Метапредметная карта урока литературы «Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"»
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литература
Тема урока: Проблематика комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Класс :7
Цель урока: Знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
Задачи:
обучающая: помочь обучающимся осознать идейно-художественную ценность произведения, сформировать
представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения;
развивающая: создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера, развивать умение выражать свою точку зрения, сопоставлять её с авторской;
воспитательная: содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся, воспитывать интерес к литературе.
Этап урока |
Название пед. технологии |
Название приема |
Описание приема |
Применение приема |
Как сформировать УУД |
Что делает учитель и ученики на уроке |
Чему ученики научатся |
||
УУД |
Ориентировочная основа действий, чтобы сформировать УУД |
|
|
||||||
1.Организационный этап
|
Самоопределение к деятельности |
Поздоровайся локтями |
Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. |
В начале урока |
Регулятивные
Личностные
|
Оорганизация своей учебной деятельности
Самоорганизация |
Приветствую учащихся, проверка готовности к учебному занятию, Организация внимания учащихся, настрой учащихся на продуктивную работу в процессе эмоционального рассказа учителя.
|
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. |
Самоорганизации, настрою на урок |
2.Актуализация опорных знаний и умений (вызов) |
Технология развития критического мышления ИКТ
|
Мозговая атака |
Один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. |
Организация мыслительной деятельности , систематизация информацию до изучения нового материала |
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные |
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, высказывать свое предположение |
Предлагает вспомнить литературоведческие термины
|
Участвуют в беседе, выражают свое мнение. Ученики объясняют понятия: Классицизм , Драматическое произведение, Сатира, Драма, Комедия, Трагедия, Реплика, Ремарка, Недоросль.
Производят проверку по эталону на интерактивной доске (Самопроверка) |
|
3. Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы |
Технология проблемного обучения |
Мозговой штурм |
Метод мозгового штурма (мозговой штурм) - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. |
При выполнении математического диктанта, при проведении фронтальной беседы |
Коммуникативные
Личностные |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Проявление учебно – познавательного интереса к новому материалу.
|
Мотивирует учащихся, предлагая опорное задание: Прочитайте статью учебника о Д.И.Фонвизине Основополагающие вопросы: В каком веке жил драматург? О каких произведениях вы узнали? Какие проблемы волновали Д.И.Фонвизина? Создание проблемной ситуации Намечает план работы над комедией совместно с детьми |
Осмысление задания Намечают план работы: - рассмотреть проблематику комедии; - проанализировать образы комедии; - определить главную мысль.
|
|
4. Этап усвоения новых знаний Физкультминутка |
Технология проблемного обучения Здоровьесберегающая |
Проблемный поиск |
Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде таблицы. «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
|
При выполнении устный заданий |
Коммуникативные
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
1.Организовывает работу по исследованию текста. Каждая группа получает карточки с заданиями 2.Физминутка (Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся).
|
Работают в группах, исследуют текст,составляют таблтцу, принимают участие в обсуждении, выражают своё мнение.
|
Познакомиться с правилом перевода обыкновенной дроби в десятичную |
5. 5. Этап закрепления новых знаний |
Технология критического мышления |
Организация различных видов дискуссий. |
Технология критического мышления - технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить – обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы. Может рассматриваться как разновидность проблемного обучения. |
Работа в тетради
Проведение физминуток |
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные |
Уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Уметь задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. Уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
|
Организовывает обсуждение вопросов: Как крепостное право влияет на людей? Какое значение имеет образование в жизни человека? Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы они выросли достойными людьми?. ; |
Обучающиеся под руководством учителя отвечают на вопросы |
Читать и записывать десятичные дроби, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. |
6. Подведение итогов
|
Технология проблемного обучение |
Мозговой штурм |
Метод мозгового штурма (мозговой штурм) - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы |
При выполнении самостоятельной работы |
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные |
Умение создавать, применять знаки, символы для решения учебных познавательных задач. Формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты. Формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом. |
Проводит беседу. Подводит итоги работы обучающихся на каждом этапе и в целом на уроке |
Делают выводы, аргументируют ответы.
|
Самостоятельно выпонять действия по алгоритму |
7. Рефлексия Домашнее задание |
|
Плавающий микрофон |
Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу). 1. На уроке я работал(а) … 2. Урок для меня показался … 3. Самым полезным и интересным для меня было … 4. Я встретился(лась) с трудностью при … 5. У меня хорошо получилось … 6. Я выполнял(а) задания … 7. Я понял(а), что … 8. Теперь я могу … 9. Я попробую … 10. Меня удивило … 11. Мне было трудно … 12. Строки самому себе … Другой вариант: - Мне было… - Я испытывал (а) затруднения… - В дальнейшем мне эти знания... и др.
|
При подведении итогов |
Личностные
Коммуникативные
Познавательные |
проводят самооценку, учатся адекватно воспринимать причины «успеха «и «неуспеха» Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Проводят рефлексию способов и условий своих действий
|
Подводит итоги работы обучающихся на каждом этапе и в целом на уроке Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Какими способами решали поставленную задачу? Домашнее задание Дополнить таблицу
|
Подводят самоанализ и самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.
|
Переводить обыкновенную дробь в десятичную |