12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вихрова Ольга Ивановна484
Работаю в учреждении дополнительного образования "Станция юных техников", являюсь руководителем объединений "Начальное техническое моделирование" и "Декоративно-прикладное творчество". Люблю свою профессию.
Россия, Ростовская обл., Гуково

Конкурс – это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, праздник дружбы и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли. Путь педагога к победе в конкурсе – это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Ни пол, ни возраст, ни место рождения преимуществ в победе не дают. Главное в педагогических состязаниях – педагог должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих воспитанников, способных думать, рассуждать, увлекаться.

Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:

-систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;

-уточнить и конкретизировать педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);

-отобрать практические материалы, наиболее полно раскрывающие систему работы;

-изложить материал доступно, кратко и, вместе с тем, полно;

-подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.

Определение самопрезентации.

Самопрезентация – это умение воздействовать на процесс формирования своего образа у партнера, т.е. подать себя в выгодном свете.

Любая самопрезентация осуществляется для решения 3-х задач:

-проинформировать

-развлечь

-убедить



Современные методы самопрезентации педагога:

-защита проекта

-составление резюме

-представление портфолио

-мастер- класс

-публичная презентация опыта

-открытый урок

-аналитический отчёт и т.д.

В умении правильно себя презентовать традиционно выделяют несколько компонентов:




Внешность

Одежда – своеобразная визитная карточка оратора.

Психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеваться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.

Одежда при общении с людьми выполняет три функции: презентационную, регуляторную, информационную.

В одежде наиболее информативно: цена (восприятие цены складывается из трех факторов – качество одежды, дефицитность, модность, силуэт (чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих, таковому силуэту соответствует одежда делового стиля); цвет (в российской традиции ахроматические цвета (черный, белый, серый) поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» - цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков и растений).

Специфика речи

Готовясь к выступлению, продумывайте свою речь, избавьтесь от жаргонизмов, слов-паразитов и сленга, от профессиональных терминов

Важен интонационный настрой речи. Он должен быть живым, бодрым, настойчивым.

Постарайтесь убрать из своей речи отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив.

Но иногда без НЕ все же не обойтись. Положительный образ создается тогда, когда людям комфортно с вами общаться. Постарайтесь ввести в свою речь «Я высказывания». Вместо «Вы меня неправильно поняли» лучше сказать «Я, наверное, не совсем точно объяснила вам суть дела». Первое высказывание может восприниматься собеседником как выпад в его сторону, в ответ на который вы увидите отрицательную реакцию. В результате можно потерять возможность разъяснить нужный аспект дела, ведь никто не любит признавать свои ошибки. Употребив «Я-высказывание», вы получите внимательного и расположенного к вам слушателя.

Запишите свой голос на магнитофон. Прослушайте его. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. Сила звука является особенно важным компонентом, с которым необходимо попрактиковаться; посчитайте от одного до пяти, повышая и снижая громкость до тех пор, пока вы не приобретете способность к вариациям. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в корректировке — выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм.

Невербальная коммуникация

Важнейшим аспектом самопрезентации является неречевая коммуникация, то есть то, что мы говорим без слов, используя мимику, жесты, позы.

Самым главным здесь является избегание закрытых поз, то есть скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает ваши слова, но и влияет на его восприятие

Если вы видите, что ваш собеседник закрылся, к примеру, скрестил руки на груди, необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный как «ведение» собеседника. Метод ведения заключается в том, что сначала вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи. Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить ваши действия, если этого не произошло, повторите эти действия еще раз.

Избавьтесь от ненужных и раздражающих жестов, которые могут только усилиться при публичном выступлении: не сидите, откинувшись назад и скрестив ноги; не теребите беспрерывно ручку, платок, очки; не постукивайте ритмически ногами, не качайте ногой; не ерзайте на стуле; не чешитесь во время выступления, не теребите волосы, не трите лоб; не зевайте, особенно во весь рот; не щелкайте ногтями и костяшками пальцев, не барабаньте пальцами по столу


Деловой этикет

Деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявятся в следующем:

-обращение со временем: начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя;

-четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале, а также его четкое соблюдение;

-специальное отведенное время для ответов на вопросы;

-умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей – показатель мастерства и общей культуры оратора;

-комплименты аудитории – часть этикетной культуры. например, в начале выступления можно сказать: «я рада, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», или «выступать перед вами – большая честь для меня».

Речь оратора: стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.



Во время выступления:

-Настройтесь на аудиторию, выясните, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. Если нет, то на ходу приведите ваши интересы и интересы аудитории к общему знаменателю.

-Прежде чем начать выступление, привлеките к себе внимание.

-Начинайте говорить только тогда, когда установиться тишина.

-Кратко и четко обратитесь ко всей аудитории, а потом сделайте паузу.

-Наблюдайте за реакцией аудитории и старайтесь добиться ее расположения.

-Следите за тем, когда ваши слова найдут у аудитории поддержку и сразу же развивайте тему и старайтесь шире ее раскрыть.

-Только когда вы полностью добились расположения слушателей переходите, на главную тему выступления

-Не теряйте самообладания от провокационных реплик.

-Не вступайте в дискуссию во время выступления, иначе вас «уведут в сторону», и выступление будет «провалено». Скажите, что на все вопросы вы ответите после выступления.

-Если в выступление есть места неприятные аудитории, обязательно подкрепите их очевидными примерами и фактами, подчеркните, что только необходимость заставляет вас говорить о них. И, обязательно, снизить остроту несколькими комплиментами.

-Не делать неоправданных выводов и обобщений.

-Не показывать виду, что вы устали или в чем-то сомневаетесь.

-Закончив выступление сделать комплимент аудитории и поблагодарить за внимание.


Лучше всего начинать выступление с:

-С истории потрясающего факта.

-С вопроса слушателям (Знаете ли вы, что?).

-С замечания касающегося непосредственно аудитории.

-С цитаты известного человека.

-С показа какого-либо предмета.

Заканчивать выступление следует, придерживаясь следующих правил:

-Резюмировать основные положения выступления.

-Призвать к действию, если это уместно.

-Сделать подходящий комплимент.

-Вызвать смех.

-Использовать подходящую цитату.

-Создать кульминацию.

-Постараться закончить выступления, прежде чем этого захочет публика.

Итак, как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которого педагог становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определённый педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.  

Конкурс предоставляет участникам широкие возможности для обмена опыта, а достижения его победителей становятся лучшими ориентирами модернизации системы дополнительного образования не только в рамках муниципального образования, но и региона. Но любой конкурс – это все-таки игра. Несомненно, сложная, профессиональная, но игра, в которой, конечно, побеждают не все. Поэтому стоит воспринимать конкурс как захватывающую игру. Игру не соперников, а коллег и соратников, ведь каждый из вас уже победитель.

Вы гордость педагогических коллективов, которые представляете. Но главное – вами гордятся ваши юные воспитанники. Гордятся тем, что их наставники принимают участие в таком важном и интересном конкурсе, а какое количество баллов вы набрали, для них не важно. Вы – лучшие! Искренне желаю вам новых профессиональных и творческих достижений, благодарности родителей, успешных, не забывающих вас учеников.


Источник:  https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-konkursam-professionalnogo-masterstva-2225057.html




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.