12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грязнова Татьяна Александровна30
Россия, Челябинская обл., Челябинск


 

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ»

Грязнова Татьяна Александровна

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение "Образовательный центр №5 г. Челябинска"


 

Введение

"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Комментируя это определение, напомним, что задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.


 

Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.


 

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
рациональная организация двигательной активности учащихся;
система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям

1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения

2. Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников

3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций) Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
  В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
  Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

   При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.  

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание 

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение


2-й этап.
Максимальная работоспособность
 

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом


3-й этап. Конечный порыв.

10-15 мин

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Эффективность усвоения знаний учащихся в тече­ние урока такова:

1)5-25-я минута — 80%;

2)25-35-я минута — 60-40%;

3)35—40-я минута — 10%.

Урок с позиций здоровьесбережения.

   Большинство позиций, по которым проводится анализ урока, касаются педагогических критериев проведения. Однако каждый их этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителя. Состояние, опосредующее эту связь – утомление и стресс. Профилактика утомления и стресса – это одна их наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе. На что же следует обратить внимание в ходе урока, если говорим, что используем принципы здоровьесбережения?

 №

Критерии здоровьесбережения

На что обратить внимание

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе.

Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

2.

Количество видов учебной деятельности.

Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

3.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

Ориентировочная норма – 7-10 минут.

4.

Количество видов преподавания.

Словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

5.

Чередование видов преподавания.

Не позже, чем через 5-10 минут.

6. 

Наличие и место методов, способствующих активизации.

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные метода (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

7.

Место и длительность применения ТСО.

В соответствии с СанПиН. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения!

8.

Поза учащегося, чередование позы.

Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска.

9.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

10.

Напоминание на уроке о ЗОЖ

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.

11.

Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

12.

Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: - Учитель-ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей); - Ученик – ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие – враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие).

13.

Эмоциональные разрядки на уроке.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

14.

Плотность урока.

Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!).

15.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. При правильно организованном уроке не ранее, чем: средняя и старшая школа – 40 минута.

16.

Темп окончания урока.

Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя!

Если рассматривать урок математики, то можно применить следующие здоровьесберегающие технологии. Так как математика – наука точная и сложная. Не для каждого ученика она даётся легко. По шкале сложности предметов математика занимает самый высокий балл – 11 баллов. Исходя из этого, в расписании математика не должна стоять первым и последними уроками. Но это не всегда получается, и поэтому чтобы дети не потеряли интерес к предмету необходимо использовать различные формы урока, такие как: устный счёт, опрос дом. задания, изучение нового материала, повторение изученного материала, закрепление изученного материала. Всегда устный счёт необходимо проводить с детьми в форме игры; ребусы, загадки связанные с математикой

Например: Проведение устного счёта в форма разминки

Пословицы

ответ

1

в поле не воин

1

2

Конь о … ногах и тот спотыкается

4

3

ласточка весны не делает

1

4

одного не ждут

7

5

Старый друг лучше новых …

2

6

раз отмерь, … раз отрежь

7, 1

7

бед, … ответ

7, 1

8

Ум - хорошо, а … лучше

2

9

сапога пара

2

10

У … нянек дитя без глаза

7


 

Объяснение нового материала с применение здоровьесберегающих технологий проводится в игровой и доступной форме. Например: В 6 классе в конце года изучается тема «Геометрический материал». Он состоит из основных понятий (угол, треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.). Чтобы лучше дети запомнили те же углы, их можно показать руками. При помощи 2-х учеников можно показать и остальные фигуры.

Ещё одна форма запоминания определений при объяснении нового материала - стихотворная. Учить стихи полезно в любом возрасте, а детям это просто необходимо. Порой сухое, и непонятное правило выучить, понять, а тем более его применять – это сложно. Стихотворная форма этих определений мне в этом помогает. Например:

Виды углов

1. На прямой отмечаем мы точку

Два луча получается точно. В А С

t1630658934aa.gift1630658934ab.gift1630658934ac.gifА лучи, дополняя друг друга, ●

Образуют развёрнутый угол. (на доске)

2t1630658934ad.gif . Часто снег идёт зимой

t1630658934ae.gifИ приносит радость

t1630658934af.gifУгол помним мы прямой

90 градусов. (на доске)

3. Биссектриса-это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам.

