Математика. Информатика. Логика
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математика. Информатика. Логика»
г. Альметьевск
2021г.
Программа внеурочной деятельности «Математика. Информатика. Логика» разработана в соответствием ФГОС СОО для студетнов I курса СПО.
содержание
3. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности.
- Пояснительная записка.
Программа реализует основные цели внеурочной деятельности согласно ФГОС СОО: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Направление внеурочной деятельности – общеинтелектуальное.
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Цель курса:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
- формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
- развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
- создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
- создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
- продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
- создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
- Результаты освоения курса.
Содержание программы направленно на приобретение студентами личностных результатов:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
"Информатика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
"Математика" (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач;
- Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности.
Тема 1.
Значение слова «логика» в 13 словарях
Знакомство с определением логики. Сравнительный анализ. Общность.
Форма проведения: творческая работа «Как выглядит логика»
Тема 2.
«Логика как наука»
Знакомство с наукой логикой. Введение основных понятий.
Форма проведения: Беседа-рассуждение.
Тема 3.
«Понятие об алгебре высказываний»
Простые и составные высказывания. Истинна и Ложь.
Форма проведения: Интелектуальная игра «Правда или ложь»
Тема 4.
Логические переменные и логические функции.
Коньюнкция. Дизъюнкция. Логическое отрицание.
Форма проведения: Составление таблиц истинности.
Тема 5.
Сложное высказывание
Инверсия. Диаграмма Эйлера-Венна. Импликация. Эквиваленция.
Форма проведения: Блиц-турнир
Тема 6.
Законы логики
Коммутативный закон, дистрибутивный закон, закон поглащения, закон исключения.
Форма проведения: Творческое задание «Своя задача».
Тама 7.
Упрощение сложных высказываний
Равносильность высказываний. Применение законов логики
Форма проведения: решение задач.
Тема 8.
Решение логических содержательных задач
Сравнение различных способов решения логических содержательных задач
Тема 9.
Простейшие преобразователи информации
Создание логических схем.
Тема 10.
Разработка Инфографики по теме «Логика высказываний»
Понятие Инфографики. Основы создания анимированной инфографики, применение тригеров. Визуализация темы «Логика высказываний» .
Тема 11.
Основы защиты ПК и информации: логика и приемы.
Просмотр фильма «Фишинг». Изучение способов защиты информации и ПК.
Тема 12.
Лабораторная работа «Построение таблиц истинности с помощью ЭТ Excel»
Изучение средств программы MS«Excel» применимых при решении логических задач.
Тема 13.
Логические ошибки.
Причины возникновения ошибок. Последствия. парадоксы
Тема 14.
Логика компьютерных игр
Обзор компьютерных игр
Форма проведения: Выступления-презентация с обзором одной игры с позиции логики.
Тема 15.
Логика и Комбинаторика
Решение задач комбинаторики
Тема 16.
Теория вероятности
Решение задачь теории вероятности
Тема 17
Решение олимпиадных задач математики. Подготовка к олимпиаде.
Тема 18.
Посещение Альметьевского технопарка «Кванториум»
Тема 19.
Посещение музея «Технорама»
Тема 20.
Посещение академии цифрового творчества «Альметрика»
Тема21.
Итоговое занятие. Викторина «Где логика».
3.Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Значение слова «логика» в 13 словарях | 1 |
2 | «Логика как наука» | 1 |
3 | «Понятие об алгебре высказываний» | 1 |
4 | Логические переменные и логические функции. | 2 |
5 | Сложное высказывание | 1 |
6 | Законы логики | 2 |
7 | Упрощение сложных высказываний | 2 |
8 | Решение логических содержательных задач | 2 |
9 | Простейшие преобразователи информации | 1 |
10 | Разработка Инфографики по теме «Логика высказываний» | 3 |
11 | Основы защиты ПК и информации: логика и приемы. | 1 |
12 | Лабораторная работа «Построение таблиц истинности с помощью ЭТ Excel» | 3 |
13 | Логические ошибки. | 1 |
14 | Логика компьютерных игр | 1 |
15 | Логика и комбинаторика | 2 |
16 | Теория вероятности | 2 |
17 | Решение олимпиадных задач математики. Подготовка к олимпиаде. | 2 |
18 | Посещение Альметьевского технопарка «Кванториум» | 2 |
19 | Посещение музея «Технорама» | 2 |
20 | Посещение академии цифрового творчества «Альметрика» | 2 |
Итоговое занятие. Викторина «Где логика». | 1 | |
Итого: 35ч.1 |