Внеклассное мероприятие «Откуда берутся грязнули?» (2–3 класс)
Николаева Татьяна Валентиновна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №8 г. Ртищево
Мероприятие «ОТКУДА БЕРУТСЯ ГРЯЗНУЛИ?»
Цели и задачи:
образовательные: пропагандировать здоровый образ жизни; формировать умение следить за своим внешним видом;
развивающие: развивать мышление, речь, память, творческое воображение, восприятие, умение синтезировать и анализировать услышанное;
воспитательные: воспитывать чистоплотность, аккуратность, вежливое отношение к окружающим людям, толерантность.
Ход мероприятия.
1 ведущий: Сегодня мы, друзья, отправляемся в путешествие. Приглашаем всех принять участие в нём - поиграть, пошутить, посмеяться. И, конечно же, мы надеемся, что все наши друзья хорошенько подумают обо всём, что увидят и услышат. Итак, начинаем наше путешествие!
2 ведущий: Наш автобус отправляется. Ребята, занимайте поскорее места. Наша первая остановка - город Грязнулька. (на слайде – карта)
1 ведущий: Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они не умываются, не чистят зубы, не следят за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику, чтобы умыться. Они перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Самым странным человеком в городе Грязнулек считался мальчик, о котором рассказал поэт Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история». (три ученика рассказывают стихотворение).
1) Жил на свете мальчик странный -
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тёр...
На руках все пальцы смыл он,
Щёки в дырах до сих пор.
Хотите - верьте, хотите - нет.
2) Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел,
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите - верьте, хотите - нет.
3) Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
«Если мальчик будет грязным -
Будет он всегда здоров!»
Вы мне верите?
2 ведущий: Как вы думаете, можно заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи? (ответы детей)
1 ведущий: Школьники в городе Грязнулька перестали следить за своими волосами, перестали их подстригать.
2 ведущий: Учёные определили, что волосы живут от двух до четырёх лет. За год они успевают отрасти на 12 - 13 см. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать и, прежде всего, ежедневно расчёсывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с шампунем. А чтобы никому не пришлось пережить историю, которая произошла с одним мальчиком, подстригайте волосы.(Двое школьников инсценируют стихотворение Э. Успенского «Страшная история». (понадобятся стул и 2 парика.)
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут.
Год прошёл.
Другой проходит...
Мальчик стричься не приходит.
А волосы растут,
А волосы растут.
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают.
- Ну и сын, - сказала мать, -
Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.
1 ведущий: Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас таких мальчиков и девочек нет, потому что все мы хорошо знаем следующие правила.
(На интерактивной доске появляется слайд с правилами:
- Чистота - залог здоровья.
- Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.
- Нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.)
Эстафета «Чистюли»
(Играют 2 человека. На стопах лежат 15 — 20 предметов: книги, игрушки, скрепки, вилка, носовой платок, мыло, фломастер, щётки, будильник, конфеты, ножницы, расчёска. ... Дети по очереди выбирают по 1 предмету, которые нужны для того, чтобы выглядеть аккуратно и опрятно.)
1 ведущий: Внимание! Вы слышите сигнал отправления? Путешествие продолжается. На нашем пути - село Лентяйское. ( на слайде карта)
2 ведущий: Город Грязнулька и село Лентяйское находятся недалеко друг от друга. Люди, проживающие в них, - дружные соседи, между ними много общего. Как вы думаете, чем они похожи? (ответы детей)
1 ведущий: Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые
школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Такие ребята не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать друзьям, родителям. Ленивые дети хотят жить вот так…
(Школьник читает стихотворение Б. Заходера «Петя мечтает».)
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было! (потягивается)
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали б все свои места -
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй да отдыхай!
Тут и мама перестала б
Говорить, что я - лентяй.
