"Матрёна Вольская".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший сценарий мероприятия, посвящённого 80-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Автор: Архипова Алина Викторовна
Учитель английского языка
МБОУ «СОШ №1»
г. Сафоново Смоленской области
Пояснительная записка
Тема (название) образовательного мероприятия
«Матрёна Вольская» (урок иностранного языка)
1.2. Актуальность и обоснование выбора темы
Как часто, просматривая весёлые ролики в интернете, мы смеёмся над неосведомлённостью и не эрудированностью нынешнего поколения. Оно сейчас всё в гаджетах, поэтому очень важно уделять пристальное внимание воспитанию патриотизма, сеянию доброго и вечного в сердцах и умах наших воспитанников. В наше время сложно представить, что кусочек хлеба в военные годы был на вес золота, что у детей не было детства. Новое поколение людей должно знать ключевые даты войны, её участников, а также научиться уметь сопереживать чужому горю. Именно поэтому мы, классные руководители, должны уделять пристальное внимание таким нравственным классным часам, где рассказывается о товариществе, героических поступках людей и выживанию людей в тяжелейших условиях.
Очень часто дети знают только широко известных людей Всероссийского уровня, не ведая, что и в нашей земле, на Смоленщине, есть такие, и немало. Сегодня, как никогда, нашим детям нужен пример подвига, совершённого, чтобы спасти ближних.
Я очень люблю рассказывать своим подопечным о подвигах наших земляков, ведь ни один народ не положил на алтарь победы 27 миллионов жизней. Делаю это на классных часах и на уроках английского языка. Думаю, это мой, своего рода, вклад в «бессмертный полк» (кроме дедушки, прошедшего войну), который вечно живёт в моём сердце. Я хочу передать его и дальше, своим ученикам.
Недавно узнала о книге Дениса Коваленко «Матрёна Вольская». Слова на её обложке меня поразили: «Потеряв своего ребёнка, она спасла 3225 детей».
В этом году исполняется 105 лет со дня рождения этой великой женщины. Она не считала себя героем, а спасение детей – подвигом. Но потомки спасённых детей увековечили её подвиг в бронзе.
Роль и место образовательного мероприятия в системе работы
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13).
Несмотря на то, что прошло более 80 лет с начала Великой Отечественной войны, память о ней и подвигах наших предков останется в наших сердцах навсегда. Молодое поколение просто необходимо знакомить с историей и культурой нашей страны, ведь они наше будущее, а будущее невозможно без знания прошлого. В 2024 году исполняется 79 лет со дня Великой Победы.
Эта война забрала миллионы жизней. С фронта не вернулись чьи-то папы, мамы, сыновья и дочери, братья и сёстры. В эпоху гаджетов я считаю необходимым заинтересовать своих учащихся информацией о войне, о её героях. Детей следует познакомить с самоотверженностью и патриотизмом.
Ежегодно в начале мая я провожу тематические уроки, посвящённые Дню Победы. Они очень нравится детям и вызывают у них эмоциональный отклик. Особенно интересно ребятам узнать о своих земляках, ведь многие достойные люди родились и жили именно на Смоленщине. Такие тематические уроки позволяют учащимся расширить свой кругозор и развить человечность в себе. Представляю Вашему вниманию разработку одного из них. Урок длится 45 минут (один академический час в нашей школе).
1.4. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)
11-й класс (учащимся 16-18 лет).
1.5. Цель
Цель урока: освежить память о победе в Великой Отечественной войне.
1.6. Задачи
Задачи урока:
Образовательный компонент:
совершенствовать умение определять цель и задачи урока;
развивать общий кругозор и эрудицию учащихся;
развивать способность выделять главное;
систематизировать знания лексического материала по теме «Война»
отработать лексику по темам «Великая Отечественная Война» и «День Победы»;
познакомить учащихся с информацией о Матрёне Вольской;
совершенствование навыков аудирования.
Развивающий компонент:
- развитие и совершенствование навыков чтения и понимания текста;
- развитие умения выступать публично;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие музыкальных способностей учащихся;
- повышение общего уровня развития учащихся.
3. Воспитательный компонент:
- воспитать чувство гордости за подвиги наших предков,
- воспитывать чувство патриотизма.
