Математика, нестандартный подход к уроку.

1
0
Материал опубликован 13 September

Пояснительная записка к презентации

В современном мире молодое поколение не очень заинтересовано в изучении одного из важных школьных предметов - математики. В начальной школе, как правило, детям все просто и понятно, но когда они переходят в среднее звено (5-6 классы), начинается период с постоянными вопросами: Почему? Это как получилось? Откуда все это взялось?

Ответ очевиден:

в учебниках, начиная с 5 класса, изменяется не только содержание, но и формат представления учебного материала;
в учебниках предлагаются разнообразные задания, которые не сразу доступны для понимания;
учащиеся затрудняются в выполнении действий умножения  и  деления, что зачастую связано со слабым знанием таблицы умножения;

школьники не знают математических определений и правил.

Очень редко, сталкиваясь с трудностями в понимании задания по математике, ученик пытается разобраться сам, а не просит помощи у педагога или родителя. Как показывает опыт, многим детям неинтересно читать учебник и стараться понять ту или иную тему. Проще пойти легким путем – просто списать.

  Основная цель для учителя: донести знания до учащихся, чтобы они проявили интерес к изучению предмета. Возникает вопрос: как это сделать?

Поставленная цель предполагает решение определенных задач:

формировать у школьников математические знания;
практически применять эти знания для решения любых математических заданий.

Для достижения поставленных задач на уроках математики (урок обобщения и систематизации знаний), я использую следующие методические приемы:

1.Фронтальный опрос (не более 3-х минут): на мои вопросы по повторению темы отвечает весь класс; не вызывая учащихся к доске, я опрашиваю всех. Дети внимательно слушают друг друга, дополняя ответы.

       На протяжении этого времени полностью повторяется пройденный материал. Если ученик не участвует в опросе, ему предлагается повторить предыдущий ответ одноклассника. Форма опроса «безотметочная», учитель может использовать фразы:  «Ты молодец» или «Ты не готов» или «Тебе надо еще постараться». Это обязательный элемент урока, позволяющий оценить степень подготовки класса или ученика к данному уроку.

2.Устный  счет (раз в неделю): не более 5-ти минут детям дается на решение несложных примеров на деление и умножение. Это позволяет отработать знание таблицы умножения. Положительные оценки ставятся в журнал, что формирует учебную мотивацию. Очень важно оценивание: правильно выполнил половину примеров - «3», выполнил все - «5». Как показывает опыт, дети с каждым разом увеличивают скорость и качество выполнения задания.
3.При выполнении заданий по математике необходимо проговаривать алгоритм решения. Это помогает запомнить последовательность выполнения действий. Важно не бояться трудностей, стремиться к их преодолению.

4. Большую роль играет установка на определенный объем тренировочных заданий: количество номеров, которые необходимо выполнить за урок (3-4 номера). Сразу комментируется домашнее задание (аналогичные 3 номера). Как правило, это хорошая мотивация, так как дети видят, сколько заданий необходимо выполнить. Все, кто учится на 4 и 5, успевают выполнить классную работу и начать выполнение домашнего задания. Нет смысла давать установку сделать как можно больше, так как это приводит к быстрой утомляемости учеников на уроке. Таким образом, решение 3-4 номеров  за урок для учащихся 5-6 классов считаю нормой.

5. Необходим контроль со стороны учителя за работой в классе, возможно индивидуальное консультирование школьников. Слабые учащиеся выполняют решение у доски, при помощи учителя. Это позволяет ученикам раскрыть свой потенциал, у них повышается самооценка. Приятным бонусом будет похвала за смелость и безотметочное оценивание.

6. Проверочная работа проводится в конце каждой темы. Обязательно поясняется, когда и по какой теме будет проверочная  работа. Объясняется, сколько примеров надо сделать на отметку «3», «4» или  «5». Для подготовки обязательно выполняются подобные задания из учебника. 

 На следующем уроке дети более спокойно и уверенно выполняют задания, так как знают структуру и содержание проверочной работы.

Итог проверочной  работы: малое количество отрицательных отметок, дополнительное закрепление алгоритма решения.

6. Проверочная работа проводится в конце каждой темы. Обязательно поясняется, когда и по какой теме будет проверочная  работа. Объясняется, сколько примеров надо сделать на отметку «3», «4» или  «5». Для подготовки обязательно выполняются подобные задания из учебника. 

 На следующем уроке дети более спокойно и уверенно выполняют задания, так как знают структуру и содержание проверочной работы.

Итог проверочной  работы: малое количество отрицательных отметок, дополнительное закрепление алгоритма решения.

Вывод: независимо от интеллектуальных способностей детей и уровня сформированности у них математических умений, определенными методическими приемами привлекаю всю аудиторию (весь класс) к образовательному процессу. При изучении математики на уроках систематически повторяю с детьми  все алгоритмы решения и необходимые правила, отрабатываю с учащимися навыки устного счета.

