Открытый урок на тему «Математическая грамотность» (3 класс)
V Областной конкурс методических разработок среди молодых педагогов «Педагогическая симфония»
Открытый урок
на тему:«Решение задач»
по математике. 3 класс
Гусева Анна Сергеевна,
учитель начальных классов,
МКОУ СОШ № 17 р.п.Юрты,
первая квалификационная категория.
2023-2024г
Технологическая карта урока математики направленного на формирование математической грамотности
ФИО учителя: Гусева Анна Сергеевна
Класс: 3
УМК: под редакцией М.И. Моро, М.А. Бантовой. Москва «Просвещение» 2019 год
Предмет: Математика с элементами математической грамотности.
Тема: «Решение жизненных задач».
Тип урока: Метапредметный урок математики + математическая грамотность
Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач
Задачи: 1.Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умения работать в парах,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Методы: Работа в парах, проблемно-диалогический метод, метод мини – исследования, словесно-иллюстративный метод, дидактическая игра, рефлексия.
Оборудование: Компьютер, проектор, рабочий лист для индивидуальной работы.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
|
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, выделять наиболее распространенные в практике величины; знать связь между величинами. |
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. |
Уметь ориентироваться в информации и работать с разными её видами; использовать знаково – символические средства при решении задач математического характера и объяснении их; задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
|
Сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; учиться представлять другим выполненную работу.
|
Осознание необходимости учения; работать над самооценкой и пониманием причин успеха \ неуспеха в учебной деятельности; следовать установке на здоровый образ жизни; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; работать над осознанием ответственности за общее дело. |
Ход урока
|
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
1 |
Организационный момент. |
Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.
|
Фронтальная. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок (Слайд 2).
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Записывают число, классная работа. |
Регулятивные: организовывать свою деятельность. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. Личностные: учебная мотивация. |
2 |
Актуализация опорных знаний и умений. |
Организовать и целенаправить на познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению материала, формировать целенаправленный характер учебной деятельности.
|
Фронтальная. Работа в парах.
|
Проверка «Таблицы умножения» Решаем по одному примеру. Мозговой штурм ( слайд 3) Масса утки 2кг. Какова масса трёх таких уток?(2*3) На три платья идёт 9 метров ткани. Сколько ткани идёт на одно такое платье?(9:3) В одной коробке 6 шаров. Сколько шаров в 5 таких коробках?(6*5) Сколько блокнотов по цене 9 рублей можно купить на 27 рублей?(27:9) Молодцы!
|
Решаем устно, работаем всем классом.
Открываем тетради, записываем число классная работа. |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: высказывать своё предположение; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: умение работать в малых группах формулировать |
3
|
Постановка учебной проблемы.
|
Организовать работу по определению темы урока, постановке цели и задач урока.
|
Фронтальный опрос. |
-Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках? (Слайд 4). -Как взаимосвязаны данные изображения? (Математика, магазин, калькулятор, продукты, машины). -Без математики не возможно в жизни . Без математики, друзья, Прожить на свете нам нельзя Без нее ты пропадешь. И хлеба не купишь, Рубля не сочтешь, Что сколько стоит – не узнаешь, А, узнав, не разберешь! - Посмотрите на слайд ( слайд 5)-составьте слово решив примеры! - Вот сегодня на уроке и постараемся выяснить, для чего же нам нужны задачи в жизни?
|
Дети работают в парах. 6*3 (з) 2*8 (а) 2*3 (а) 6*1 (ч) 6*4 (а) 7*1 (д) Ответ: ЗАДАЧА ( вешаю на доску слово)
-Решение жизненных задач.
Комментируют, выдвигают предположения. Формулируют тему урока. Проговаривают цели.
|
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: высказывать свое предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
4 |
Работа по теме урока.
Работа по задачам. |
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
|
Парная работа. Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
|
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД (6 слайд) 1)У Маши было 2 банкноты по 50 рублей. Она купила 2 ватрушки по 10 рублей. Сколько денег осталось у Маши? ( решаем, один у доски) 2) на движение. ( 7 слайд) Мы иногда с вами куда-нибудь ездим, вот и в этот момент нужна математика. Смотрим на слайд. Идем дальше…..( 8 Слайд)
3)«В автосалоне 32 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?» - О чем задача? - Что значим в разы меньше? ( делим)
|
Обращаются к слайду.
Смотрят на слайд, решают задачу.
|
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий. Коммуникативные: умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог. |
5. |
Физкультминутка. |
Здоровьесбережение. |
Коллективная работа. |
Учитель предлагает выполнить физкультминутку. |
Обучающиеся выполняют физические упражнения. |
Развитие бережного отношения к своему здоровью. |
6. |
Самостоятельная работа с самопроверкой.
|
Развивать умение решать задачи. Работа по учебнику |
Работа в парах. |
Итак ребята, по работаем по учебнику, в нем тоже есть жизненные задачи. Работаем самостоятельно на оценку у доски.
1)Решение задачи стр 38 № 5 -36:9=4 ящика.
2)Учебник стр. 38 под чертой - 15:3=5 утят
|
Читают задачу, делают к ней чертеж. Решают самостоятельно.
Проверяют и оценивают себя.
Проговаривают другой способ решения задачи.
Оценивание работы групп
Проверка. Самооценивание в листах самооценки.
|
Познавательные: извлекать информацию из текста чертежей; перерабатывать, преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую. Регулятивные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог. Личностные: развивать способность к самооценке; |
7. |
Закрепление полученных знаний. |
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
Индивидуальная работа.
Игра Покажи знак.
|
Слайд 9) Решение задач 3.6, 3.7 Проверка!!! (Приложение 2)
Задача 3.7. 50-35=15 рублей сдачи.
Задача 3.6 1)50+50=100 руб.-у ребят 2) 100-80=20 рублей останется. 3) Должны отдать по 40 рублей. 4) По 10 рублей у них останется.
Давайте с вами поиграем в игру «Покажи знак» Учитель читает задачу. ( Приложение 1) 1)- К празднику ученики сделали 24 фонарика и 8 звёздочек. Во сколько раз меньше сделали звёздочек, чем фонариков?(: ) 2) В парке 15 качелей и 5 каруселей. На сколько больше качелей, чем каруселей? (-) 3)У продавца было 18 красных шаров, а синих в 3 раза меньше. Сколько было синих шаров? ( 4) У светофора остановились 4 грузовые машины, а легковых на 3 больше. Сколько легковых машин? ( +) 5)В журнале было напечатано 2 кроссворда, а загадок в 5 раз больше. Сколько загадок? |
Самостоятельное решение задачи.
Показываю знак
|
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
|
8. |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Организовать рефлексию собственной учебной деятельности
Самооценка. |
Фронтальный опрос. |
- - Какие трудности вы испытали ? - Подумайте, что нужно сделать каждому из вас, чтобы преодолеть эти трудности? - Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке. - Чему научились? - Какое задание особенно понравилось? - Какое задание вызвало затруднения? - Покажите с каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок (слайд 10,11). ( дерево настроения) ( приложение 4) |
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь применять полученные знания. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
9. |
Домашнее задание. |
Познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению |
Фронтальная. |
Записываем в дневник: стр 38 № 4, стр 39 № 4 |
Слушают учителя,
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Личностные: самоопределяться при выборе индивидуальных заданий.
|
Приложение 1
× ÷ + -
Приложение 2