Метапредметный марафон «Пётр I и его эпоха: математическое путешествие» как средство вовлечения гуманитариев в проектные практики по математике
Метапредметный марафон «Петр I и его эпоха: математическое путешествие» как средство вовлечения гуманитариев в проектные практики по математике.
Проект методического объединения учителей математики ГБОУ гимназии № 278 имени Б.Б. Голицына направлен на популяризацию математического знания через неурочные форматы организации внеурочной деятельности. В теме проекта «Петр I и его эпоха: математическое путешествие» реализована попытка соединить историю, краеведение и математику, показать, как проявляются междисциплинарные связи в обычной жизни.
Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, УУД, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. в 2022 году в честь исполнения 350-ти лет со дня рождения Петра Великого в гимназии прошел новый конкурсный вид испытания девятиклассников – метапредметный марафон по трем предметам: математике, русскому языку и литературе, а также по биологии. Суть этой инновации в математике была представлена нашей кафедрой во второй учебной четверти.
Аудитория участников проекта – гимназисты 5-8 классов
(конкурсанты), 9 классов (тьюторы).
Проблемы, на решение которых направлен проект:
отсутствие интереса у гимназистов к проектам и исследованиям по предмету;
отсутствие мотивации к обучению, в т.ч. по причине акцентирования предметов гуманитарного профиля;
средние показатели ГИА.
Цель проекта - положительная позитивная динамика показателей.
Ресурсы: внеурочная деятельность, мероприятия неурочного формата; информационно-образовательная платформа гимназии навигатор «ПРОЕКТория».
Алгоритм реализации проекта «Петр I и его эпоха: математическое путешествие» через программу наставничества: учителя-предметники выступают как наставляемые, с одной стороны, и как наставники – с другой.
Конструирование события от «А» до «Я» осуществляется под руководством наставника – руководителя открытой студии «ШАНС» (Школьная Академия Научного Сотрудничества). Цель взаимодействия наставника с наставляемыми: организовать и провести этап метапредметного марафона «Петр I и его эпоха: математическое путешествие» среди обучающихся 5-8 классов. Осуществляются следующие шаги:
обсуждается формат и содержание события/мероприятия;
выстраивается матрица события, календарь (Приложение 2);
создается афиша для информирования участников – гимназистов 5-8 классов, формируется команда тьюторов (Приложение 1);
афиша публикуется на портале гимназии и в группе в Вконтакте;
оформляются задания (Презентация), приобретаются необходимые аксессуары;
оформляются наградные материалы по всем номинациям;
для проведения мероприятия приглашаются эксперты;
результаты события, фотоотчет и методические материалы публикуются на портале гимназии на странице открытой студии «ШАНС».
Следующий этап – наставляемые работают в роли наставников тьюторских команд учащихся 9-х классов. Цель взаимодействия наставников с тьюторами: организовать тьюторское сопровождение команд гимназистов 5-8 классов и подготовить к мероприятиям проекта «Петр I и его эпоха:
математическое путешествие». Осуществляются следующие шаги:
разрабатывается алгоритм действий для тьюторов;
координируется работа тьютора с классной командой; создается гугл-анкета для регистрации команд участников;
оформляется сценарий для ведущих (Приложение 4);
проводятся консультации тьюторов по необходимости.
Завершающий этап – рефлексия участников, после которой в том числе формируется эпистемотека (база тем – Приложение 4) для проектов и исследований с учетом интересов, проявленных ребятами в ходе мероприятий математического путешествия.
Предполагается, что в результате проведения мероприятий проекта у ребят-участников (всего 10 команд по 5 гимназистов, 10 тьюторов, 2 ведущих) сформируется интерес к математическому знанию, расширятся границы предмета, гимназисты-гуманитарии будут вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность по предметным темам. В перспективе – работа как над групповыми, так и индивидуальными проектами гимназистов в течение учебного года.
