Методические рекомендации «Метод цветных ручек и разноцветных карандашей»
МЕТОД ЦВЕТНЫХ РУЧЕК И РАЗНОЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Метод цветных ручек и разноцветных карандашей. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | Любая учебная дисциплина. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Для педагога важно знать различные методические приёмы. |
12. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о методе разноцветных ручек и карандашей. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 |
Метод цветных ручек и разноцветных карандашей
Ведите детей от успеха к успеху, от радости к радости.
В. А. Сухомлинский
Все, кто учились в педагогических колледжах, высших учебных заведениях или изучали самостоятельно педагогику, знают имя автора методики гуманной педагогики – Шалвы Александровича Амонашвили. Именно он придумал метод «зелёной ручки». Амонашвили объяснял отказ от красного цвета пасты учительской ручки из-за рассказа маленькой девочки. Школьница поделилась, что один раз открыла тетрадь по математике и увидела, как все исчерчено и перечёркнуто красными чернилами. Девочка расплакалась, ей больше совсем не хотелось изучать математику. Не осталось мотивации от слова совсем – укрепилось отрицательное отношение к предмету. Школьница убедилась, что не любит и не понимает математику. По словам Шалвы Александровича, именно в тот момент он вспомнил слова советского педагога-новатора Василия Александровича, которые использованы в качестве эпиграфа к методическим рекомендациям. Возникла идея воспользоваться спокойный зелёный цвет вместо воинственного красного.
Если мы обратимся к психологии восприятии цвета, то выясним, что у подавляющего большинства людей красный связывается с опасностью, чего не сказать о зелёном. Но это – не единственная суть причины использования ручек зелёного цвета. Эффективно обращать ею внимание также на достижения обучающегося.
Может показаться, что студенты колледжа достаточно взрослые – 15-20 лет, и не так болезненно относятся к многочисленным исправлениям педагога в тетради. Однако, и они отмечают, что психологически гораздо приятнее видеть пометки преподавателя, сделанные разноцветными ручками и карандашами, но не красным цветом. Палитра обширная: сиреневый, оранжевый, ярко-жёлтый, очень предпочтительный – зелёный любых оттенков. Синий и черный лучше избегать, так как студенты чаще всего пишут в тетрадях ручками именно этих цветов.
Преимущества метода разноцветных ручек и карандашей.
Данный метод является универсальным, так как его можно использовать для любой возрастной категории обучающихся и для любой дисциплины. Он применим как на традиционных практических занятиях в режиме офлайн, так и на онлайн-занятиях. Например, когда я только-только пришла работать в колледж, интуитивно стала использовать разноцветные ручки для проверки – ярко-желтую, оранжевую, сиреневую и зелёную. От красной отказалась. И первая реакция студентов была: «У меня нет тревоги, когда я вижу свои ошибки». Когда меня очень радует работа – люблю нарисовать радостный смайлик. Если же много ошибок – смайлик с удивленным выражением лица или недоумением. Метод разноцветных ручек и карандашей способствует тому, что студенты не концентрируются на ошибках, не воздвигается барьер к изучению иностранного языка.
Есть возможность использовать методику не для исправления ошибок, а для выделения удавшихся, правильно написанных моментов, замечательных случайных открытий как для студента, так и для педагога, причем сделанных не агрессивным красным цветом.
Безусловно, любой, самый эффективный и популярный метод будет критиковаться частью преподавателей. Оппоненты разноцветных ручек и карандашей при проверке работ объясняют свое мнение тем, что постоянное одобрение избалует студентов, развить стремление понравиться и угодить ради добрых слов. Однако, попробовать метод стоит, ведь мы всегда готовы к тому, что нас покритикуют, пожурят, заметят недочёты. И у нас со временем возникает обыкновение находить недостатки во всём. Начинается с красной ручки. Но повысить мотивацию учиться и поднять самооценку помогут разноцветные ручки, особенно зелёная.