Мастер-класс на тему «Вокальная гимнастика и приемы при распевании детей» (1–8 классы)
5
МАСТЕР-КЛАСС
«Вокальная гимнастика и приемы при распевании детей»
Урок музыки или занятие вокального кружка должны начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца - это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.
Чтобы выполнение упражнений было более эффективным и носило результативный характер, в первую очередь, стоит обратить внимание на исходное положение, которое принимают дети, в вокальных методиках этот термин обозначается как певческая установка или вокальная позиция.
Под этим понятием понимают положение, которое должен принять ребёнок перед началом пения.
Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Можно предложить детям постоять в неудобной позе, чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно.
В начальной школе можно использовать стихи, песенки и поговорки по данной теме.
«Спинка-тростинка»
Мы проверим спинку,
Спиночку-тростинку.
Вот она какая-
Спиночка прямая!
(М. Картушина)
«Медведь»
Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей
Раз! Вдох! И запел!
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно,
Петь приятно и удобно!
Если хочешь стоя петь,
Головою не вертеть.
Встань красиво подтянись,
И спокойно улыбнись.
(В. Степанов)
«Сидит дед»
Сидит дед, ему сто лет.
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Ручки как у вас лежат?
Ножки как у вас стоят?
Вы разок, вы другой,
Посмотрите за собой!
Мы тихонько все сидим,
Мы несколько не шалим –
«Мы разок, мы другой,
Посмотрели за собой!»
(М. Андреева)
Первая часть упражнений-распевок
на уроке или занятии носит разминочный характер.
«Не озвученная артикуляционная гимнастика»
Жил был язычок. Ему очень удобно жилось в своем домике-ротике. Однажды утром он проснулся, повернулся с боку на бок (пошевелить языком во рту вправо-влево). Поздоровался с одной щечкой (постучать языком в одну щеку, не открывая рта), потом с другой (постучать языком в другую щеку). Погладил верхние зубки (не открывая рта провести языком по задней стенке верхних зубов), затем нижние (так же погладить нижние зубы). Облизал красные губки (круговым движением провести языком по губам). Это он так с ними поздоровался. Затем он открыл широко дверь и отправился на встречу к своим друзьям (широко открыть рот).
Язычок весело перепрыгивал с одной ступеньки на другую (прикасаться языком к нижней губе и прятать его в рот), а проходя вдоль забора, пересчитал все ступеньки (погладить язычком верхние зубы). И наконец, он встретил своих друзей львенка (открыть рот, поднять верхнюю губу, показав верхние зубы) и тигренка (опустить нижнюю губу, показав нижние зубы, челюсть, выдвинув вперед). Друзья всегда весело проводят время: они гуляют по лесным тропинкам (быстро проводить языком по верхней губе), катаются на горках (зацепиться кончиком языка за нижние зубы и поднять середину языка, выгибая его горкой), надувают воздушные шары (надуть обе щеки). Но сегодня у них не обычный день, они собрались в путешествие к морю и хотят взять нас с собой, ребята согласны отправиться в путешествие вместе с язычком, тигренком и львенком? Тогда в путь.
«Озвученная артикуляционная гимнастика»
Ребята вы знаете, дорога к морю не близкая, и наши друзья предлагают нам поскакать на лошадках, только вот лошадки у нас старенькие и скачут они очень медленно.
Упражнение «Старые лошадки»
Медленно клацаем языком, открывая рот, губы в позиции звука «О», изображаем медленный шаг уставшей, старенькой лошадки.
Скажите ребята, сможем ли мы быстро доехать на таких лошадках? Конечно нет, правильно, нам нужно пересесть на молодых и быстрых лошадей.
Упражнение «Молодые лошадки»
Быстро клацаем языком, челюсть свободна, рот немного приоткрыт, губы расслаблены в полуулыбке. Изображаем галоп молодой лошадки.
Как хорошо, быстро и легко мы скачем к морю, но смотрите, впереди нас ждет туннель.
