Мастер-класс «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
муниципального образования город Ноябрьск
Мастер-класс
«Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов»
Подготовила
учитель начальных классов
Перевалова Светлана Николаевна
г. Ноябрьск
2016 год
Краткое описание: Данный мастер-класс проведен в рамках итоговых мероприятий по завершению реализуемого проекта «Школа без мела и доски». Предлагаемый материал помогает в практической деятельности познакомиться с цифровым микроскопом QХ7.
Основная ценность виртуальных лабораторий - это прекрасная навигация, новые впечатления и опыт, быстрая загрузка и высокая надежность при проведении экспериментов и практических работ, а также при организации исследовательского обучения. С их помощью можно: расширять кругозор, развивать познавательную активность, творческий потенциал, формировать навыки самостоятельного поиска, отбора и анализа информации.
Мастер-класс интересен учителям начальных классов, работающих с инструментами виртуальной лаборатории.
Материалы и оборудование:
Цифровые микроскопы QХ7.
Предметные стекла
Образцы исследуемого материала: листья растений (хлорофитум, циссус), клетки чешуи кожицы лука, гранит и известняк.
Учебники по программе УМК «Начальная школа 21 века» и по программе «Развивающая система Л.В.Занкова»
Добрый день, уважаемые коллеги. Начнём наш мастер – класс с разминки.
Давайте, познакомимся!
1. Напишите своё имя носом.
2. Наденьте «шапку размышлений».
3. Нарисуйте «ленивую» восьмёрку.
4. «Острые глазки» (приемы взяты из методики Савенкова А.И.)
В рамках мастер – класса мы представляем инструмент цифровой микроскоп QХ7.
Преимущества цифрового микроскопа очевидны: микроскоп снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, как самого микрообъекта, так и микропроцесса.
В программе, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатывать или включать в презентацию.
Поскольку микроскоп позволяет создавать видеозаписи, то фото, сделанное разными группами на уроке, может быть использовано для создания видеоряда для организации контроля знаний на этапе проверки домашнего задания.
В видеофайл можно добавлять новые видео и неподвижные изображения (снимки), различные эффекты и надписи, музыкальное или голосовое сопровождение.
Микроскоп можно использовать в проектной и исследовательской деятельности.
Достаточная мобильность устройства позволяет исследовать объекты, расположенные не только на предметных стеклах, но и живые объекты непосредственно в зоне их обитания.
Давайте приступим к работе. Работа будет организована в двух группах. План работы у вас на листе (Приложение №1)
При проведении практической работы вы увидели, что это простое в использовании устройство обладает большими возможностями: с его помощью в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов.
Прошу подвести итоги работы групп с цифровым микроскопом QХ7.
- 1 группа - мы рассмотрели образец клетки чешуи кожицы лука. На увеличенном в 200 раз изображении хорошо увидели клетку, рассмотрели её строение и смогли сделать вывод. Рисунок клетки есть и в учебнике, но образец под микроскопом более нагляден и практически демонстрирует ученику, что все живые организмы состоят из клеток. Используя полученное изображение, мы смогли легко изобразить схематически строение клетки и, обозначить: ядро, оболочку, цитоплазму.
клетка лука под микроскопом
- 2 группа - проанализировав таблицу «Горные породы», пришли к выводу, что многие свойства можно определить визуально или с помощью физического воздействия. А вот плотное или пористое, однородное вещество или смесь веществ перед нами, можно лучше рассмотреть под микроскопом.
гранит известняк
- 3 группа - рассмотрев листовую пластинку, определили, что это простой и сложный листы. А вот жилкование пришлось изучить под микроскопом. Определили, что у листа циссуса - сетчатое жилкование, а у листа хлорофитума - параллельное.
После прослушанных результатов можно подвести итог, что работа с микроскопом QХ7 не только помогает увидеть и рассмотреть то, что не видно невооруженным взглядом, но и развивает исследовательские умения.
В завершении мастер – класса заполните таблицу. (Приложение 2)
Виртуальная лаборатория обладает дидактическим потенциалом: проведение экспериментов, наблюдений, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, её назначение освоение доступных способов изучения природы и общества.
На лицо явные преимущества: портативность и быстрота в проведение эксперимента, но есть и недостатки, как и у любой системы – высокая чувствительность и сбои в работе школьного сервера. Но мы с вами понимаем, что всё-таки плюсов от этой работы больше. Учить как вчера мы не можем, поэтому желаем вам успехов, творчества и вдохновения к новым открытиям.