Приложение 1. Афиша
Приложение 2. Календарь-органайзер
Организационную основу метапредметного марафона по математике «Петр I и его эпоха: математическое путешествие» составляет-календарьорганайзер тьютора ключевого события открытой студии «ШАНС»
НОЯБРЬ |
ДЕКАБРЬ |
|||
1 неделя 1-8.11.2022 |
2 неделя 9-16.11.2022 |
3 неделя 17-23.11.2022 |
4 неделя 24-30.11.2022 |
1 неделя 1-8.12.2022 |
Замысел |
Знакомство тьюторов с классными командами |
100 % |
100 % |
Работа экспертной комиссии (итоги события) |
Создание проектной группы, распределение функций |
Регистрация команд участников дата: |
Проверка готовности
дата: |
Проверка готовности
дата: |
Подготовка к церемонии награждения |
Выбор тьюторов из гимназистов 9х классов |
Встреча наставников и тьюторов: запуск конкурса коллажа |
22.11.2022 Игра среди команд 7-х классов (апробация игры) |
30.11.2022 Игра среди команд 6-х классов |
Рефлексия участников (наставники, тьюторы, классные команды) |
Встреча пр.гр.: организационные вопросы (формат, даты и т.д.) |
Разработка игры
дата: |
22.11.2022 Церемония награждения |
30.11.2022 Церемония награждения |
Разработка эпистемотеки (базы тем) |
Оформление афиши и еѐ размещение на портале и в ВК |
Формирование команды экспертов и разработка материалов |
Публикация итогов игры дата: |
Публикация итогов игры дата: |
Публикация материалов события на портале студии |
Разработка алгоритма действий тьютора |
Подготовка аудитории для проведения игры |
Рефлексия участников |
Получение конкурсных материалов дата: |
Организация проектной работы с учащимися |
Создание гуглформы заявки |
Разработка наградных материалов |
Корректировка недочетов игры и процедуры проведения |
Организация голосования |
|
Встреча наставников и тьюторов |
|
|
Работа экспертной комиссии (конкурс коллажа) |
|
Приложение 3. Информация участникам метапредметного марафона
Организатор: Приветствую участников марафона. Уважаемые коллеги, я кратко расскажу о викторине заданиях, распределении баллов – с одной стороны, и с другой – о тех темах РП, которые были затронуты.
Почему выбрана игровая форма?
Так как все любят играть и в игре не осознают, что учатся: именно поэтому выбран такой формат занятия. В формате игры мы повторили темы РП:
Кроме предметных знаний, какие цели были нами (учителями) достигнуты:
Ребята расширили границы предмета: ребята поняли, что история и математика, оказывается, связны друг с другом.
Показали связь не только между предметами, но между учебным материалом и жизненными ситуациями, в которых могут оказаться и сами ребята;
Поработали в команде: учились распределять задания, роли, организовывать коммуникацию друг с другом, с тьютором, взаимодействовать во время игры, доверять решениям капитана и др., вырабатывать командный дух, объединяющий команду в стремлении к победе.
Через интерес повышается мотивация к обучению, мотивация ведет к познавательной активности, росту качества знаний, поощряет поиск ответа на все более сложные вопросы. Командное взаимодействие – к позитивной атмосфере в классном коллективе, повышению эмоциональной привлекательности образовательного пространства школы, в том числе на уроке в классе.
Структура викторины «Математическое путешествие в эпоху Петра Первого».
Ведущие – двое учащихся 9 класса, жюри – учителя математики и истории. Викторина начинается со вступительного слова ведущих и представления команд и жюри. Игра состоит из двух конкурсов.
1- БЛИЦ
9 коротких вопросов, каждый оценивается 5 баллами. Первой отвечает команда, раньше всех нажавшая на кнопку. На ответ дается 15 секунд. Набранные командой баллы записываются на доске, таким образом, все участники видят свои баллы. Предполагается, что учащиеся могут устно выполнить простые действия или вспомнить известные исторические факты о жизни Петра Первого, и применить математические знания в необычной ситуации. Примеры вопросов:
2-«СВОЯ ИГРА»
В конкурсе участвуют 3 возрастные группы обучающихся, каждой из них адресовано по 3 вопроса. Вопросы оцениваются 10, 20 и 30 баллами по степени сложности. Мы представляем презентацию для 6 классов. Для 7х классов можно использовать те же вопросы, усложнив условие (например, выразить величины десятичными дробями). На обсуждение команде, выбравшей вопрос, дается 2 минуты. Оставшиеся команды тоже обсуждают задание. Если первая команда не дает правильный ответ, то может ответить команда, первая нажавшая кнопку.
