12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Вячеславовна52
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
2

Механическая работа



Урок по теме «Механическая работа» 7 класс

Тип урока: урок изучение нового материала

Вид урока: урок - исследование

комбинированный урок с элементом экспериментальной деятельности

Образовательная цель урока:

сформировать понятие механической работы

Деятельностные цель урока:

Научиться рассчитывать работу

Задачи урока:

Личностные:

Развивать логическое мышление, внимание, память

воспитать умения и навыки коллективной работы

содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира

Предметные:

выяснить, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути

научить учащихся рассчитывать механическую работу

проверить степень усвоения полученных знаний

развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания

Метапредметные:

формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента

Формировать умение применять знания на практике

Развивать умение слушать, умение оценивать друг друга

сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения

формирование умений анализировать, делать выводы

развивать умение анализировать учебный материал

Оборудование и программное обеспечение к уроку:

АРМ учителя, мультимедийный проектор.

Презентация.

Лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/v1446188067.pptx (Презентация)

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1446188123.docx (Полный текст урока)

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность

Применяемые технологии, приёмы, средства организации урока

Оборудование

Учителя

Ученики

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

Сейчас проверим, готовы ли вы к работе на уроке.

Задание на дом было создать Кластер по теме «Силы». Выберите по колонкам лучшую работу. Какие критерии оценивания мы с вами ввели?

Заполнить лист контроля на урок.

Вспоминаем критерии (полнота изложения материала – представлены все силы, их характеристики, формулы, единицы измерения; красочность и понятность работы)

Отмечают в листе контроля готовность к уроку, выполнение д.з. (кластеры по теме «Силы»)

Создание психологического комфорта на начало

урока.

 

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Повторение пройденного материала

Задание: собери код правильных формул

Второе задание по колонкам: «Скоростная цепочка». Выберите одно сильного ученика на колонке. Этот ученик будет принимать ответы у следующей по кругу колонки. Задача: назвать физическую величину и единицу ее измерения. Чья цепочка из физических величин «соберется» быстрее, та колонка победила.

? По какой теме было задание на дом и первое задание на уроке?

Как Вы думаете, почему именно по этой теме было дано задание

Выписывают в тетрадь номера правильных формул.

Затем самопроверка по образцу на правильность с выставлением отметки:

Все правильно – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»

На скорость дают ответы по партам. Задача - не повторяться. Принимающий фиксирует правильность ответов.

Тема – Силы.

Предположение: данная тема понадобится на занятии

Цель: проверить готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Мозговой штурм.

Игровая деятельность: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Самопроверка по эталону.

Презентация, карта самоконтроля

Презентация

Ответы после щелчка ЛКМ (анимация)

Слайд1

Слайд3

3. Возникновение проблемы – выявление области незнания.

Целеполагание.

Что же мы будем делать на уроке? Что станет объектом исследования у нас сегодня?

Посмотрите на слайд. Данные картинки объединены единой темой. Как Вы думаете, что объединяет все изображения?

О чем все приведенные в примере пословицы?

Какую из пословиц выберем девизом урока?

Объектом исследования является Работа.

Как же будет называться тема нашего занятия?

Сформулируйте цель урока.

Что в названии темы нам уже известно? – механическая

Прошу вас прокомментировать следующий слайд: выполняется ли механическая работа на данных картинках.

Учащиеся высказывают идеи по поводу темы урока. Если обучающиеся испытывают затруднения, то переходят к следующему слайду и пытаются проанализировать пословицы.

Выбирают одну пословицу и объясняют почему.

Разгадывают тему по слайду: «Механическая работа». Записывают в тетрадь.

Изучали раздел механика (Меха́ника — раздел физики, изучающий движение материальных тел и взаимодействие между ними)

Делают предположения. Совместно обсуждаем.

Будем выяснять, правильными ли были наши предположения.

Элементы технологии проблемного обучения, целеполагание.

Цель: развитие познавательной активности.

Прием: побуждение к диалогу.

Стадия вызова (личные предположения по теме)

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

4. Выполнение исследования. Открытие нового знания и способов деятельности.

Что у нас появилось новое?- Работа. Это новая физическая величина. Какие задачи мы можем перед собой поставить? Какой план мы выполняем при изучении новой физ. величины?

Где взять информацию?

Проставляем знаки вопроса, где материал не понятен.