- формирование эмпатии к другим людям.
познакомить учащихся с героическим прошлым России;
воспитать чувство гордости за подвиги наших земляков.
Практический компонент: использовать на практике пройденные на прошлых уроках лексические и грамматические единицы.
Здоровьесберегающий компонент:
Гармонично сочетать обучение, воспитание и развитие в учебной деятельности.
1.7. Планируемые результаты
Дети будут гордиться своей страной и её подвигом в Великой Отечественной войне, а также смогут рассказать о нашей землячке Матрёне Вольской.
1.8. Технологии, методы, приемы, формы работы, используемые для достижения планируемых образовательных результатов
Технологии:
Информационно-коммуникационные;
Здоровьесберегающие;
Технология развития критического мышления.
Методы работы:
Интерактивный
Коммуникативный
Словесный.
Наглядный.
Практический.
Приёмы:
Мозговой штурм.
Дискуссия (ответы на вопросы).
Средства:
Наглядные.
Формы работы
1) индивидуальные;
2) парные;
3) групповые.
Оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Экран;
Рисунки, картинки и плакаты на тему «Война».
Активные методы на уроке:
метод проблемного обучения;
исследовательский метод;
метод догадки;
метод;
метод обучения в сотрудничестве;
метод проектов;
игровая технология;
метод развития критического мышления;
метод развития креативного мышления.
1.9. Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Учитель, класс, кабинет, книга, плакаты и рисунки, компьютер.
2. Основная часть
Описание проведения образовательного мероприятия
Структура урока и время (урок 40 минут)
Организационный момент и постановка цели урока: 1 минута.
Фонетическая зарядка: 1 минута.
Речевая зарядка: 1 минута.
Минута молчания: 1 минута.
Стихотворение: 1 минута.
Работа с текстом: 12 минут.
Задания к тексту: 12 минут.
Марширование: 1 минута.
Аудирование по песне: 5 минут.
Подведение итогов урока, рефлексия и запись домашнего задания: 5 минут.
Ход урока.
I. Организационный момент, мотивация учебной деятельности
(1 минута), постановка цели урока.
Приветствие. Приветственное слово учителя: Teacher:
Good morning, everybody! I am very glad to see you.
Pupils: Good morning, good morning, good morning to you.
Good morning, good morning, we are glad to see you!
Teacher: Sit down, please. Let us begin our lesson. I hope you are fine today and ready to work hard.
Постановка целей урока (3 минуты). Метод догадки.
Знакомство с темой урока.
Прежде чем озвучить тему урока, учитель просит учащихся посмотреть на доску и стены класса, украшенные плакатами, рисунками и картинками на тему Великой Отечественной Войны, а также на портрет Матрёны Вольской.
Look at the pictures on the board, please. Can you guess what we are going to talk about about today?
Цель: совершенствование догадки.
Ответы детей.
The Great Patriotic war.
Matryona Volskaya.
Учитель. You are absolutely right! Today we are going to talk about the Great Patriotic war and our compatriot Matryona Voskaya.
Рапорт дежурного:
Who is on duty today? Who is absent today?
What is the date today?
What day is it today?
What is the weather like today?
Фонетическая зарядка (1 минута).
Let us train our tongue. Repeat after me, please.
[v], [v], [v], [v], [v]; [ei], [ei]. [ei]. [ei]. [ei].
victory
Victor
day
victory day
great
celebrate
hurray
commemorate
save
blockade
pray
wave
safe
pay
claim
take
take part
parade
play
say
May
train
way
celebration
celebrating
may
And now let’s train the following tongue twister:
The 9th on May is Victory Day. Victory day is on the 9th of May.
Victory day is on the 9th of May. The 9th on May is Victory Day.
Hurray! Hurray! It’s Victory Day!
Речевая зарядка (1 минута).
Беседа о войне. Teacher: Now answer my questions, please.
When is Victory Day?
When did the Great Patriotic War begin?
When did it finish?
How long did the war last?
How do Russian people celebrate Victory Day?
What heroes of the Great Patriotic War do toy know?
What Hero Cities do you know?
Who was the leader of Nazi Germany?
What is “The Immortal Regiment”?