Все задачи математические, но, так или иначе, связаны с жизнью (приложение 4) и его современников. Участники в игре не только применяют свои математические знания, но и узнают исторические факты, возможно, не известные им ранее.
Примеры вопросов в приложении 3: … ТЕМА – ЗАДАНИЕ (НЕ БОЛЕЕ 3х ПРИМЕРОВ)
Если ни одна из команд не нашла правильный ответ на вопрос, баллы никому не присуждаются: «П1- основатель морской державы» 30 баллов. В этом случае
Рефлексия организаторов: викторина детям очень понравилась, и жаркие обсуждения были не только внутри команд, но и в командах тьюторов и педагогов-наставников. Так что все участники игры вдохновлены на продолжение сотрудничества и все ждут новых игр.
Приложение 4. Сценарий для ведущих мероприятия.
1.Вступительное слово ведущих.
Ведущий 1. Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной, Он знал ее предназначенье. |
Ведущий 2. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлемой душой На троне вечный был работник. (А.С. Пушкин) |
Ведущий 1.
Не сомневаемся, вы догадались, что эти стихи А.С. Пушкина о Петре Первом.
Ведущий 2.
И сегодня мы отправимся в математическое путешествие, посвящѐнное Петру Великому, ведь именно в этом году мы отмечаем 350 лет со дня его рождения.
В путешествии принимают участие 4 команды: ….. и жюри …
2. Конкурс «Блиц»
В этом конкурсе вам предстоит ответить на 9 вопросов. Команда, которая первой нажимает на кнопку получает 15 секунд на ответ. Если эта команда отвечает на вопрос неверно, право ответа получает команда, нажавшая кнопку второй.
Стоимость вопроса = 5 балл.
Делится ли год рождения Петра I на 4? Назовите год. (да, 1672)
Леонтий Магницкий - создатель уникального учебника, по которому два столетия учились российские отроки. Кстати, впервые этот учебник вышел под редакцией Петра 1. "Это наука числительная", писал в своей книге автор. Какое название у этого учебника? (Арифметика)
Петр I ложился спать в 9 часов вечера, а вставал в 2 часа ночи. Все остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день? (19)
Сколько ремесел знал Петр 1, если это число четное и кратно семи?
(14)
Пѐтр I решил создать регулярный морской флот России. Для этого он отправил обучаться военно – морскому искусству 22 человека в Голландию и Англию, а в Венецию на 17 человек больше. Сколько человек обучалось военно – морскому искусству за границей? (61)
6. Сколько мм составлял рост Петра 1, если он был 2 м 4 см? (2040)
7. Сколько раз Санкт-Петербург менял свое название? (3)
Сколько лет Санкт- Петербург был столицей России? Если это число разделить на 2, то получится простое число, большее 100, но меньшее 107.
(206)
Какое число обозначало слово «тьма» в допетровскую эпоху?
(10 000)
3. Конкурс «Вопросы по категориям»
В этом конкурсе участвуют 3 категории:
Петр I – основатель морской державы;
Град Петра;
«Арифметика» Магницкого.
В каждой категории 3 вопроса. Оцениваются 10, 20, 30 баллами. Количество баллов соответствует сложности вопроса. После первого конкурса у нас лидером является команда …. Эта команда получает право первой выбрать вопрос. Обсуждение занимает 2 минуты, в случае неправильного ответа – ход переходит к следующей команде. Советуем быть внимательными: даже если вам не достался вопрос, вы можете заработать баллы. Каждая команда сможет выбрать по 2 вопроса, и один вопрос будет разыгран.
Петр I –основатель морской державы
10 баллов
1. Одновременно со строительством военных кораблей Петр I принимал меры для создания морского транспортного флота. Первое купеческое судно построили в 1697 г. Длина судна была примерно 45,32 м (45 м 32 см для 6 классов). Найдите ширину, если отношение длины к ширине равно 4: 1.
45,32: 4= 11, 33 м; 11 м 33 см
20 баллов
2. Галера «Принципиум», участвовавшая в Азовском походе, под командованием Петра Первого, отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание продолжается 100 часов. Назовите день и час его прибытия в порт.
100 часов= 4 суток + 4 часа. Пятница, 16 часов.
30 баллов
3. Фрегат "Штандарт" - первый корабль Балтийского флота России. Был построен в 1703 году и имел скорость хода 11 узлов. Определите, сможет ли фрегат совершить переход дальностью 1000 км за 2 суток, если по международному определению, один узел равен 1850 м/ч.