Совместно обсуждаем возникшие затруднения.

Подумайте, какая сила может совершать положительную работу?

Как вы думаете, какая сила совершает отрицательную работу?

Если на тело действует сила, направленная перпендикулярно перемещению, то …

Сформулируйте условие совершения работы

Первичная проверка знаний: ответить на вопрос: Какой знак имеет работа, совершаемая силой тяжести.

На стадии вызова мы сделали предположения о том, выполняется ли работа на картинках. Давайте сделаем сверку с изученным материалом.

Что нового мы узнали на уроке, чего не знали ранее?

1) дать определение

2) единица измерения (СИ)

3) Кратные, дольные единицы

4) Вектор или скаляр

5) Формула (зависимость)

6) Особенности

Самостоятельно в учебнике делают пометки карандашом.

Проверка совместная. С выставлением самооценки по количеству найденных ответов.

Сила тяги, сила тяжести при падении тела и т.д.

Сила трения, сила тяжести при подъёме тела и т.д.

эта сила никакой работы не совершает. А=0

1) наличие силы, действующей на тело

2) тело должно двигаться (перемещаться)

Самостоятельно отвечают с самопроверкой (сравнивая с образцом)

Нужно указать какая сила совершает работу

№1 сила тяжести -да

№2 нет

№3 нет

№4сила Архимеда >0, сила тяжести <0

№5 нет (если учитывать трение- <0)

Совместное обсуждение

Индивидуальная работа.

Технология работы с текстом (смысловое чтение), метод инсерт (пометки на полях)

Групповая дискуссия.

Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаковой форме

Сопоставление со стадией вызова, коррекция собственных знаний

Перевод внутренней речи во внешнюю (проговаривание) как фиксация нового знания

Учебник

Слайд (при щелчке ЛКМ настроена анимация открытия ответов)

5. Физминутка

Встать если механическая работа совершается,

Сесть – если не совершается

1. Спортсмен с трамплина прыгает в воду

2.Гиря висит на шнуре

3.Пассажир едет в автобусе

4.Муха летает по комнате

5.Ученик думает над решением задачи

6.Девочка играет на скрипке

7.Ветер гоняет по небу облака

8.Ученик бежит стометровку

9.Компьютер решает задачу

10. Космический корабль движется по инерции

Ответы :да нет нет да нет да да да нет нет.

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

Прием: принудительная активизация мышления

Здоровьесберегающая технология

 

6. Включение нового материала в систему знаний.

Мы рассмотрели и познакомились с новой физической величиной, какие задачи мы уже с вами решили.

Чем же мы должны заняться дальше, какую перед собой мы поставим задачу на данном этапе урока? Что отличает физику как науку от многих других.

В заданиях вы будете определять работу в конкретных ситуациях. Давайте сравним разную работу.

Например, известно, что за один удар сердце совершает работу в 1 Дж.

Выполним задание в группах. Помните правила работы в группе (посмотрите на выданных картах для оценки групповой работы)

Дают ответы по ранее записанному плану на доске.

Физика – наука экспериментальная.

Необходимо отработать материал, решать задачи, проделать эксперименты.

Совместно обсуждаем основные правила работы в группе и что в групповой работе будет оцениваться.

Выполняют задания по группам.

Каждая группа представляет результаты работы.

По полученным данным оценивают и делают вывод, что значит работа в 1 Дж.

Исследовательский метод работы, игровой метод; проведение эксперимента; работа в группах

Метод: сотрудничество, взаимопощь.

Проговаривание во внешней речи нового материала

Метод групповой дискуссии.

Синтез полученных выводов в целостную систему знаний

Карточки для групповой работы (прописаны задания), листы оценивания групповой работы

7. Рефлексия

Тест с взаимооценкой

проверка по образцу

1) 3

2) 4

3) 2

4) 1

5) 2

Прием: анализ, сравнение

Метод сопоставления

Взаимопроверка по эталону

слайд

7. Подведение итогов урока, выставление оценки

Кто же ввел термин «работа»? Прослушаем сообщение ученика.

Подведем результаты урока. Какая новая физическая величины, была изучена.

Назовите виды деятельности на уроке.

Какие этапы урока были самыми интересными.

Какие этапы урока были сложными.

Какому виду деятельности сегодня мы уделили мало времени.

Поставьте цель на следующий урок.

Выступление ученика об ученом, который ввел понятие работы - Жан-Виктор Понселе.