What famous military commanders do you know?
Предполагаемые ответы детей.
Victory Day in on the 9th of May.
The Great Patriotic War began in 1941.
It finished in 1945.
The war lasted 1418 days (4 years).
Russian people celebrate Victory Day on a grand scale.
I know Alexander Matrosov, Alexei Maresiev, Voktor Talalihin, Vladislav Hrustitskij, Efim Osipenko, Zina Portnova, Zoya Kosmodemyanskaya, Konstantin Zaslonov, Lyonya Golikov, Matvey Kuzmin, Nikolay Gastello and many others.
I know Kerch, Saint Petersburg, Tula, Murmansk, Sevastopol, Volgograd, Novorossiysk, Smolensk, Brest Fortress, Minsk, Moscow and Kiev.
Adolf Gitler was the leader of Nazi Germany.
It is a massive civil event in major cities in Russia and around the world every 9 May during the Victory Day celebrations.
I know Joseph Stalin, Georgy Zhukov, Boris Shaposhnikov, Aleksandr Vasilevsky, Aleksei Antonov, Kliment Voroshilov, Semyon Timoshenko and so on.
Учитель:
Thank you very much for your answers.
Many people were killed during this war. All of them could have families, children but they sacrificed their lives to save our Motherland. A lot of your relatives fought in this war. Some of them were wounded or killed.
Минута молчания. (1 минута)
Now let’s stand up and honour the memory people who died.
Дети встают.
Today we want to feel this war’s atmosphere. I want you to lesten to a poem. This poem is about this war. I like it very much though my heart hurts. The following poem was written by a 12 year old boy. (1 минута)
War is full of people dying,
War is full of relatives crying,
Peace makes people happy, not sad,
Things like Peace are good, not bad.
War is dismal, dark and bloody,
In trenches deep, but small and muddy.
Peace is beautiful, quiet and clean,
When people are kind, no one is mean.
War is terrible, no matter what kind,
Peace is a lot nicer, I`m sure you`ll find.
Peace and happiness come hand in hand,
Sparkling and golden like the desert sand.
Peace and joy are like a team,
Each one like a bright sunbeam.
What feelings and thoughts has this poem evoken?
Предполагаемые ответы детей.
I feel sad because people die in wars.
I am upset because it is so painful to listen such poems.
I feel terrible because I don’t want to see any war.
Учитель:
We have a hero of this war in our Smolensk Region. Her name is Matryona Volskaya. Let’s get acquainted to her.
Работа с текстом (12 минут).
Matryona Volskaya
Matryona Volskaya, a teacher from Smolensk, has saved more than 3000 children during the Great Patriotic War.
In 1941 fascists came to our Motherland. Smolensk partisans tried to save children in their region but German solders established their own orders there. In 1942 the unprecedented operation “Children” was carried out. Gorky became the second home for Smolensk children that time.
Smolensk region was one of the first ones who faced an attack of German soldiers. There were a lot of bloody battles there. But our people failed to keep up the pressure. Smolensk region fell under German occupation. It lasted for two years. About 5000 villages (300 with their people) were destroyed.
24 villages were burnt in three days. Kishkintsi village was burnt and its people were killed. A tow of 75 inhabitants managed to survive.
Partisan movement acted actively in Smolensk region. Nikifor Zakharovich Kolyada was headed there in July, 1941 to fight German soldiers. He was known as “Batya”. He became the initiator of “children operation”: people wanted to save their sons and daughters.
In Dukhovshchina forest there were more than 1500 boys and girls. They were 8-16 years old. A lot of them were already orphans. They faced experience meant not for children, unfortunately. The plan was the following: to bring them to the frontline railway station Toropets, to load them into a train and to send them to Ural. The way was 200 kilometers and fascists were everywhere! The route was the following: Eliseevichi – Sloboda (Przhevalskoye) – Anosinki – Berezugi – Gorodets – Abramovshchina – Korolyovshchina – Ilyino – Toropets.
Three fighter-planes were shooting at 3000 children, but no bullet reached them. One girl was wounded but the bullet didn’t harm her a lot.
