12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Хилько446
Учитель математики, высшая квалификационная категория
Россия, Архангельская обл., Мирный,Архангельская обл
4

Статья «Метод проектов в обучении математике»

«Метод проектов в обучении математике»


 


 

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических технологий в общеобразовательной школе.

Проектная деятельность школьника – форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта обучения. [1, с.3].

Метод проектов в педагогике является сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций. Проектная деятельность прописана в стандарте образования, а значит, каждый обучающийся должен быть обучен этой деятельности. В процессе самостоятельной работы над проектом лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Однако в каждом конкретном случае реализация этого метода требует, наряду с высоким профессионализмом, изобретательности, творческого подхода, способности к импровизации и нестандартного взгляда на привычные вещи от самого педагога. Плюсом каждой образовательной технологии (в том числе, и метода проектов) является превращение «скучного» материала в интересную игру.

Использование метода проектов в математике позволяет чрезвычайно эффективно развивать нестандартное мышление у детей, одновременно прививая основы настоящей математической культуры. При этом свободная форма проекта позволяет преодолевать скованность и страх ошибиться. Крайне важно использовать информационные технологии на всех этапах выполнения проектов.

Именно метод проектов, являясь дополнением к урочному процессу, предоставляет учителю математики возможность преодолеть «страх» к математике. Метод проектов можно использовать как в рамках одного-двух уроков (мини – проекты), в этом случае тема проекта связана с темой урока, или для решения крупных проблем, сложных для понимания вопросов, которые уже выполняются во внеурочное время, чаще для участия в конкурсах исследовательских работ. Действительно, использование этого метода помогает

- расширению математического кругозора учащихся;

- развитию творческих способностей;

- формированию чувства ответственности;

- повышению мотивации при решении задач;

- создание условий для создания отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Большие возможности в плане формирования умения самостоятельно конструировать собственные знания открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия. Как отмечает И.Д. Чечель, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитее креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств» [2, с.4]. Надо только оговориться, что условия применения метода проектов предполагают его использование как компонента системы образования наряду со сложившейся предметной классно – урочной системой.

Учебно – познавательная деятельность школьников обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении, одним из путей реализации которых является применение в обучении метода проектов.

В чем суть метода проектов?

Метод проектов представляет собой модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания образовательного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего практическую значимость.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы. В процессе работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров и т.д. и овладение специальными умственными действиями и операциями. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Каковы же основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта?

Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них.

Решаемая, с его помощью проблема, и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение.

Работа учащегося над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер.

Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, в процессе работы могут быть изменения.

Итак, метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способов презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками – все это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в качестве консультанта. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задает «пространство» возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствует его индивидуальности. Таким образом создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.

Надо обратить внимание на необходимость поиска оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках математики, путей разумного совмещения традиционного и личностно ориентированного подходов в обучении через включение элементов проектной деятельности в обычный урок.

Этапы работы над проектом:

1. Проблема.

2. Составление плана работы.

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация (защита проекта).

Некоторые виды проектов: Компьютерная презентация; выставка (напр. формул или методов решения); газета или журнал; создание шпаргалки или справочника; игра; коллекция; экскурсия и т.д.

Алгоритм защиты проекта: 1. Постановка проблемы, ее актуальность. 2. Высказывание

гипотезы, аргументация ее положений. 3. Основная часть: этапы работы над проектом,

полученные результаты, их краткий анализ. 4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки.

5. Ответы на вопросы.

Формы защиты проекта: 1. Показ. 2. Деловая игра ( конференция, род. Собрание и т.д.)

3. Доклад. 4. Телепередача. 5. Реклама по проекту (реклама + антиреклама) и т.д.

Критерии оценки: 1. Самостоятельность в выполнении проекта. 2. Актуальность

и значимость предложенного проекта. 3. Полнота материала по проблеме. 4. Оригинальность

подхода. 5. Презентабельность. 6. Использование информационных технологий.

Оформление: 1. Титульный лист: название образовательного учреждения, название проекта, авторы, руководитель. 2. Цели и задачи – 2-1 лист. 3. План выполнения проекта (пошаговый). 4. Собранная информация. 5. Результаты проекта. 6. Эскизы, рисунки, чертежи – приложения. 7. Использованная литература. 8. Сценарий защиты проекта.