Упражнение «Лошадки в туннеле»
Клацаем языком, вытянув губы в трубочку, в позиции звука «У», челюсть свободна, без активных движений.
И вот мы наконец-то выскочили из туннеля прямо на лед замерзшего озера, лошадки скачут осторожно, чтобы не поскользнуться и не упасть.
Упражнение «Лошадки на льду»
Клацаем языком, сомкнув зубы, губы в улыбке в позиции звука «И».
Вот мы и перешли ледяное озеро, наши лошадки очень устали, ведь идти по скользкому льду не так уж и легко, им нужно отдохнуть, а мы продолжим свой путь к морю на мотоциклах. И так садимся на мотоциклы, заводим их (активно произносим несколько раз «Др-р-р», как бы пытаясь завести мотоцикл, чтобы почувствовать опору диафрагмы). Поехали.
«Моторная лодка»: немного вытянуть вперёд нижнюю губу, поджать подбородок, напрягаем щёки, пресс зафиксирован, выпускаем воздух под верхнюю губу.
- короткими фразами;
- длинными фразами;
- движение вниз;
- движение вверх;
- движение вверх и вниз.
2 упражнения для развития дыхания
- «Свеча»1:принять исходное положение сидя, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на неё так, чтобы она оставалась как можно дольше в горизонтальном положении).
- «Свеча»2: принять исходное положение сидя, перед собой поставить ладонь, чтобы контролировать поток воздуха, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать через рот на звук «ц» под счёт учителя.
- «Воздушный шарик»: принять исходное положение стоя, сделать глубокий вдох носом, руки развести в сторону, задержать дыхание и медленно выдыхать через рот на звук «ц» под счёт учителя.
Разогревающий характер: в этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.
Упражнение, направленное на головное резонирование: Упражнение выполняется при плотном равномерном выдохе, а так же имеет значение точное попадание на звук без «подъезда» и аккуратная атака звука.
- Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.
- найти гортань рукой, произнеся слог «ыс»
- фиксация приподнятой гортани: сказать шёпотом а или аяяй
- фиксация опущенной гортани: эффект удивления: сказать шёпотом я?, н-на (зубы сомкнуты, на улыбке), вдохнуть на зевок (мощность и широта звучания)
- закрытым ртом подряд по гамме с верху вниз (с 5 ступени к 1)
- на одной ноте, чередуем пение закрытым ртом и слогами: Ма, мо, мэ, ме, мы,ми, и т.д. стремимся петь в одной вокальной позиции.
- пение субтоном по методике Ирины Цукановой «improvination»
Субтон - это звук, в котором воздушная струя идет вместе с голосом.
- техника расщепления голосовых связок:
Основные приемы расщепления голоса – это скриминг и хрип. Данные вокальные техники считаются приемами с расщеплением ложных голосовых связок. Скриминг близок к хриплому визгливому крику. Он практикуется в таких направлениях, как металкор и дэткор, блек-метал и спид-метал. В основном крик считается мужской техникой, однако существует несколько вокалисток, которые практикуют скриминг.
Хрип и скриминг имеют свои подгруппы:
грим – сиплые звуки;
харш – хриплый скриминг;
скримо – чисто истерический крик;
шрай – вой истерического характера.
Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.
- пение на стаккато слог «ЛЁ» (по мажорному трезвучию вверх и вниз по полутонам)
- пение в медленном, а затем в подвижном темпе названием нот с указанием активности работающей части голосового аппарата (до, ре, ми, фа, ля и т.д.)
- «финская полька»
Третья часть упражнений направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).
- пение на слог «БРУ» (арпеджио вверх, вниз по полутонам)
Иногда педагогами используются Распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть занятия по вокалу, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.
Также в некоторых методиках используются Упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.
Распевка занимает большую часть урока или занятия на начальном и среднем уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время урока вокала отдается работе над репертуаром.