1850*11=20 350м/ч –скорость, 20350* 48=976 800 м < 1000 км, не сможет.
Град Петра
10 баллов
1. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в дни 250-летия насчитывал свыше 500 000 экспонатов в своих фондах. Для всеобщего обозрения выставлено 15% экспонатов. Сколько этнографических, археологических и антропологических предметов, собранных в музее видят посетители?
500000*0,15=75000
20 баллов
2. Немногие города мира могут похвастаться тем, что имеют в целости и сохранности свой первый дом. А наш город – может: Домик Петра I , который срубили солдаты очень быстро (с 24 по 26 мая 1703 г.), цел и невредим. Домик Петра I или «Первоначальный дворец» царя имеет небольшие размеры: длина по фасаду около 12 м, ширина примерно 5 м, высота от пола до потолка 2,5 (в 6 – обыкновенная дробь) м. Найдите объем дома.
12*5*2,5=150 (м3)
30 баллов.
3. Для постамента к памятнику «Медный всадник» в 12 верстах от Петербурга в лесу был найден Гром-камень, названный так потому, что в него когда-то ударила молния и «произвела на оном расселину». Камень весил примерно 5 млн. фунтов.
Найдите расстояние в километрах и вес в тоннах, если 1 верста ≈ 1,067
(1 км 70 м) км, 1 фунт ≈ 0,4 кг. (400 г)
12*1,067=12,804 (км), 12*1км 70м=12 км 840 м
5 млн *0,4 =2 млн кг= 2 000 т «Арифметика» Магницкого
10 баллов.
1. Петр Первый хорошо знал «аддицию», «субстракцию»,
«мультипликацию» и «дивизию». А что это значит?
Сложение, вычитание, умножение и деление.
20 баллов.
2. Лев может съесть овцу за 2 часа, волк – за 3 часа, а собака – за 6 часов. За какое время они вместе съели бы овцу?
Решение:
Лев за 6 часов съест 3 овцы. Волк за 6 часов – 2 овцы, собака за 6 часов – 1 овцу. Значит вместе за 6 часов (3+2+1) = 6 овец, а т.е. 1 овцу за 1 час.
30 баллов
3. Отец ученика спросил учителя, сколько у того учится ребят. Учитель ответил, что если бы у него было учеников ещѐ столько, сколько сейчас есть, и полстолька, и четверть столька, и сын спрашивающего, то их было бы ровно 100 человек. Сколько ребят учится у учителя?
Ответ: 36 учеников.
Сейчас жюри подсчитает заработанные командами очки и мы объявим победителя викторины. Напоминаем, итоги нашего путешествия будут подведены 01.12.22, после голосования и оценивания ваших коллажей.
Приложение 5. Рекомендуемые темы исследовательских работ
Золотое сечение в архитектуре Санкт-Петербурга.
Санкт- Петербург в координатах.
Загадочный мир пропорций.
Геометрия вокруг нас.
Великие математики во времена Петра I.
Делимость чисел. Принцип Дирихле.
Измерительные работы во времена Петра I.
Числовые суеверия.
Математика – царица или слуга для других наук?
Летопись открытий в мире чисел и фигур.
Список использованной литературы:
1. Арифметика Магницкого. Точное воспроизведение подлинника. С приложением статьи П. Баранова. — М.: Издание П. Баранова, 1914
2. Холодин А.Н. «Петр Первый – кораблестроитель» - СПб.: Издательство Элмор, 1998
3. Поспелов А. «Российский военно-морской флот. От Петра Великого до современности». – М.: Издательство Эксмо, 20194. Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/c/piotr-i-ed3825
5. История России https://istoriarusi.ru/car/obrazovanie-pri-petre-1.html?ysclid=m3g2kgd6m28279009
Авторы:
Жукова Елена Анатольевна, учитель математики, ГБОУ гимназия №278 имени Б.Б. Голицына города Санкт-Петербурга
Петрова Елена Сергеевна, учитель математики, ГБОУ гимназия №278 имени Б.Б.Голицына города Санкт-Петербурга
Третий автор: Виноградова Марина Олеговна, учитель математики, ГБОУ гимназия №278 имени Б.Б.Голицына города Санкт-Петербурга