Matryona Volskaya was the very person who was given the order to lead this column. She was a 22-year teacher. Her nickname was “Motya”. She was born on the 6th of November, 1919 in the village of Zadiriha. Her husband was a teacher of Physics, Michael Arkhipovich Volsky. At first, they kept in touch with partisans, then they joined the squad. Matryona was a brave and decisive girl. By this time she had already been presented to the Order of the Red Star. She took part in the operation of partisans in the village Zakup. Two young women helped her: they were Varvara Polyakova, also a teacher, and Ekaterina Gromova, a nurse.
During their walking the children were divided into the groups of 40-50 people. They moved at night, and in the daytime they were hiding in the forests. Matryona Volskaya had always been ahead of them for 20-25 kilometers to check the road. She returned to them in the morning. She moved 200 kilometers three times. She did not rest and did not eat in a proper way. She was pregnant! Her own achievement was to overcome herself. She lost her own child but saved 3225 other lives. The children were moved to Gorky and began a new life.
Matryona gave birth to a child but soon it died. Nobody knew she was pregnant. Their trip lasted for 23 days.
This woman died in 1978.
The book “Operation “Children” by Natalia Drozdova and Leonid Novikov was released in 1986. Those “children” told them everything. But documents which could confirm that disappeared. Everything was written according people’s stories.
The memorial to Matryona Volskaya was erected in Gorodets, Nizhny Novgorod Region. It is a very beautiful sculpture. Its copy was also erected in Smolensk and Omsk.
This year we have 105 years since her birth. We should remember this selfless woman and be proud of her.
Перевод текста:
Матрена Вольская, учительница из Смоленска, спасла более 3000 детей в годы Великой Отечественной войны.
В 1941 году на нашу Родину пришли фашисты. Смоленские партизаны пытались спасти детей в своем районе, но немецкие солдаты установили там свои порядки. В 1942 году была проведена беспрецедентная операция «Дети». Горький стал тогда вторым домом для смоленских детей.
Смоленская область была одной из первых, на которую напали немецкие солдаты. Там было много кровопролитных боев. Но наш народ не выдержал натиска. Смоленская область попала под немецкую оккупацию. Она длилась два года. Было уничтожено около 5000 деревень (300 с людьми).
24 деревни были сожжены за три дня. Деревня Кишкинцы была сожжена, ее жители убиты. Выжить удалось двум из 75 жителей.
Партизанское движение активно действовало на Смоленщине. Никифор Захарович Коляда был направлен туда в июле 1941 года для борьбы с немецкими солдатами. Его называли «Батя». Он стал инициатором «детской операции»: люди хотели спасти своих сыновей и дочерей.
В Духовщинском лесу было более 1500 мальчиков и девочек. Им было от 8 до 16 лет. Многие из них уже были сиротами. К сожалению, они столкнулись с испытаниями, которые не предназначены для детей. План был следующим: привезти их на прифронтовую железнодорожную станцию Торопец, погрузить в эшелон и отправить на Урал. Путь был 200 километров, и фашисты были повсюду! Маршрут был следующим: Елисеевичи – Слобода (Пржевальское) – Аносинки – Березуги – Городец – Абрамовщина – Королевщина – Ильино – Торопец.
Три истребителя стреляли по 3000 детей, но ни одна пуля не достигла их. Одна девочка была ранена, но пуля не сильно ее ранила.
Матрена Вольская была тем самым человеком, которому было поручено возглавить эту колонну. Она была 22-летней учительницей. Ее прозвище было «Мотя». Она родилась 6 ноября 1919 года в деревне Задириха. Ее муж был учителем физики Михаилом Архиповичем Вольским. Сначала они поддерживали связь с партизанами, потом вступили в отряд. Матрена была смелой и решительной девушкой. К этому времени она уже была представлена к ордену Красной Звезды. Она принимала участие в операции партизан в деревне Закуп. Ей помогали две молодые женщины: Варвара Полякова, тоже учительница, и Екатерина Громова, медсестра.
Во время похода дети делились на группы по 40-50 человек. Они двигались ночью, а днем прятались в лесах. Матрена Вольская всегда опережала их на 20-25 километров, чтобы проверить дорогу. Она возвращалась к ним утром. Она трижды проезжала по 200 километров. Она не отдыхала и не питалась как следует. Она была беременна! Ее собственным достижением было преодоление себя. Она потеряла своего ребенка, но спасла 3225 других жизней. Детей перевезли в Горький, и они начали новую жизнь.