2 ведущий: Некоторые девочки и мальчики забывают очень важное правило: у каждой вещи должно быть своё место. К этому нужно приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать массу различных дел. Порядок необходимо соблюдать во всём: портфель не должен валяться на полу, мокрую обувь нельзя ставить в ящик с обувью, не просушив её, кожуре от фруктов и фантикам от конфет не место на полу. На вашем рабочем месте учебники и тетради должны лежать в определённом порядке. Тогда не надо будет ничего искать – всё всегда будет под руками, и в нужный момент вещи легко взять.
(Вбегает ученик с портфелем, читает стихотворение «Портфель».)
Я ужасно гордый!
Новый я и твёрдый.
Я пузатый, я блестящий,
Я из кожи настоящей.
Я...Я...Я...
Ой, где ручка моя?
И зачем я полетел?
Я портфель - не птица.
Мне по воздуху летать
Вовсе не годится!
Почему это на мне
Кто-то едет с горки?
Новый я и гордый!
Ну, а вы давно прошли
Правила сложения,
А не знаете ещё
Правил уважения.
Ученик: -Ребята, скажите, для чего ученику нужен портфель. А вы знаете, как обращаться с портфелем? А что должно лежать в нём?
Проводит игру «Собери портфель» (2 игрока собирают с завязанными глазами в портфель школьные принадлежности. Побеждает тот, кто быстрее и аккуратнее уложит в портфель то, что необходимо на уроках, оставив дома игрушки.)
1 ведущий: Теперь наш путь к полустанку «Угадай-ка». (на слайде карта). Там живут очень любознательные люди, взрослые и дети любят читать книги, с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах. Школьники местной школы предлагают путешественникам пословицы и загадки. Послушайте пословицы - как вы их понимаете? (пословицы на слайде)
Кто аккуратнее, тот людям приятнее.
Чистота - лучшая красота.
Чисто жить - здоровым быть.
Чистая вода - для хворобы беда.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
2 ведущий: А сейчас, друзья, отгадайте загадки.
1)Ношу их много лет,
Я счёту им не знаю.
Не сею, не сажаю -
Сами вырастают. (волосы)
2)Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого
Было что, ребята? (мыло)
3) Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж,
Все ребята любят... (душ).
4) Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана.
Овцу в нём видела овца,
А обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)
5) Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расчёска)
6) В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То взад, то вперёд,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (утюг)
7)Лег в карман и караулю,
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. ( носовой платок)
1 ведущий: Наш автобус мчится всё быстрее. Скоро мы подъедем к городу Чистоты и Порядка. (на слайде карта). - Ой, а кто это у нас на пути? Давайте посмотрим! (появляется чумазая и грязная девочка)
Девочка: - Пустите меня! Что вам нужно от меня?
Ведущий: - Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки.
Девочка: - Я на солнышке лежала, руки кверху я держала.
Вот они и загорели.
Ведущий: - Ах ты, девочка чумазая, где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный, будто закопченный.
Девочка: - Я на солнышке лежала, носик кверху я держала.
Вот он и загорел.
Ведущий: Ой, ли, так ли? Так ли дело было?
Отмоем все до капли, ну-ка, дайте мыло! (появляется Мыло)
(Начинают мыть. Девочка кричит, отбивается.)
Мыло: - Громко девочка кричала, как увидела мочало,
Зацарапалась, как кошка.
Девочка: - Не трогайте ладошки – они не будут белые, они же загорелые.
Мыло:- А ладошки-то отмылись!
- Оттирали губкой нос – разобиделась до слез.
Девочка: - Ой, мой бедный носик мыло не выносит.
Он не будет белый, он же загорелый!
Мыло: - А носик тоже отмылся. Это была грязь!
Ведущий: - Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам – стыд и срам, стыд и срам!
Посмотри, какая ты стала чистая, красивая!
Девочка: - Ой, и правда! (разглядывает себя)
Я теперь грязнулей не буду. Обязательно буду умываться.
