Статья на тему «Место ФГОС в государственной образовательной политике»

3
0
Материал опубликован 25 October 2023

МЕСТО ФГОС В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ


Изучение направлений реализации государственной политики в сфере образования, позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос является одним из самых приоритетных направлений во внутренней политике нашего государства. В настоящее время образование стремится занять лидирующее место среди факторов развития человечества.

      Что же в настоящее время понимается под термином «образование»? Существует несколько взглядов, отражающих суть этого термина. Наиболее часто встречается мнение, что образование является потребностью человека, институтом, важнейшей функцией государства и т.д. Прежде всего, образование рассматривается как духовная потребность человека, реализация которой состоит в познании себя и окружающего мира.

      Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства;

- защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

      В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы «Развитие образование» на 2013-2020 годы, ответственным исполнителем программы назначается Минобрнауки России. В программе развития подчеркивается необходимость повышения качества российского образования в связи с меняющимися запросами населения, перспективами развития общества и экономики, а также необходимость повышения эффективности реализации молодежной политики. В результате проведения программы ожидается внедрение новых механизмов оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях.

      Однако политика в области образования сталкивается с большим количеством проблем, одна из них – это недоверие со стороны общества. Реформы образования, проводимые Минобрнауки России, встречают все большее недовольство среди общества. Однако, как ни отрицательно относится общество к реформам образования, без реформирования не будет происходить поиск оптимальной системы образования и ее реализация. Это объясняется тем, что система образования не успевает за переменами в общественном и технологическом аспектах. Необходимость реформы образования актуальна как никогда.

      Министерство образования и науки Российской Федерации как реализатор государственной политики в сфере образования выполняет важные и ответственные функции. В зависимости от того, как будет воплощаться в жизнь государственная политика, напрямую зависит будущее страны.

      В настоящее время российская система образования сохраняет высокий потенциал развития по многим направлениям, что подтверждается изменением многих ее тенденций в лучшую сторону. Однако за последние годы в системе образования сформировался ряд проблем. Многие из них возникли в результате мировых процессов (переход некоторого количества стран в постиндустриальное состояние). Некоторые проблемы напрямую связаны с внутренними особенностями развития страны (недостаточная проработанность нормативно-правовой базы, недооценка значения и влияния системы образования на развитие экономической сферы России).

      Реализация государственной политики на федеральном уровне основывается на Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

      Конституция Российской Федерации является основным нормативно-правовым актом России. Статья 43 Конституции РФ является основной статьей, в которой закреплено право каждого гражданина на образование. Статья 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и профессионального образования, также каждый гражданин имеет право бесплатное получение высшего образования, но уже на конкурсной основе. Статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности законом, а также гарантирует свободу различных видов творчества и преподавания [1].

      Следующим основным нормативно-правовым актом является Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», состоящем из 15 глав, устанавливается основная идея, цели и предмет регулирования настоящего закона, основные принципы государственной политики и правового регулирования, определяются полномочия органов государственной власти в сфере образования, круг лиц, на которых распространяется федеральный закон. Согласно закону основными задачами правового регулирования в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов России уполномочены разрабатывать и реализовывать государственные программы образования; создавать, реорганизовывать и ликвидировать образовательные организации; предоставлять услуги в сфере дополнительного образования.

      Основными государственными программами Российской Федерации, в которых изложены принципы государственной стратегии в сфере образования на 2013-2020 годы, являются программа  «Развитие образования». Целями государственной программы России «Развитие образования» являются: обеспечение высоким уровнем образовательных услуг, повышение эффективности молодежной политики в интересах социального развития страны. Главными ожидаемыми результатами программы являются: повышение удовлетворенности качеством образования у населения, повышение эффективности использования финансовых ресурсов, повышение привлекательности педагогической профессии, повышение эффективности молодежной политики в стране.

      Нормативно-правовым актом, регулирующим реализацию государственной политики в сфере образования и представляющим собой совокупность требований, обязательных при реализации государственных программ, является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

      ФГОС закрепляет ряд изменений в сфере содержания и методики обучения учащихся в образовательных организациях. Дается определение основным понятиям, используемым в настоящем законе. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяется как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня,  утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. А образовательная программа определяется как комплекс основных характеристик и организационно - педагогических условий образования, включающих его содержание и планируемые результаты, представленные в виде учебного плана, рабочих программ, методических и оценочных материалов.

      Законом определяется и понятие индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. Содержит основные принципы государственной политики и правового регулирования в сфере образования. Подчеркивается приоритетность образования, необходимость защиты и развития  этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства. В положениях статьи отмечается светскость образования, свобода выбора и прав на получение образования, недопустимость устранения конкуренции в образовании.

      Особенности Федеральных государственных стандартов отмечается в статье 11. В статье раскрывается суть и значение Федерального государственного стандарта (ФГОС). В частности подчеркивается, что ФГОС  обеспечивает: единство образовательного пространства РФ; преемственность образовательных программ; вариативность содержания программ; государственные гарантии уровня и качества обучения.

      Образование – это открытая система, а потому ей свойственно меняться, и это надо принять как должное. В том то и смысл системы – быть взаимопроникновенной, взаимозаменяемой, взаимодополняемой, текучей, гибкой и мобильной. Это даже не особенность системы образования как таковой, это особенность современной жизни в целом. Меняется ритм, меняются дети, меняется концепция воспитания – поэтому и подход к образованию должен быть соответствующим.


Список литературы:

1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изменениями от 14.10.2005, 12.07.2006, 30.12.2006, 21.07.2007, 30.12.2008) – текст и справочные материалы. – М.: Эксмо. 2009. 64 с.

2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/

3) Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 2011-2014. URL: http://www.минобрнауки.рф/.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации