Метапредметная карта урока литературы «Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"»

0
0
Материал опубликован 25 September 2023

 


 


 

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литература

Тема урока: Проблематика комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Класс :7

Цель урока: Знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.

Задачи:

обучающая: помочь обучающимся осознать идейно-художественную ценность произведения, сформировать

представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения;

развивающая: создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера, развивать умение выражать свою точку зрения, сопоставлять её с авторской;

воспитательная: содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся, воспитывать интерес к литературе.


 

Этап урока

Название пед. технологии

Название приема

Описание приема

Применение приема

Как сформировать УУД

Что делает учитель и ученики на уроке

Чему ученики научатся

УУД

Ориентировочная основа действий, чтобы сформировать УУД

 

 

1.Организационный этап

 

Самоопределение к деятельности

Поздоровайся локтями

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

В начале урока

Регулятивные

 

 

 

Личностные

 

 

 

 

 

Оорганизация своей учебной деятельности

 

Самоорганизация

Приветствую учащихся, проверка готовности к учебному занятию, Организация внимания учащихся, настрой учащихся на продуктивную работу в процессе эмоционального рассказа учителя.

 

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Самоорганизации, настрою на урок

2.Актуализация опорных знаний и умений

 (вызов)

Технология развития критического мышления

ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозговая атака

Один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы.

Организация мыслительной деятельности , систематизация информацию до изучения нового материала

Познавательные

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других,

высказывать свое предположение

Предлагает вспомнить литературоведческие термины

 

 

 Участвуют в беседе, выражают свое мнение.

Ученики объясняют понятия:

Классицизм ,

Драматическое произведение,

Сатира,

Драма,

Комедия,

Трагедия,

Реплика,

Ремарка,

Недоросль.

 

Производят проверку по эталону на интерактивной доске (Самопроверка) 

 

3. Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы

Технология проблемного обучения

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма (мозговой штурм) - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы.

При выполнении математического диктанта, при проведении фронтальной беседы

Коммуникативные

 

 

 

 

Личностные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Проявление учебно – познавательного интереса к новому материалу.

 

Мотивирует учащихся, предлагая опорное задание:

Прочитайте статью учебника о Д.И.Фонвизине

Основополагающие вопросы:

В каком веке жил драматург?

О каких произведениях вы узнали?

Какие проблемы волновали Д.И.Фонвизина?

Создание проблемной ситуации

Намечает план работы над комедией совместно с детьми

Осмысление задания

Намечают план работы:

- рассмотреть проблематику комедии;

- проанализировать образы комедии;

- определить главную мысль.

 

 

4. Этап усвоения новых знаний

Физкультминутка

Технология проблемного обучения Здоровьесберегающая

Проблемный поиск

Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде таблицы.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 

При выполнении устный заданий

Коммуникативные

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

1.Организовывает работу по исследованию текста. Каждая группа получает карточки с заданиями

2.Физминутка (Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся).

 

Работают в группах, исследуют текст,составляют таблтцу,

принимают участие в обсуждении, выражают своё мнение.

 

Познакомиться с правилом перевода обыкновенной дроби в десятичную

5. 5. Этап закрепления новых знаний

Технология критического мышления

Организация различных видов дискуссий.

Технология критического мышления - технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить – обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы. Может рассматриваться как разновидность проблемного обучения.

Работа в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение физминуток

Познавательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 Уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

 Уметь задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

 Уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

 

Организовывает обсуждение вопросов:

Как крепостное право влияет на людей?

Какое значение имеет образование в жизни человека?

Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы они выросли достойными людьми?.

;

Обучающиеся под руководством учителя отвечают на вопросы

Читать  и записывать десятичные дроби, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и  письменной речи.

6. Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

Технология проблемного обучение

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма (мозговой штурм) - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы

При выполнении самостоятельной работы

Познавательные

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

Умение создавать, применять знаки, символы для решения учебных познавательных задач. Формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты. Формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом.

Проводит беседу.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Как вы думаете, актуальна ли комедия Фонвизина в наше время?

Подводит итоги работы обучающихся на каждом этапе и в целом на уроке

Делают выводы, аргументируют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выпонять действия по алгоритму

7. Рефлексия

Домашнее задание

 

Плавающий микрофон

 Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу).

1. На уроке я работал(а) …

2.        Урок для меня показался …

3.        Самым полезным и интересным для меня было …

4.        Я встретился(лась) с трудностью при …

5.        У меня хорошо получилось …

6.        Я выполнял(а) задания …

7.        Я понял(а), что …

8.        Теперь я могу …

9.        Я попробую …

10.         Меня удивило …

11.         Мне было трудно …

12.        Строки самому себе …

Другой вариант:

- Мне было…

- Я испытывал (а) затруднения…

- В дальнейшем мне эти знания... и др.

 

При подведении итогов

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

Познавательные

 

проводят самооценку, учатся адекватно воспринимать причины «успеха «и «неуспеха»

Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий

 

Подводит итоги работы обучающихся на каждом этапе и в целом на уроке Организует обсуждение:

Какова была тема урока?

Какую цель ставили?

Какими способами решали поставленную задачу?

Домашнее задание

Дополнить таблицу

 

Подводят самоанализ и самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

 

 

Переводить обыкновенную дробь в десятичную

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации