Урок в 1 классе на тему «Откуда берётся мусор и куда он девается»
Тема урока:
Откуда берется и куда девается мусор
Цель урока: дать понятие, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем людям.
Задачи:
В сфере личностных УУД.
Формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
Прививать чувство ответственности за свои поступки, интерес к окружающему миру
В сфере регулятивных УУД.
Научить принимать и сохранять учебную задачу;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность своих действий;
Формировать навык планирования своей деятельности
В сфере познавательных УУД.
Научить детей осуществлять поиск информации из различных источников;
Развивать речевые навыки при устных высказываниях;
В сфере коммуникативных УУД.
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению одноклассников;
Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи;
Учить договариваться при решении общих задач в совместной деятельности
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- определять источники возникновения мусора и способы его утилизации - принимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в лесу, в городе, в природе - понимать необходимость раздельного сбора мусора - находить применение бросовому материалу |
- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения - извлекать информацию из иллюстраций учебника и презентации - выполнять практическую работу в группе, договариваться об общем варианте выполнения - группировать предметы по заданному признаку |
- проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире - понимать ответственность за свои поступки - бережно относиться к окружающему миру |
Межпредметные связи: Технология: «Работа с бросовым материалом»
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с 78 – 79, рабочая тетрадь, с. 54 – 55, коробки с мусором для выполнения практической работы, компьютер, проектор, презентация, цветные карандаши, клей, цветная бумага (для изготовления поделки из пакета)
Ход урока:
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|
Мотивация познавательной деятельности |
||
П. Л.Обращает внимание детей на слайд. ---Чтобы определить тему урока посмотрите на слайды. На первом рисунке лесная полянка, берег реки, зеленая травка, цветы. На втором рисунке видим разбросанный мусор. -Что здесь произошло? -Какие чувства вы испытываете, глядя на эти рисунки? (Слайды № 2, № 3) М. Спрашивает - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Это просто мусор или за ним скрывается большая проблема? Слайд 2. |
Л. Дети описывают свои впечатления (Здесь были люди, они намусорили и не убрали за собой. Очень неприятно смотреть на вторую картинку.) М. Дети высказывают свои предположения. Мы будем говорить о том, что нельзя мусорить. Считают, что за мусором скрывается проблемы: грязь, плохой запах, некрасиво. Слайд 3. |
|
Актуализация необходимых знаний |
||
М. Спрашивает. – Нам очень не понравилась вторая картинка. Нам не нравится мусор, грязь. А можно так организовать нашу жизнь, чтобы мусор совсем не образовывался, чтобы его не было? М. Спрашивает.- А откуда берется мусор? Куда он девается? М. Предлагает определить учебную задачу нашего урока М. Организует работу с учебником – Рассматриваем в учебнике фотографию. П. Задаёт вопросы.- Как образуется мусор? - Какой мусор образуется после использования этих продуктов? Слайд №4 М. Обращает внимание на изображение Злючки – Грязючки - Посмотрите рядом с горой мусора – Злючка - Грязючка. Предлагает вспомнить, когда и где мы с ней встречались, и почему она опять к нам пришла. |
П. Высказывают предположения обосновывают его. (Мусор всегда будет. Мы должны научиться не мусорить, мы должны подумать, как можем помочь природе.) П. Отвечают, откуда берется мусор, а куда девается, затрудняются ответить. М. Формулируют учебную задачу. (Узнаем, откуда берется мусор, куда он девается и что можем сделать мы, чтобы защитить природу) Читают учебную задачу в учебнике (с.78) П. Дети называют различные виды мусора на основании своего опыта, рассматривают фотографию, называют мусор, который образуется после использования этих предметов (бумага, целлофан, пластмасса, фольга) Слайд №5 М. Вспоминают на каком уроке встречались со Злючкой – Грязючкой (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит) Рассуждают (Грязючка появляется там, где грязь). Проводят аналогию, устанавливают связь между новой и уже изученной темой (Грязная вода, загрязнение природы это плохо, нужно бороться со Злючкой. |
|
Организация познавательной деятельности |
||
П. Л. Работает со слайдом - Посмотрите на слайд № 6. Иногда такую картину можно увидеть в наших дворах. - Почему так происходит? -Приятно смотреть на такую картину? - Как исправить ситуацию? Слайд 6. П.Л. Рассказывает. - В мире существуют различные схемы сбора мусора. -Во многих европейских странах мусор выбрасывают строго в определенные контейнеры. Выглядят контейнеры аккуратно и даже красиво. М.Спрашивает - Как вы думаете, почему они разноцветные? П. - В Чехии, например, баки для пластиковых отходов желтого цвета, для бумаги – синие, для стекла – зеленые, для пищевых отходов – черные. - В Швеции пустые пластиковые бутылки можно сдать в магазин за деньги. - В Германии старую, но еще пригодную для носки одежду можно положить в специальные «благотворительные» контейнеры . - В некоторых странах мусорные баки спрятаны под землю, на поверхности не видно грязных контейнеров. Все чисто и аккуратно М.Спрашивает.- Для чего нужно сортировать мусор? -А можно получить пользу от мусора? П.