Материалы для проведения методического семинара «Формирование читательской грамотности школьников при работе с текстом»
Методический семинар «Формирование читательской грамотности школьников при работе с текстом»
Послушайте притчу «Два весла».
Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.
Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
-В чем мудрость этой притчи?
Урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, но и способность целенаправленно применять эти добытые знания и умения в практической деятельности. Только тогда можно добиться положительного результата в педагогической деятельности.
И хотелось бы добавить к вышесказанному: «Пока Вы не научитесь управлять веслами, бесполезно менять лодку». Давайте будем учиться грамотно и эффективно управлять веслами лодки, плывущей по реке под названием «Педагогика».
В рамках методического семинара вы получите новые теоретические знания по теме «Формирование читательской грамотности школьников при работе с текстом», а затем будете учиться применять эти знания при планировании конкретной учебной задачи.
Каждый из Вас примет участие в работе лаборатории «PROчтение»: воспитываем читателя.
Любая лаборатория проводит какие-то исследования, эксперименты.
(на доске столбиком записаны буквы слова ЭКСПЕРИМЕНТ).
Обозначьте каждую букву слова «эксперимент» - словом-ожиданием от сегодняшнего семинара.
Э - экспериментирование
К – коммуникация, коллектив, креатив
С – сотворчество
П – представление опыта, познание, процесс
Е – единение
Р - развитие
И - инновации, исследование
М – мысль, метод, мышление
Н – новое, навыки
Т - труд, творчество
Очень надеемся, что ваши ожидания от семинара оправдаются.
Сегодня в нашей лаборатории будут работать три команды педагогов: 1 - учителя математики, истории и обществознания, предметов эстетического цикла, 2 - учителя русского языка и литературы, предметов естественно- научного цикла, 3 - учителя начальных классов.
Перед вами 3 колбы разного цвета, а на партах каждой группы лежат карточки разного цвета. Подумайте и напишите на листочках, что вы хотите узнать и чему научиться на сегодняшнем семинаре:
На желтом листочке пишите, что умеете по теме «Формирование читательской грамотности». Размещаете этот стикер под зелёной колбой.
На синем листочке фиксируете, что хотите узнать по данной теме. Размещаете стикер под 2 колбой.
И под красной колбой закрепляете стикер с предложением о том, чему хотите научиться.
Давайте посмотрим, что знают о формировании читательской грамотности участники семинара.
-А что хотят узнать?
- Чему хотят научиться?
Любое исследование или эксперимент проходит несколько этапов: теоретический, методический, собственно эксперимент и аналитический.
Сегодня вам предстоит пройти два этапа: теоретический и методический. Собственный эксперимент будет проводить каждый, воплощая в жизнь предложенные методы и приемы по формированию читательской грамотности. Будет организовано взаимопосещение уроков, чтобы увидеть насколько эффективно применяются полученные на семинаре знания в ходе практической деятельности. А затем будет проведен аналитический этап эксперимента, в ходе которого каждый педагог проведет рефлексию деятельности и определит, что у него получается, что нет.
- Переходим к теоретическому этапу нашей работы.
Сорокина С.В.
На предудущем семинаре я делилась опытом работы по использованию в практической деятельности технологии смыслового чтения. Приводила приемы работы, которую применяю на уроках. Повторяться не буду. Сегодня я подготовили для Вас несколько интересных приемов, которые можно использовать не всех уровнях образования.
- «Облако слов» (на доску в нарисованное облако вписываются слова, понятия, термины из текста.) Используя данный прием можно провести словарную работу перед чтением текста. Сначала определяем слова, значение которых известно детям, размещаем эти слова на втором флипчарте, затем в ходе чтения текста, выясняем значение остальных слов. И постепенно перемещаем слова с 1 флипчарта на другой.
Можно в облаке слов разместить ключевые слова. По данным словам можно сделать предположение, о чем пойдет речь в данном тексте, потом в ходе чтения проверить эти предположения. Это может помочь так же сформулировать тему и задачи урока.
Данный прием можно использовать и при подведении итогов урока, слова могут служить ментальной картой, по которой легко обобщить все, что изучали на уроке. Либо с использованием «облака слов» можно пересказать предложенный текст.
- Прием «Текст и я, текст и текст, текст и мир». Перед работой с текстом учащимся можно предложить прочитать 3 вопроса, на которые нужно будет ответить после знакомства с произведением. Прием помогает выстроить диалог с детьми после работы с текстом.
