважаемые коллеги, пусть Ваш проект пока ещё только на бумаге, но Вы вошли в новую интерактивную технологию. Я надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими коллегами и учениками. Мне вспомнилась одна притча. Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”. Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм” Какой ответ вам ближе к вашему состоянию на данный момент? Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу. Я думаю, что мы с вами начали строительство, хотя пока только на бумаге, своего храма – это “Школа”. Рефлексия. В заключение нашего мастер класса, я предлагаю вам выразить свое мнение. Для этого у вас всех на столах лежат пустые карточки. На этих карточках напишите, что вам понравилось, что вы узнали нового, чтобы хотели добавить или исправить. Спасибо за внимание! |