Считаю важным условием успешного обучения математике выполнение установленного объема тренировочных заданий, а также использование на некоторых этапах урока безотметочного обучения.

Предварительный просмотр презентации

Математика, нестандартный подход к уроку. Литовко Анна Александровна, учитель математики МБОУ «СОШ № 9 им. Героя РФ Медведева С.Ю.», Бийск

В современном мире молодое поколение не очень заинтересовано в изучении одного из важных школьных предметов - математики. В начальной школе, как правило, детям все просто и понятно, но когда они переходят в среднее звено (5-6 классы), начинается период с постоянными вопросами: Почему? Это как получилось? Откуда все это взялось? Ответ очевиден: в учебниках, начиная с 5 класса, изменяется не только содержание, но и формат представления учебного материала; в учебниках предлагаются разнообразные задания, которые не сразу доступны для понимания; учащиеся затрудняются в выполнении действий умножения и деления, что зачастую связано со слабым знанием таблицы умножения; школьники не знают математических определений и правил.

Очень редко, сталкиваясь с трудностями в понимании задания по математике, ученик пытается разобраться сам, а не просит помощи у педагога или родителя. Как показывает опыт, многим детям неинтересно читать учебник и стараться понять ту или иную тему. Проще пойти легким путем – просто списать. Основная цель для учителя: донести знания до учащихся, чтобы они проявили интерес к изучению предмета. Возникает вопрос: как это сделать? Поставленная цель предполагает решение определенных задач: формировать у школьников математические знания; практически применять эти знания для решения любых математических заданий.

Для достижения поставленных задач на уроках математики (урок обобщения и систематизации знаний), я использую следующие методические приемы: Фронтальный опрос (не более 3-х минут): на мои вопросы по повторению темы отвечает весь класс; не вызывая учащихся к доске, я опрашиваю всех. Дети внимательно слушают друг друга, дополняя ответы. На протяжении этого времени полностью повторяется пройденный материал. Если ученик не участвует в опросе, ему предлагается повторить предыдущий ответ одноклассника. Форма опроса «безотметочная», учитель может использовать фразы: «Ты молодец» или «Ты не готов» или «Тебе надо еще постараться». Это обязательный элемент урока, позволяющий оценить степень подготовки класса или ученика к данному уроку.

Устный счет (раз в неделю): не более 5-ти минут детям дается на решение несложных примеров на деление и умножение. Это позволяет отработать знание таблицы умножения. Положительные оценки ставятся в журнал, что формирует учебную мотивацию. Очень важно оценивание: правильно выполнил половину примеров - «3», выполнил все - «5». Как показывает опыт, дети с каждым разом увеличивают скорость и качество выполнения задания. При выполнении заданий по математике необходимо проговаривать алгоритм решения. Это помогает запомнить последовательность выполнения действий. Важно не бояться трудностей, стремиться к их преодолению.

4. Большую роль играет установка на определенный объем тренировочных заданий: количество номеров, которые необходимо выполнить за урок (3-4 номера). Сразу комментируется домашнее задание (аналогичные 3 номера). Как правило, это хорошая мотивация, так как дети видят, сколько заданий необходимо выполнить. Все, кто учится на 4 и 5, успевают выполнить классную работу и начать выполнение домашнего задания. Нет смысла давать установку сделать как можно больше, так как это приводит к быстрой утомляемости учеников на уроке. Таким образом, решение 3-4 номеров за урок для учащихся 5-6 классов считаю нормой. 5. Необходим контроль со стороны учителя за работой в классе, возможно индивидуальное консультирование школьников. Слабые учащиеся выполняют решение у доски, при помощи учителя. Это позволяет ученикам раскрыть свой потенциал, у них повышается самооценка. Приятным бонусом будет похвала за смелость и безотметочное оценивание.

6. Проверочная работа проводится в конце каждой темы. Обязательно поясняется, когда и по какой теме будет проверочная работа. Объясняется, сколько примеров надо сделать на отметку «3», «4» или «5». Для подготовки обязательно выполняются подобные задания из учебника. На следующем уроке дети более спокойно и уверенно выполняют задания, так как знают структуру и содержание проверочной работы. Итог проверочной работы: малое количество отрицательных отметок, дополнительное закрепление алгоритма решения.

7. В конце урока обязательно проводится рефлексия в разных формах: Отметка за урок, которую ученик ставит себе в тетрадь карандашом: «2» - ничего не понял, «3» - более-менее, надо потренироваться, «4» – все понятно, но есть ошибки в выполнении, «5» – все понятно и все правильно выполнено. Ответ на вопрос: «Чему вы научились на уроке? Какую тему повторили?» Как правило, ответы детей краткие, но все же им приходится вспомнить и охарактеризовать основные умения, которые формировались на данном уроке. Нарисовать карандашом на полях смайлик – это настроение ученика на уроке.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.