Заполняют лист контроля на каждый урок с выставлением самооценки за урок.

Решение задач.

Необходимо решать задачи.

Цель: самоанализ

Метод групповой дискуссии, аквариума

Слайд (фотография ученого)

Карта самоконтроля

8. Домашнее задание

Чем же заняться нам дома?

Обязательное задание: Оформлением изученного материала в тетради: РТ с.119 (Работа дома).

Задание №4 дополнительное.

Индивидуальное задание обучающемуся (по желанию)- сообщение по теме: «Что такое лошадиная сила»

д/з в рамках системно-деятельностного подхода, д/з творческого и исследовательского характера (дифференцированное)

Электронный дневник

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Задания для работы в группах

1 группа «Гроза Ньютона»

Задание: Определить работу силы тяжести по перемещению мяча массой m с высоты h.

План:

Измерить массу мяча на весах. Перевести в килограммы.

Рассчитать силу тяжести мяча

Измерить высоту, с которой падает мяч, при помощи метра

Вычислить работу по формуле

2 группа: «Ветер, ветер, ты – могуч!»

Задание: Определить работу, совершаемую силой давления ветра (силу принять равной силе трения) по перемещению тела с одного края стола до другого.

План:

Принять коэффициент трения =0,5

Силу реакции опоры принять равной весу коробка.

Определить вес тела при помощи динамометра.

Выполнить расчеты, исходя из F=Fтр=N=P

Поставить тело на один конец стола. Со всей силы подуть на тело вдоль поверхности стола.

Измерить при помощи метра расстояние, на которое переместиться тело.

Вычислить работу по формуле.

3 группа: «Ох, нелегкая эта работа…»

Задание: Определить работу, совершаемую мышечной силой человека при подъеме по лестнице на высоту h (работа совершается по преодолению силы тяжести).

План:

Вычислить вес тела человека: P=mg

Определить расстояние подъема: измерить высоту одной ступеньки, умножить количество ступенек на высоту одной ступеньки.

Вычислить работу по формуле

4 группа: «Эврика!»

Задание: Определите работу, совершаемую равнодействующей силы Архимеда и силы тяжести, при выталкивании тела массой m объемом V с глубины h на поверхность.

План:

Определить силу Архимеда (объем тела найти при помощи мензурки, погрузив тело полностью в воду при помощи тонкой палочки)

Определить силу тяжести (Fтяж=mg)

Найти равнодействующую сил

Измерить путь. Пройденный телом, при подъеме тела (использовать линейку или метр).

Вычислить работу по формуле.

5 группа: «Огонь знаний»

Задание: Определить работу, совершаемую силой трения, действующей на скейтборд и приводящей к его полной остановке.

План:

Коэффициент трения принять равным =0,42

Вычислить вес тела (зная массу человека)

Вычислить силу трения: Fтр=N=P

Измерить расстояние, на которое переместится скейтборд с человеком.

Вычислить работу по формуле.

Тест

Вопрос - 1

 

Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы? 

Ответы:

1.

Метр 

 

2.

Ньютон 

 

3.

Джоуль 

 

4.

Килограмм

Вопрос - 2

 

Сила натяжения каната при подъёме лифта равна 4000 Н. 

Какую полезную работу совершает двигатель при равномерном подъёме лифта на высоту 20 м? 

Ответы:

1.

200 Дж 

 

2.

80000 Н

 

3.

0 Дж 

 

4.

80 кДж

Вопрос - 3

 

Под действием силы 100 Н тело переместилось в направлении действия силы на 10 м за 20 с. Какую работу совершила сила? 

Ответы:

1.

10 Дж 

 

2.

1000 Дж

 

3.

20000 Дж

 

4.

2000 Дж

Вопрос - 4

 

В каком случае сила тяжести совершает положительную работу? 

Ответы:

1.

Мальчик прыгает с дерева

 

2.

Штангист поднимает вверх штангу с грузами

 

3.

Человек держит на плечах мешок с картофелем

 

4.

Мяч летит вверх

Вопрос - 5

 

Как рассчитать работу силы трения при движении санок с горки? 

Ответы:

1.

А = F*S

 

 

2.

А = - F*S

 

3.

A = 0

 

 

4.

A = mg

 

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Вячеславовна, 21.10.15 в 21:36 0 Ответить Пожаловаться
Не смогла разместить презентацию
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.