Мастер-класс «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов»

5
0
Материал опубликован 5 November 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

муниципального образования город Ноябрьск


 

Мастер-класс

«Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов»


 


 

Подготовила

учитель начальных классов

Перевалова Светлана Николаевна


 

г. Ноябрьск

2016 год

Краткое описание: Данный мастер-класс проведен в рамках итоговых мероприятий по завершению реализуемого проекта «Школа без мела и доски». Предлагаемый материал помогает в практической деятельности познакомиться с цифровым микроскопом QХ7.

Основная ценность виртуальных лабораторий - это прекрасная навигация, новые впечатления и опыт, быстрая загрузка и высокая надежность при проведении экспериментов и практических работ, а также при организации исследовательского обучения. С их помощью можно: расширять кругозор, развивать познавательную активность, творческий потенциал, формировать навыки самостоятельного поиска, отбора и анализа информации.

Мастер-класс интересен учителям начальных классов, работающих с инструментами виртуальной лаборатории.

 

Материалы и оборудование:

Цифровые микроскопы QХ7.

Предметные стекла

Образцы исследуемого материала: листья растений (хлорофитум, циссус), клетки чешуи кожицы лука, гранит и известняк.

Учебники по программе УМК «Начальная школа 21 века» и по программе «Развивающая система Л.В.Занкова»


 

Добрый день, уважаемые коллеги. Начнём наш мастер – класс с разминки.

Давайте, познакомимся!

1. Напишите своё имя носом.

2. Наденьте «шапку размышлений».

3. Нарисуйте «ленивую» восьмёрку.

4. «Острые глазки» (приемы взяты из методики Савенкова А.И.)

В рамках мастер – класса мы представляем инструмент цифровой микроскоп QХ7.

Преимущества цифрового микроскопа очевидны: микроскоп снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, как самого микрообъекта, так и микропроцесса.

В программе, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатывать или включать в презентацию.

Поскольку микроскоп позволяет создавать видеозаписи, то фото, сделанное разными группами на уроке, может быть использовано для создания видеоряда для организации контроля знаний на этапе проверки домашнего задания.

В видеофайл можно добавлять новые видео и неподвижные изображения (снимки), различные эффекты и надписи, музыкальное или голосовое сопровождение.

Микроскоп можно использовать в проектной и исследовательской деятельности.

Достаточная мобильность устройства позволяет исследовать объекты, расположенные не только на предметных стеклах, но и живые объекты непосредственно в зоне их обитания.

Давайте приступим к работе. Работа будет организована в двух группах. План работы у вас на листе (Приложение №1)

При проведении практической работы вы увидели, что это простое в использовании устройство обладает большими возможностями: с его помощью в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов.

Прошу подвести итоги работы групп с цифровым микроскопом QХ7.

- 1 группа - мы рассмотрели образец клетки чешуи кожицы лука. На увеличенном в 200 раз изображении хорошо увидели клетку, рассмотрели её строение и смогли сделать вывод. Рисунок клетки есть и в учебнике, но образец под микроскопом более нагляден и практически демонстрирует ученику, что все живые организмы состоят из клеток. Используя полученное изображение, мы смогли легко изобразить схематически строение клетки и, обозначить: ядро, оболочку, цитоплазму.

клетка лука под микроскопом

- 2 группа - проанализировав таблицу «Горные породы», пришли к выводу, что многие свойства можно определить визуально или с помощью физического воздействия. А вот плотное или пористое, однородное вещество или смесь веществ перед нами, можно лучше рассмотреть под микроскопом.

 

гранит известняк

- 3 группа - рассмотрев листовую пластинку, определили, что это простой и сложный листы. А вот жилкование пришлось изучить под микроскопом. Определили, что у листа циссуса - сетчатое жилкование, а у листа хлорофитума - параллельное.

 

После прослушанных результатов можно подвести итог, что работа с микроскопом QХ7 не только помогает увидеть и рассмотреть то, что не видно невооруженным взглядом, но и развивает исследовательские умения.

В завершении мастер – класса заполните таблицу. (Приложение 2)

Виртуальная лаборатория обладает дидактическим потенциалом: проведение экспериментов, наблюдений, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, её назначение освоение доступных способов изучения природы и общества.

На лицо явные преимущества: портативность и быстрота в проведение эксперимента, но есть и недостатки, как и у любой системы – высокая чувствительность и сбои в работе школьного сервера. Но мы с вами понимаем, что всё-таки плюсов от этой работы больше. Учить как вчера мы не можем, поэтому желаем вам успехов, творчества и вдохновения к новым открытиям.

И для проведения рефлексии предлагаем вам выбрать смайлик из трёх предложенных. (Приложение 3)

Спасибо большое за сотрудничество.

Приложение №1

Мастер-класс «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов».

ПЛАН РАБОТЫ

Создание мотивационного поля.

Практическая работа.

Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).

Практическая работа группы №1

«Рассматривание клетки под микроскопом»

Цель: отработать   практические навыки  работы с микроскопом.

Задачи:

изучить строение растительной клетки;

развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

научиться схематически изображать строение клетки.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, учебник, тетрадь.

Ход работы:

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта.

Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.

Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х.

Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя кольцо в положение 200Х.

Рассмотрите под микроскопом клетку кожицы лука, сравнив её с изображением в учебнике, стр.20.

Зарисуйте в тетрадь клетку, увиденную под микроскопом и обозначьте: ядро, оболочку, цитоплазму.

Сформулируйте вывод, используя стр.20,21 учебника.

Клетка – это ­­­­­______________________________организм. Главная её часть – это___________, густая жидкость, заполняющая клетку - __________________,

ограничивает клетку - _________________.

Мастер-класс «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов».

ПЛАН РАБОТЫ

Создание мотивационного поля.

Практическая работа.

Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).

Практическая работа группы №2

«Сравнение свойств гранита и известняка»

Цель: отработать   практические навыки  работы с микроскопом.

Задачи:

рассмотреть образцы и сравнить их состав и свойства;

развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

заполнить сравнительную таблицу «Горные породы».

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, песок и глина, учебник, тетрадь.

Ход работы:

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.

Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе изображение объекта.

Расположите известняк на предметном столике.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х сфокусируйте микроскоп.

Рассмотрите под микроскопом известняк и заполните таблицу.

Расположите гранит на предметном столике.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х, сфокусируйте микроскоп.

Заполните таблицу:

 

гранит

известняк

Твёрдое, жидкое, газообразное

   

Однородное вещество или смесь веществ (каких?)

   

Цвет

   

Плотное или пористое

   

Раскалываются с трудом или легко (прочность)

   

Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость)

   

Растворимое или нерастворимое

   

Вывод: Какие свойства горных пород удалось определить с помощью микроскопа?

Мастер-класс «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов».

ПЛАН РАБОТЫ

Создание мотивационного поля.

Практическая работа.

Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).

Практическая работа группы №3

«Лист – орган питания»

Цель: отработать   практические навыки  работы с микроскопом.

Задачи:

изучить строение листовой пластинки;

развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

сделать вывод о виде листа и типе жилкования.

Оборудование: микроскоп, предметные стёкла, учебник.

Ход работы:

Рассмотрите количество пластинок на черешке и сделайте вывод о виде листа, используя учебник на стр.70.

Включите программу «Ulead Video Studio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.

Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 10Х.

Расположите на предметном стекле лист циссуса, сверху прижмите плотно другим стеклом.

Положите экспонат на предметном столике с зажимами.

Нажмите два раза кнопку включения подсветки сверху на микроскопе, чтобы включилась нижняя подсветка

Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, отрегулировав фокусировку поворотами рукояток.

Рассмотрите, как расположены жилки у листа и сделайте вывод о типе жилкования, используя учебник на стр.70

Вывод: Перед нами _______________ лист, потому что на его черешке _______________ листовая пластинка.

У этого растения жилки листа расположены __________________.


 

Приложение №2

актуальность

целесообразность

- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных

- развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

- возможность быстро провести эксперимент и получить реальный результат

- портативность – автономная, легкая, переносная

- работа внутришкольного сервера

- высокая чувствительность

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

- организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса

назначение

преимущества

недостатки

Приложение №3

Актуально! Интересно! Буду пробовать! Интересно, актуально,

но остались вопросы…


 


 


 

Список использованной литературы

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьнков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.- 80с.

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 3класса: В 2 ч. – М: «Вентана-Граф», 2012

Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4класса: В 2 ч. – Самара: Изд.дом»Фёдоров», 2010

Методическое пособие «Использование программы Ulead VideoStudio 7 для работы с микроскопом QX7».- Институт новых технологий.


 


 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://www.minuspk.ru/publications/katalog/project/DswMedia/mikroskop.pdf

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/144632

http://support.akipkro.ru/news/940-tsifrovye-mikroskopy-v-nachalnoj-i-osnovnoj-shkole.html


 

Комментарии
Комментариев пока нет.