Ведущий:-Вот теперь мы возьмём тебя с нами в путешествие
2 ведущий: Внимание! Внимание! Мы въезжаем в город Чистоты и Порядка. Посмотрите вокруг: какие чистые и нарядные улицы! По тротуарам идут аккуратные и весёлые дети. Одежда у них в полном порядке. Обратите внимание, как красиво выглядит школьное здание, как много вокруг него зелени! Все газоны аккуратно подстрижены, дорожки посыпаны песком, и везде чистота и порядок. Хорошо и уютно жить в городе, где нет лентяев и грязнуль.
1 ведущий: Взрослые и дети в этом городе любят трудиться. Однажды учёные из города придумали для школьников такой костюм, который бы всегда оставался чистым и нарядным. Послушайте эту историю.(рассказывают 3 ученика)
1ученик: Учёные-химики сшили костюм.
-Чтоб нам испытать и штаны, и рубаху,
Давайте, друзья, мы отыщем неряху.
2 ученик: Но трудно учёным неряху найти,
Не знают, куда за неряхой пойти.
Грязнуль остаётся всё меньше на свете,
Но где-то ведь есть неопрятные дети?
3 ученик: И вот объявляют десятки газет:
«Грязнули, вас ищет учёный совет.
Пусть тот, кто не чистит, а пачкает брюки,
Хоть раз, да послужит на благо науке».
1 ученик: Явился один мальчуган на совет,
Взглянул председатель и вымолвил: - Нет!
Пятно от чернил посадил на рубахе,
А тоже себя зачисляет в неряхи!
2 ученик: Явился второй мальчуган на совет,
Взглянул председатель и вымолвил:- Нет!
Неделю всего не погладил он брюки
И думает быть уж полезным науке!
3 ученик: И третий пришёл мальчуган на совет,
Таких замарашек не видывал свет.
Мальчишка сто пятен имел на рубашке,
Как будто играл с трубочистом в пятнашки.
Светились на брюках три тысячи дыр,
Он был всех нерях и грязнуль командир.
1 ученик: Вот тут просиял сам профессор на стуле:
-Вот это неряха! Вот это грязнуля!
И хором решил весь учебный совет:
Такой подойдёт. Возражения нет.
2 ученик: И вот нарядили, как надо, неряху:
- Ну что ж, испытай нам штаны и рубаху.-
Он брюки борщом за столом обливал,
Рубашкой он брюки свои вытирал,
У лужи нарочно неряха стоял,
Чтоб грязью его обливал самосвал.
3 ученик: Но как он испортить костюм ни старался, -
Наряд его новым и чистым остался.
Неряху хвалили - какой молодец!
Смотрите, опрятным он стал наконец!
А вот о чудесном костюме - ни звука.
Мол, я - молодец, а потом уж... наука.
2 ведущий: А как выглядит неряха? Давайте проведём конкурс на лучшего неряху.
Конкурс «Лучший неряха» (Необходимо с помощью остатков помады, грима, теней изобразить Неряху, вывернуть карманы, разлохматить волосы и т.д.)
1 ведущий: Теперь подведём итоги путешествия в город Чистоты и Порядка.
2 ведущий : Пусть каждый класс, родная школа будет у нас городом Чистоты и Порядка!
1 ведущий: От лени у нас только одно лекарство. Это...
2 ведущий: Труд!
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!» ( Дети слушают вопросы ведущего. Если ответ отрицательный – молчат, если положительный – отвечают фразой «Это я, это я, это все мои друзья!». В игре есть ловушка.)
-Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
-Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
-Кто одежду «бережёт»-
Под кровать её кладёт?
-Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
-Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
-Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…. (зарядку).
1ученик: Мы желаем вам, ребята.
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
2 ученик: Постарайтесь не лениться
-Каждый день перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
1 ученик: И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь
-Это так поможет вам!
2 ученик: Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
1 ученик: Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Классные часы: 1 класс. Составитель Т.Н.Максимова.- М.:ВАКО, 2011
2.М.А.Бесова. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
3.А.Барто «Девочка чумазая», 2007