Примером использования метода проекта непосредственно на уроках математики в старших классах является изучение тем «Многоугольники», «Многогранники» «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Делимость чисел», «Логарифмы в нашей жизни» и другие . Созданные проекты носят ярко выраженный исследовательский или прикладной характер. Продуктами деятельности учащихся стали творческие и исследовательские работы с которыми учащиеся выступали на уроках, а так же на конкурсах различного уровня, где занимали призовые места.

Применение краткосрочных проектов, на мой взгляд, наиболее удачно при закреплении новых понятий и определений и успешно применяется для учащихся 5-7 классов. Например, проект по теме “Действия с дробями ”, детям  было предложено составить правила по данной теме в виде стихотворения. Вот одно из них:

Мы смешанные числа и мы хотели б знать,

Как правильно и верно нас перемножать?

Ответил шестиклассник: «Нет легче ничего!

Берём себе обычное смешанное число

И переводим смело в неправильную дробь,

Числитель на числитель мы умножаем вновь.

Теперь нам знаменатели осталось умножать,

Затем в тетрадку следует ответы записать.

 

Тема «Решение тригонометрических уравнений» в курсе алгебры и начал анализа 10-11 классов является, пожалуй, одной из самых трудных, значимых и объемных. В целях закрепления полученных знаний, расширения и углубления, для активизации самостоятельной деятельности учащихся, развития творческой активности учащимся была предложена работа по созданию и защите проекта по теме «Решение тригонометрических уравнений».

Класс предварительно был разделен на группы, назначен ответственный за работу в каждой группе. Каждой группе была дана инструкция по выполнению и защите проекта, оформлению работы, критерии оценки и т.д.

Критерии оценки проекта:

 

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6

Самостоятельность в выполнении проекта

 

 

 

 

 

 

Актуальность и значимость проекта

 

 

 

 

 

 

Полнота материала по проблеме

 

 

 

 

 

 

Оригинальность подхода

 

 

 

 

 

 

Презентабельность

 

 

 

 

 

 

Использование информационных технологий

 

 

 

 

 

 


 

Тематика проектов следующая:

История возникновения и развития тригонометрии.

Решение простейших тригонометрических уравнений.

Решение квадратных тригонометрических уравнений. Метод разложения на множители.

Решение однородных тригонометрических уравнений.

Решение тригонометрических уравнений методом введения вспомогательного угла.

Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений (графические методы, метод мажорант и т.д.). Нахождение множества значений тригонометрических функций.

Темы № 2, № 3, № 4 - базовый уровень. № 5 – выше базового, № 6 – факультативный уровень. № 1 - познавательный материал для развития кругозора учащихся.

Вид проекта:

1.По числу – групповой, по теме № 1 – парный – крайне слабо успевающие учащиеся.

2.По продолжительности – долгосрочный.

3.По характеру координации - непосредственный.

4.По характеру контакта – внутренний ( в одном классе).

5.По методу – исследовательские, информационные, практико-ориентированные.

6.По представлению - компьютерные презентации.

Критерии отбора содержания:

Посильность. 2. Научность, доступность. 3. Практическая направленность. 4. Ориентация в зону ближайшего развития. 5. Системность. 6. Творческая направленность. 7. Внутри предметная и межпредметная связь.

Методы оценки деятельности школьников: Каждый проект оценивали сами школьники. В дальнейшем планируется создание независимой экспертной группы (учащиеся, учитель, может быть, родители?)

ЧТО ДАЕТ МЕТОДИКА ПРОЕКТОВ:

1.Практическое решение задач, в данном случае решение тригонометрических уравнений.

2.Творчество и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

3.Соединение сведений из различных областей математики (тема № 5).

Результатом проектной деятельности учащихся является создание банка компьютерных презентаций, выполненных учениками 5- 11 классов.

Используемая литература:

Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб, пособие для учреждений высшего проф. образования / Н.В.Матяш.-3 –е изд. , стер.- М.: Академия, 2014.-160 с.

Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. /И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе.- 2003 .- № 6.- с. 3-12

https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/01/23/proektnaya-deyatelnost-s-starshikh-klassakh


 


 

 

6

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.