Нестандартный урок по математике 6 класс
Цели:
Закреплять навыки сложения и вычитания положительных, и отрицательных чисел. Совершенствовать навыки решения задач, продолжить работу с геометрическим материалом.
Развивать логическое мышление, речь учащихся, расширять кругозор.
Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, интерес к математике через игру.
Оборудование урока:
рисунок Форта Боярд;
табличка с лексическим значением слова Форт;
карточки “+”, “-”;
индивидуальные карточки с рыбками;
наборы геометрических фигур;
магнитная доска;
карточки с ребусами;
макеты ключей;
сундучок;
звукозапись шума волн.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем бороться за сокровище Форта Боярд. Обратимся к лексическому значению слова: форт – отдельное, долговременное укрепление в виде крепости.
Форт-Боярд – это бывшая тюрьма, окруженная со всех сторон водой. Подземелья и темницы Форта хранят много тайн и секретов.
Чтобы преодолеть все приключения и неожиданности необходимо повторить приёмы сложения и вычитания в пределах 20, уметь решать задачи, логически мыслить.
Для того чтобы овладеть сокровищем Форта, нам помогут дружба, взаимовыручка, чувство локтя.
Девиз нашего урока:
Лень долой!
Долой зевоту!
Принимайся за работу!
III. Актуализация знаний.
Форт начинает свою игру. Нас ждут 6 испытаний и 6 ключей с подсказками.
Испытание 1. Мы попадаем в комнату интеллектуальной разминки. На стене комнаты высвечиваются числа:
1, 2, 3, 0, -1, -2, -3
Учитель: Ребята, определите лишнее число.
Дети: Это число 0.
Учитель: Почему вы думаете, что число 0 лишнее?
Дети: Числа 1,2,3,-1,-2,-3 –это натуральные числа
Учитель: Как называют числа, которые меньше нуля?
Дети: Отрицательные.
Учитель: Чему равен модуль отрицательного числа?
Дети – Положительные числа.
Учитель: Расположите эти числа в порядке возрастания (-10,1,3,-4,-6,4)
Как правильно расположить эти числа на координатной прямой ?
Что такое начало отсчета?
А теперь произнесите этот числовой отрезок в порядке убывания (4,3,1,-4,-6, -10…)
Молодцы! Хорошо справились с работой и заработали 1-ый ключ с подсказкой.
IV. Работа по теме урока.
1) Самостоятельная работа.
Испытание 2. И теперь мы попадаем в комнату лабиринтов.
Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет…
Расставьте больше, меньше или равно
Чтобы данный получить ответ.
(Работа по вариантам в тетради на печатной основе)
I в. | II в. |
-15 < -11 | 45> -12 |
0…-34 | 17….77 |
-56…-55 | -888…-79 |
Проверка работы в парах.
Потом дети при коллективной проверке, используя принцип игры “Молчанка” показывают нужные знаки при помощи индивидуальных карточек “+”, “-”.
Дети получают еще 1 ключ:
2) Работа с геометрическим материалом.
А теперь, ребята, мы попадаем в башню старого пирата Фура. Он задаст вам свои загадки. Появляется персонаж, переодетый пиратом. Свои вопросы он достает из старой бутылки, которая проплавала много лет и её прибило к стенам крепости.
Фура – Назовите фигуры, которые не являются прямоугольниками.
Дети: – Круг, треугольник
Фура - Назовите фигуры, которые не являются кругом.
Дети: - Многоугольники.
Фура – Назовите фигуры, которые не являются многоугольниками.
Дети: – Круги.
Фура – Удивительно умные ребята учатся в вашем классе, а как дружно помогали друг другу отвечать. За это я вам даю очередной ключ с подсказкой.
Физпауза №1.
Засиделись мы, однако,
Встаньте дружно все, ребята!
Час игры теперь настал,
Отдыхай и не зевай!
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим
Голову поднимем выше.
И легко – легко подышим.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На 4 – руки шире.
5 - руками помахать.
6 – за парту тихо сесть.
(Физпауза проводится под звуки шума волн).
3) Решение задач.
Из башни пирата Фура под звуки волн мы попадаем в книгохранилище, где собраны старинные рукописи, книги. Откроем и мы свою мудрейшую книгу под названием Математика. Стр.120 № 34.
А) У человека — одна, у коровы — две, у ястреба – ни одной. Что это? Ответ: Буква О
Б) У мальчика в коробке было 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок поймает мальчик, используя остальных мух? Ответ: неизвестно.
В) Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? Ответ: Температуру, время
г) Что все люди на земле делают одновременно? Ответ: Становятся старше
Д) Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться? Ответ: Нужно бросить яйцо более, чем на три метра, тогда первые три метра оно пролетит целым.
Е) Карандаш положили на пол и попросили нескольких человек перепрыгнуть его.
Но никто не смог этого сделать. Почему? Ответ: Его положили вплотную со стеной.
Дети отвечают(Говорят вслух).
Учитель: К сожалению, не все ребята правильно справились с задачей: некоторые допустили ошибки при вычислении в первом действии.
Учитель еще раз объясняет детям, допустившим ошибки.
4) Отгадывание ребусов.
Фура: - Чтобы ваши товарищи не попали в темницу Форта, даем им дополнительные задания-ребусы:
Молодцы, не оставили друзей в беде, помогли им остаться в команде. За это получаете ещё 1 ключ.
Физпауза № 2 (на снятие усталости).
Подняли головки вверх, нарисовали носом на потолке восьмёрку, цифру шесть. Опустили головы. Затем, не поворачивая головы, посмотреть на соседа слева, справа, на меня, на парту, на потолок.
А теперь пусть отдохнуть пальчики. (Физминутка на снятие усталости с пальцев рук.) Считая, загибаем с силой пальчики:
Раз картошка, два картошка,
Три, четыре, пять,
Шесть картошка,
Семь картошка – начинай опять.
Встряхнули ручки и работаем дальше.
5) Обобщение.
Учитель: Вот теперь, прочитав все подсказки и, отгадав, ключевое слово ЗНАНИЯ, мы открываем старинный сундук.
Что же мы видим в сундуке? Учебники для 6 класса.
Какой же сделаем вывод?
Что является главным сокровищем, за которое мы сегодня боролись?
Главным сокровищем были знания, которые пригодятся вам в жизни.
V. Итог урока.
Учитель: Сегодня мы очень много успели сделать. Чем мы занимались? (ответы детей). Что помогло вам при преодолении трудностей?
Дети: Смекалка, логика, дружба, взаимовыручка.
Учитель: Ребята, вы очень понравились пирату Фура, и он вас хочет наградить по-своему: он дарит вам шоколадные медальки и желает успехов в дальнейшей учебе.
Дзюрич Елена Алексеевна
Бондаренко Марина Владимировна
Ольга
Котухова Любовь Павловна