4. Вам стишок читаю новый,

Кто запомнит - молодец. А В

t1630658934ag.gifУ отрезочка любого ● ●

Есть начало и конец. (на доске)

Во избежание гиподинамии у детей на 20-й минуте урока математики я обязательно провожу физкультминутку, которую тоже необходимо проводить не отрываясь от урока, с пользой для ума и тела. В зависимости от класса её можно усложнять, но с целом это выглядит так:

Запомнить на слух и посчитать, если ответ чётное число поднять правую руку, нечётное число- левую ногу.

8*9=72 (правая рука)

56+46=100 (правая рука)

64-51=13 (левая нога)

56/8=7 (левая нога)

Если целое число- подпрыгнуть, если дробное – присесть.

Напомнить (целое –это 5; 6; 9 и т.д., дробное – это 5,6;0.2; 3.7 и т.д.)

2,5+2,5=5

3,7-3,5=0,2

1,2+7,8=9

5+0,6=5,6

Если дробь обыкновенная подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши 1 раз, если дробь десятичная – потопать ногами и хлопнуть в ладоши 2 раза.

Напомить (обыкновенная дробь – это 5/6, 4/8, ½; десятичная дробь – это 0,25; 3,6 )

5/6-3/6=2/6(1/3)

3,9+2,5=6,4

4/7+2/7=6/7

5+0,2=5,2

После всей плодотворной работы на уроке за 10 минут до конца урока нужно проводить обязательно гимнастику для глаз. Она просто необходима, потому что 25% учащихся в классах с плохим зрением, у них интерес к уроку начинает снижаться, когда их глазки устали. Поэтому 5 минут от урока уделить следующим упражнениям, которые попробуем сделать с вами под реллаксирующую музыку труда не составит.

1) Самый простой метод - рисовать глазами цифры. Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Для начала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день в течение 10 дней, и это требует известных усилий и тренировки. Хорошо его выполнять в перерывах между напряженной зрительной работой. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно. Такая гимнастика глазных мышц позволяет улучшить их собственное кровоснабжение и насытить кислородом внутренние структуры глаза.
2) Еще один полезный метод - это сочетание гимнастики для глаз с парадоксальным дыханием: при вдохе через нос живот втягивают, а при выдохе выпячивают.
1. Сядьте прямо, глаза открыты, взгляд фиксирован на объекте, который находится на линии взора.
2. Делая вдох, посмотрите вверх. Затем закройте глаза и одновременно выдохните (5 раз).
3. Посмотрите влево - вдохните, посмотрите вправо - выдохните (5 раз).
Следует особо подчеркнуть, что никакие упражнения не помогут, если вы постоянно сутулитесь, неудобно сидите и работаете в условиях плохой освещенности.

3) Рисуем носом
С открытыми или закрытыми глазами пишем в воздухе носом цифры или слова. В это время разгружаются мышцы затылка и шеи, снимается напряжение с глаз. Упражнение служит профилактикой утомляемости глаз и головной боли.

Вывод:

1. Снизилась стрессовая напряжённость, усилилась мотивация обучения, познавательный интерес.

        2. Учащиеся группы риска, а так же 7 и 8 вида стали более активно применять   

         участие в устном счёте на уроке и в период закрепления учебного материала.

Положительный эмоциональный настрой и высокий темп урока позволяет выполнить большее количество задач и примеров, побуждая к расширению спектра творческих способностей учащихся, включая создание стихов собственного сочинения.

Перспектива данных исследований – это накопление банка данных о наиболее эффективных методиках «использование рук» ребёнка для эффективного запоминания нового материала.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.