Матрена родила ребенка, но вскоре он умер. Никто не знал, что она была беременна. Их путешествие длилось 23 дня.
Эта женщина умерла в 1978 году.
Книга «Операция «Дети» Натальи Дроздовой и Леонида Новикова вышла в 1986 году. Эти «дети» рассказали им все. Но документы, которые могли это подтвердить, исчезли. Все было написано со слов людей.
Памятник Матрене Вольской установлен в Городце Нижегородской области. Это очень красивая скульптура. Ее копии установлены также в Смоленске и Омске.
В этом году нам исполняется 105 лет со дня ее рождения. Мы должны помнить эту бескорыстную женщину и гордиться ею.
Задания к тексту. (12 минут) Учитель:
Now let’s answer some questions.
Answer the questions.
Who was Matryona Volskaya?
How old was she?
Where was she from?
Who was her husband?
What did she do?
How many villages were destroyed in Smolensk Region that time?
Who was known as “Batya”?
What was the plan of the operation “Children”?
Who helped Matryona?
Where are the monuments to Matryona Volskaya situated?
Do you admire this woman’s heroic act?
Are you proud of her? Why?
Could you do the same? What do you think?
Do you consider her act a heroic one or not? Why?
Why do you think she didn’t think it was a heroic deed?
Предполагаемые ответы детей.
Matryona Volskaya was a teacher.
She was 22 years old.
She was from a small village Zadiriha in a Smolensk Region.
Her husband was also a teacher.
She saved 3225 children from death.
About 5000 villages (300 with their people) were destroyed.
Nikifor Zakharovich Kolyada was known as “Batya”.
The plan was the following: to bring children to the frontline railway station Toropets, to load them into a train and to send them to Ural.
Varvara Polyakova, also a teacher, and Ekaterina Gromova, a nurse, helped her.
The monuments to Matryona Volskaya are situateв in Gorodets, Nizhny Novgorod Region. It is a very beautiful sculpture. Its copy was also erected in Smolensk and Omsk.
Of course, I do!
I am very proud of her because she didn’t get scared. And even if she did, she managed to cope with it.
I don’t know. I believe I could help her.
I consider her act a very brave and heroic one because she saved so many lives.
I guess she was very modest, shy and she didn’t think of her deed, she only thought how to save children. It was her main aim.
Учитель. Thank you very much for your answers!
Now let’s do some tasks.
Translate into English.
Устанавливать свои порядки (to establish their own orders)
Выполнить беспрецедентную операцию (to carry out an unprecedented operation)
Отразить атаку немецких солдат (to face the attack of German soldiers)
Разрушить деревни (to destroy villages)
Удалось спастись (managed to survive)
Активно действовать (to act actively)
Был направлен туда (was headed there)
Сирота (an orphan)
Быть на связи с партизанами (to keep in touch with partisans)
Вступить в отряд (to join a squad)
Храбрая и решительная девушка (a brave and decisive girl)
Прятаться в лесу (to hide in the forest)
Проверять дорогу (to check the road)
Беременная (pregnant)
Преодолевать себя (to overcome oneself)
Now I name the number and you name the event.
1941 – in 1941 fascists came to our Motherland. Smolensk partisans tried to save children in their region but German solders established their own orders there.
1942 - in 1942 the unprecedented operation “Children” was carried out.
500 - about 5000 villages (300 with their people) were destroyed.
24 - 24 villages were burnt in three days. Kishkintsi village was burnt and its people were killed.
1500 - in Dukhovshchina forest there were more than 1500 boys and girls.
22 – Matryona was 22 years old.
200 - the way was 200 kilometers and fascists were everywhere.
3225 – 3225 children were saved.
1978 – Matryona Volskaya died in 1978.
105 – this year we have 105 years since her birth.
As you know, people march during the war. I want you to feel this mood.
Марширование. (1 минута) And now let’s march. Stand up, please!
Звучит музыка марша, учащиеся маршируют.
Работа с песней. Аудирование. (5 минут)
Нужно вставить пропущенные слова.