Л. Рассказывает, что мусор сортируют, чтобы облегчить его переработку, объясняет, куда увозят мусор. Во всех странах существуют заводы по переработке мусора. Слайд 11. Слайд 12. - Основной способ утилизации – сжигание, второй способ – закапывать (только быстроразлагающиеся отходы). Третий способ – переработка. В Японии отходы сжигают, а тепловую энергию выделившуюся при этом процессе пускают на отапливание теплиц, выращивают цветы, затем продают. Бытовую технику разбирают, восстанавливают и опять продают. Из органического мусора делают прочные строительные материалы. В Америке из старой бумаги делают блокноты и тетради, из старой одежды – бумагу. В Германии пищевые отходы и бумага идут на компост. Стекло, железки, пластмассу перерабатывают. Что нельзя переработать – закапывают. При переработке компьютерных процессоров получают золото. После переработки использованных батареек получают металлы. Вот почему мусор нужно собирать в разные контейнеры. М. Предлагает поработать на сортировке мусора, выполнив практическую работу в рабочей тетради (с.54-55,№1) Каждая группа получает коробку с различным мусором (упаковки от пищевых продуктов, пластиковые бутылки, баночки от детского питания, металлические предметы) -Работать нужно аккуратно, мусор не бросайте, постелите газету -Проговаривает последовательность действий П. После сортировки предлагает выбросить мусор в коробки разного цвета (в зависимости от видов отходов) П.Спрашивает. - Мусор отсортирован. – Куда он отправится? М. Предлагает работу с учебником.- Работаем с учебником (с.79) - Определите, куда можно вывезти мусор. - Посмотрите на предложенные варианты, сделайте выбор. - А теперь немного отдохнем. Физкультминутка Слайд 15. П.Л. Спрашивает - А может ли мусор быть полезным? Предлагает придумать свои варианты использования мусора –Придумайте свой способ вторичного использования мусора. Слайд 16. П.Предлагает выполнить поделку из бросового материала - Сейчас мы выполним поделку из использованных молочных пакетов. Сделаем подставку под карандаши. На партах использованные пакеты из - под молока, заготовка из цветной бумаги, клей, фломастеры. |
Л. Рассуждают, почему так происходит. (Не вовремя вывозят мусор дворники, жильцы неаккуратно выбрасывают свой мусор. Смотреть на это очень неприятно. Рядом гуляют дети, бегают кошки и собаки. Можно заболеть от такой грязи.) Затрудняются сказать, как исправить ситуацию Л. Слушают рассказ учителя, делятся личным опытом. Л. Предполагают, что контейнеры разного цвета для красоты Слайд 7. Слайд 8. М.Предполагают, что разный мусор нужно по – разному перерабатывать. Затрудняются, можно ли получить пользу от мусора? Слайд 9. Л. Слушают учителя Слайд 10. Слайд № 13 Слайд № 14 М.Работают в группе. Определяют последовательность действий: постелить на парту газету, достать по очереди мусор, совместно подумать, в какую группу его можно отнести, разложить на 4 группы (бумага, пластик, стекло, металл), результаты записать или нарисовать в тетради. Рисуют в тетради по одному примеру из каждой группы. П. Выбрасывают мусор в соответствующие коробки. П. Высказывают предположения. (Мусор увозят на свалку, на завод по переработке мусора) П. Работают в учебнике. Выбирают вариант вывоза мусора, объясняют решение. ( Мусор нельзя вывезти на берег реки, нельзя в городе устраивать свалки. Мусор нужно вывезти на завод по переработке мусора.) Л. На планете мы живем. Дружно мусор уберем. Утром рано мы встаем, В доме чисто приберем Нужно только захотеть, Будет все у нас блестеть И игрушки, и портфель, Убираться нам не лень! Рассказывают стихотворение и выполняют движения П.Л. Рассказывают о возможном использовании мусора дома (поделки из пластиковых бутылок, картонных упаковок) Слайд №16
Слайд №17 |
|
Подведение итогов |
||
П. Предлагает сделать вывод, как нужно обращаться с мусором. М. Предлагает оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы на с. 79. Выполните работу в Рабочей тетради с.55 №3(сформулируйте правило к знаку, который изготовили Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик. Л. Спращивает. - Как вы думаете, понравился ли наш урок Злючке – Грязючке? Почему? П. М.Предлагает доказать, что за обычным мусором скрывается большая проблема. Спрашивает - Как вы можете помочь уменьшить количество мусора на нашей планете? П. Подводит итоги П. - Давайте договоримся, что не будем бросать мусор, где попало. Не будем оставлять его в лесу, на речке, а будем выбрасывать в урны, в мусорные ведра, контейнеры. Не надо брать в магазине лишние целлофановые и бумажные пакеты. Пишите на обеих сторонах бумаги. Не выбрасывайте старые игрушки, книги: они могут кому – нибудь понадобиться. Одежду, которую вы не носите можно отдать нуждающимся. П.Задает домашнее задание – Дома придумайте сказочную историю по рисунку на странице 78 и нарисуйте свой знак к правилу « Не мусори!» - Спасибо за урок! |
М. Дети делают вывод сами, затем читают в учебнике с. 79 М. Отвечают на вопросы в учебнике: - Откуда берется мусор? - Куда нужно выбрасывать мусор? - Что такое раздельный сбор мусора? Формулируют правило ( Убирайте за собой мусор!) Л. Отвечают на вопрос, объясняют свою точку зрения. (Урок Злючке - Грязючке не понравился, потому что мы научились правильно обращаться с мусором и выгнали ее) М. Дети определяют практическое применение урока ( Если люди не будут соблюдать чистоту, везде будут горы мусора,, ведь каждый день образуется много мусора. А если мусор аккуратно собирать и сортировать, то из него можно и пользу получить. Мы можем полностью использовать всю бумагу на уроках труда, не выбрасывать одежду, ее можно отдать нуждающимся, на своем рабочем месте поддерживать чистоту. Каждый человек должен убирать за собой, тогда на Земле будет чисто). Л. Слушают учителя. |
Урок подготовола и провела учитель начальных классов МОУ «КСОШ№7» города Кириши Терешкина Регина Артуровна.
Нигириш Светлана Владимировна