И для проведения рефлексии предлагаем вам выбрать смайлик из трёх предложенных. (Приложение 3)
Спасибо большое за сотрудничество.
Приложение №1
Мастер-класс «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов».
ПЛАН РАБОТЫ
Создание мотивационного поля.
Практическая работа.
Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).
Практическая работа группы №1
«Рассматривание клетки под микроскопом»
Цель: отработать практические навыки работы с микроскопом.
Задачи:
изучить строение растительной клетки;
развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
научиться схематически изображать строение клетки.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, учебник, тетрадь.
Ход работы:
Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта.
Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.
Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе.
Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х.
Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя кольцо в положение 200Х.
Рассмотрите под микроскопом клетку кожицы лука, сравнив её с изображением в учебнике, стр.20.
Зарисуйте в тетрадь клетку, увиденную под микроскопом и обозначьте: ядро, оболочку, цитоплазму.
Сформулируйте вывод, используя стр.20,21 учебника.
Клетка – это ______________________________организм. Главная её часть – это___________, густая жидкость, заполняющая клетку - __________________,
ограничивает клетку - _________________.
Мастер-класс «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов».
ПЛАН РАБОТЫ
Создание мотивационного поля.
Практическая работа.
Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).
Практическая работа группы №2
«Сравнение свойств гранита и известняка»
Цель: отработать практические навыки работы с микроскопом.
Задачи:
рассмотреть образцы и сравнить их состав и свойства;
развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
заполнить сравнительную таблицу «Горные породы».
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, песок и глина, учебник, тетрадь.
Ход работы:
Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.
Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе изображение объекта.
Расположите известняк на предметном столике.
Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х сфокусируйте микроскоп.
Рассмотрите под микроскопом известняк и заполните таблицу.
Расположите гранит на предметном столике.
Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х, сфокусируйте микроскоп.
Заполните таблицу:
гранит |
известняк |
|
Твёрдое, жидкое, газообразное |
||
Однородное вещество или смесь веществ (каких?) |
||
Цвет |
||
Плотное или пористое |
||
Раскалываются с трудом или легко (прочность) |
||
Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость) |
||
Растворимое или нерастворимое |
Вывод: Какие свойства горных пород удалось определить с помощью микроскопа?
Мастер-класс «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов».
ПЛАН РАБОТЫ
Создание мотивационного поля.
Практическая работа.
Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).
Практическая работа группы №3
«Лист – орган питания»
Цель: отработать практические навыки работы с микроскопом.
Задачи:
изучить строение листовой пластинки;
развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
сделать вывод о виде листа и типе жилкования.
Оборудование: микроскоп, предметные стёкла, учебник.
Ход работы:
Рассмотрите количество пластинок на черешке и сделайте вывод о виде листа, используя учебник на стр.70.
Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.
Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 10Х.
Расположите на предметном стекле лист циссуса, сверху прижмите плотно другим стеклом.
Положите экспонат на предметном столике с зажимами.
Нажмите два раза кнопку включения подсветки сверху на микроскопе, чтобы включилась нижняя подсветка
Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, отрегулировав фокусировку поворотами рукояток.
Рассмотрите, как расположены жилки у листа и сделайте вывод о типе жилкования, используя учебник на стр.70
Вывод: Перед нами _______________ лист, потому что на его черешке _______________ листовая пластинка.
У этого растения жилки листа расположены __________________.
Приложение №2
актуальность целесообразность |
- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных - развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире - возможность быстро провести эксперимент и получить реальный результат - портативность – автономная, легкая, переносная - работа внутришкольного сервера - высокая чувствительность - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) - организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса |
назначение |
|
преимущества |
|
недостатки |
Приложение №3
Актуально! Интересно! Буду пробовать! Интересно, актуально, но остались вопросы… |
Список использованной литературы
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьнков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.- 80с.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 3класса: В 2 ч. – М: «Вентана-Граф», 2012
Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4класса: В 2 ч. – Самара: Изд.дом»Фёдоров», 2010
Методическое пособие «Использование программы Ulead VideoStudio 7 для работы с микроскопом QX7».- Институт новых технологий.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.minuspk.ru/publications/katalog/project/DswMedia/mikroskop.pdf
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/144632
http://support.akipkro.ru/news/940-tsifrovye-mikroskopy-v-nachalnoj-i-osnovnoj-shkole.html