Соотнесение текста с собой. Детям задаются вопросы: Как то, что написал автор, соотносится с вашим жизненным опытом? Почему прочитанное произведение актуально и важно для вас? Начните свой рассказ со слов «Прочитанное произведение мне напомнило о том случае, когда я…»
Соотнесение текста с текстом. Вопрос ученикам: Какое произведение напомнил вам этот рассказ или сказка? Чем они похожи?
Соотнесение текста с миром. Можно спросить: на какие глобальные вопросы и проблемы выходит текст? Начните ответ словами «Прочитанное мне напомнило о том, как однажды я видел/слышал…»
- Прием «6-ти вопросов». Перед чтением текста на доске, а можно на кубике (по типу кубика Блума) размещаются 6 вопросов, на которые надо будет дать ответ после чтения или прослушивания текста: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Как вариант можно использовать прием следующим образом: ученики после повторного прочтения текста формулируют для одноклассников вопросы, начинающиеся данными словами.
- Прием «Текст через призму чувств». Перед чтением текста ребятам предлагается запомнить сенсорные детали, которые встречаются в тексте: звуки, образы, ароматы, тактильные ощущения, вкусы, а потом поделиться своими ощущениями с одноклассниками. Обязательно каждая деталь должна быть подтверждена словами из текста.
-Прием «дегустация». Детям предлагается немного пофантазировать и представить, что они оказались в кафе. ПредставьтЕ. Что вам принесли блюдо. Вы его не сразу пробуете, а сначала рассматриваете. Давайте оценим обложку того произведения, которое будем читать. Прочитайте фамилию автора, название произведения. Рассмотрите иллюстрацию. Каково ваше первое впечатление от «блюда»? Захотелось ли его попробовать? Почему? Запишите полученную информацию в специальное дегустационное меню (Записывают название произведения, автора). После прочтения произведения проводится его анализ, а затем в дегустационное меню пишется отзыв о прочитанном произведении.
- Прием «Дизайн для персонажей». Очень важно при работе с текстами учить ребят подмечать детали и выстраивать аргументацию. В этом помогает упражнение на дизайн для персонажей. Для характеристики героев произведений можно использовать необычный ракурс и предложить прочувствовать персонажа, создав страничку его личного дневника, пост в социальной сети, а может подобрать идеальный дизайн для дома, в котором мог бы жить персонаж. Обязательное условие при выполнении такого задания – аргуменировать ответы с использованием текста. Более простой вариант задания – составить паспорт героя.
Например, при чтении произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» мы составили следующий «Паспорт героя»
1 |
Ф.И.О |
|
2 |
Прописка |
|
3 |
Место жительства |
|
4 |
Вид деятельности |
|
5 |
Положительные качества |
|
6 |
Отрицательные качества |
|
- Практическая деятельность. Переходим ко второму этапу работы лаборатории, к методическому. Каждая группа сейчас получит по 2 текста: один-литературный, другой- научно-популярный. Вам необходимо спланировать с ними работу, используя различные эффективные приемы работы с текстом. Это могут быть те приемы, о которых Вы узнали сегодня, либо узнали на предыдущих методических семинарах. Может быть у кого-то в собственной практике есть интересные методы и приемы работы с текстами. В помощь Вам предлагаются буклеты с информацией о техниках, приёмах, методах формирования читательской грамотности школьников. Затем каждая группа представим нам результаты своей практической работы. Время работы групп- 15 минут.
(Представление результатов работы каждой группы)
- Итог работы. Рефлексия деятельности.
Вернемся к стикерам, размещенным под колбами разного цвета. Может у кого-то появилось желание переместить какие-то листочки, на которых Вы фиксировали Ваши ожидания? (Если да, то педагоги аргументируют свой выбор).
Уважаемые коллеги. Делаем вывод, что сейчас Вы не только владеете теоретическими знаниями по формированию читательской шрамотности школьников, но и умеете применять различные педагогические приемы при работе с различными тексами. Использование данных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития функциональной грамотности, а в частности для развития базовой грамотности - читательской.
Если наш методический семинар заставил вас о чем-то задуматься, поднимите левую руку к груди и сожмите ее в кулак. Если вам захотелось что-то из услышанного использовать в действии, поднимите правую руку к груди и тоже сожмите в кулак. Коллеги, у вас в руках оба весла лодки под названием «Читательская грамотность». Так пусть Ваше плавание будет счастливым! Попутного ветра!
Источники:
Притча
Картинки для презентации
https://olegbutorin.ru/wp-content/uploads/2019/09/screenshot_20190911-214020__01.jpg
Информационные источники
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна