Математика, нестандартный подход к уроку.
Пояснительная записка к презентации
В современном мире молодое поколение не очень заинтересовано в изучении одного из важных школьных предметов - математики. В начальной школе, как правило, детям все просто и понятно, но когда они переходят в среднее звено (5-6 классы), начинается период с постоянными вопросами: Почему? Это как получилось? Откуда все это взялось?
Ответ очевиден:
•школьники не знают математических определений и правил.
Очень редко, сталкиваясь с трудностями в понимании задания по математике, ученик пытается разобраться сам, а не просит помощи у педагога или родителя. Как показывает опыт, многим детям неинтересно читать учебник и стараться понять ту или иную тему. Проще пойти легким путем – просто списать.
Основная цель для учителя: донести знания до учащихся, чтобы они проявили интерес к изучению предмета. Возникает вопрос: как это сделать?
Поставленная цель предполагает решение определенных задач:
Для достижения поставленных задач на уроках математики (урок обобщения и систематизации знаний), я использую следующие методические приемы:
На протяжении этого времени полностью повторяется пройденный материал. Если ученик не участвует в опросе, ему предлагается повторить предыдущий ответ одноклассника. Форма опроса «безотметочная», учитель может использовать фразы: «Ты молодец» или «Ты не готов» или «Тебе надо еще постараться». Это обязательный элемент урока, позволяющий оценить степень подготовки класса или ученика к данному уроку.
4. Большую роль играет установка на определенный объем тренировочных заданий: количество номеров, которые необходимо выполнить за урок (3-4 номера). Сразу комментируется домашнее задание (аналогичные 3 номера). Как правило, это хорошая мотивация, так как дети видят, сколько заданий необходимо выполнить. Все, кто учится на 4 и 5, успевают выполнить классную работу и начать выполнение домашнего задания. Нет смысла давать установку сделать как можно больше, так как это приводит к быстрой утомляемости учеников на уроке. Таким образом, решение 3-4 номеров за урок для учащихся 5-6 классов считаю нормой.
5. Необходим контроль со стороны учителя за работой в классе, возможно индивидуальное консультирование школьников. Слабые учащиеся выполняют решение у доски, при помощи учителя. Это позволяет ученикам раскрыть свой потенциал, у них повышается самооценка. Приятным бонусом будет похвала за смелость и безотметочное оценивание.
6. Проверочная работа проводится в конце каждой темы. Обязательно поясняется, когда и по какой теме будет проверочная работа. Объясняется, сколько примеров надо сделать на отметку «3», «4» или «5». Для подготовки обязательно выполняются подобные задания из учебника.
На следующем уроке дети более спокойно и уверенно выполняют задания, так как знают структуру и содержание проверочной работы.
Итог проверочной работы: малое количество отрицательных отметок, дополнительное закрепление алгоритма решения.
6. Проверочная работа проводится в конце каждой темы. Обязательно поясняется, когда и по какой теме будет проверочная работа. Объясняется, сколько примеров надо сделать на отметку «3», «4» или «5». Для подготовки обязательно выполняются подобные задания из учебника.
На следующем уроке дети более спокойно и уверенно выполняют задания, так как знают структуру и содержание проверочной работы.
Итог проверочной работы: малое количество отрицательных отметок, дополнительное закрепление алгоритма решения.
Вывод: независимо от интеллектуальных способностей детей и уровня сформированности у них математических умений, определенными методическими приемами привлекаю всю аудиторию (весь класс) к образовательному процессу. При изучении математики на уроках систематически повторяю с детьми все алгоритмы решения и необходимые правила, отрабатываю с учащимися навыки устного счета.
Считаю важным условием успешного обучения математике выполнение установленного объема тренировочных заданий, а также использование на некоторых этапах урока безотметочного обучения.