Статья «Сельская школа»
Сельская школа
Андросова Марианна Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Окоемовская общеобразовательная
основная школа им. И. В. Пухова»
Усть-Алданского района
Исторический опыт побуждает нас сегодня к взвешенному, продуманному подходу к проблемам сельской школы, в особенности на фоне новых попыток реформирование образования.
Сельская школа в современных социально-экономических условиях выступает селообразующим фактором, так как жизнь семьи, имеющей детей, в малой сельской общности напрямую зависит от наличия в социальной инфраструктуре общеобразовательной школы. Наличие школы в селе выступает порой единственным сдерживающим фактором жизнеобеспечения села, стабильности сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства. Школа на селе играет куда большую роль, чем в городе. Сельская школа, какой бы она ни была, - культурный центр, вокруг которого и сосредотачивается общественная жизнь села.
К объективным факторам, способствующим повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе, относится прежде всего сельскохозяйственное окружение и близость к природе, которые создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания учащихся с конкретными видами сельскохозяйственного производства и жизнью сельских тружеников. Непосредственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осознанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру. Наличие в сельской местности личных подсобных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупреждению трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятельность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности. Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях.
Именно от школы сельская семья ждёт помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. На неё возлагают надежды жители села в кризисные периоды жизни общества.
Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.