You should enter the missing words into the text.
White Cranes
Sometimes it seems to me each fallen __________
That never came back home from ________ of gore
In fact did never perish, as they ________ you,
But turned into a crane as white as ________
And ever since those days in their due _________
We've seen them soaring high across the ________
With distant ________ giving us a reason
To stand in tears and _______ them flying by
A wedge of cranes is fading in the _________
So far away I can no longer ______
When I run out of ______ of my existence
I hope those ______ will find a gap for me
That I may soar above my _____ and anguish
And join their ranks as ______ years ago
Recalling all their names in my new ________
And names of those whom I have ______ below.
________ it seems to me each fallen soldier
That never ______ back home from fields of gore
In fact did ______ perish, as they told you,
But turned into a crane as ______ as snow.
Полный текст песни.
White Cranes
Белые журавли
Sometimes it seems to me each fallen soldier
Мне кажется порою, что солдаты
That never came back home from fields of gore
С кровавых не пришедшие полей
In fact did never perish, as they told you,
Не в землю нашу полегли когда-то,
But turned into a crane as white as snow
А превратились в белых журавлей.
And ever since those days in their due season
Они до сей поры с времён тех дальних
We've seen them soaring high across the sky
Летят и подают нам голоса,
With distant voices giving us a reason
Не потому ль так часто и печально
To stand in tears and watch them flying by
Мы замолкаем, глядя в небеса.
A wedge of cranes is fading in the distance
Летит, летит по небу клин усталый,
So far away I can no longer see
Летит в тумане на исходе дня,
When I run out of days of my existence
И в том строю есть промежуток малый,
I hope those cranes will find a gap for me
Быть может, это место для меня
That I may soar above my pain and anguish
Настанет день и с журавлиной стаей
And join their ranks as many years ago
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Recalling all their names in my new language
Из-под небес по-птичьи окликая
And names of those whom I have left below.
Всех вас, кого оставил на земле.
Sometimes it seems to me each fallen soldier
Мне кажется порою, что солдаты,
That never came back home from fields of gore
С кровавых не пришедшие полей,
In fact did never perish, as they told you,
Не в землю нашу полегли когда-то,
But turned into a crane as white as snow.
А превратились в белых журавлей.
Ключи к аудированию:
Soldier
Fields
Told
Snow
Season
Sky
Voices
Watch
Distance
See
Days
Cranes
Pain
Many
Language
Left
Sometimes
Came
Never
White
Подведение итогов урока. Рефлексия. Запись домашнего задания. (5 минут)
Цель: Получение обратной связи по уроку, установление эмоционального контакте с классом, оценивание активности каждого на разных этапах урока. На парте перед каждым учеником лежат два смайлика – весёлый и грустный. Детям нужно поднять один из смайликов вверх в зависимости от того, понравился ли им урок или нет.
Thank you for your work today. Well done! Your marks are…
And now you are to choose a smile – happy or sad – according to your attitude to today’s lesson. It you like our lesson and have learned a lot choose the green smile, please. If you like it but not very much choose the yellow smile, please. If you don’t like it choose the red smile, please.
Your homework will be to make a postcard for our veterans with congratulations and wishes. You can work individually or in pairs. I also want some initiative group to make a wall newspaper about Matryona Volskaya. We already know a lot. I will give you the book about her, you can also consult the internet and other sources. You can work in groups and make several wallpapers. We’ll choose the best one. During your holidays we are going to visit Matryona Volskaya’s monument in Smolensk. It is situated in Pioneers’ Park. I am sure you’ll like this excursion. The lesson is over. Thank you very much for your work! Good-bye!
3. Рекомендации по использованию методической разработки
в практике работы коллег
Можно взять уже готовый наш урок, а можно дополнить его своим материалом. Очень важно тематически оформить доску, можно украсить кабинет. Данное занятие можно использовать как самостоятельный урок, а можно и как одну из составляющих цикла занятий про Победу. Перед проведением этого урока можно порекомендовать учащимся почитать книгу Дениса Коваленко «Матрёна Вольская». Также можно проконсультироваться по данной теме с учителем истории. В перспективе можно провести классный час на русском языке и интегрированный урок английского языка и истории.
Елена Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна