Статья «Метод визуализации на уроках музыки»
Метод визуализации на уроках музыки.
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Наглядность в обучении помогает восприятию предметов и процессов, которые изучают , помогает формировать представления об действительности, и вместе с тем предлагает проанализировать и обобщать явления, которые воспринимают в связи с учебными задачами.
Визуализация учебной информации помогает решить целый ряд задач в педагогике:
обеспечение роста обучения;
активации учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие визуального и критического мышления;
развитие зрительного восприятия;
передача познаний и распознавания образов;
повышение визуальной культуры и грамотности
Роль визуализации в процессе обучения уникальна. Особенно в том случае, когда наглядные средства не сводятся к простому иллюстрированию, чтобы сделать учебный предмет более доступным и легким, а становится неотделимой частью познавательной деятельности учащегося, средством при котором формируются и развиваются не только наглядно-образное , но и абстрактное и логическое мышление.
Использование средств визуализации для познавательной деятельности в процессе обучения содействует:
созданию образовательной среды, которая способна в учебных ситуациях показывать наглядные образы процессов и явлений, которые изучают, а так же использовать их.
развитию интеллектуального, визуально коммуникативного мышления.
изменению описательных свойств, наглядности на познавательные, которые будут основой всего процесса обучения.
Известно, что основными психическими процессами, которые участвуют в познавательной деятельности, являются восприятие, ощущения, память и мышление. А такие психические процессы как эмоции, мотивация и внимание или ускоряют, или замедляют восприятие, осмысление и запоминание учебного материала.
Зрительные анализаторы обладают более высокой способностью пропускать информацию, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, которую воспринимают зрительно, по данным исследований, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость, которую мы слышим с детства. Поэтому необходимо расширять запас зрительных и зрительно-слуховых средств ввода информации. Для педагога главным условием качественного усвоения информации является продвижение к тем органам чувств, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия.
Поэтому, тема визуализации учебного материала актуальна в педагогике для лучшего усвоения учащимися учебного материала.
Этап вхождения в музыку является значимым, поэтому представляются особенно актуальными вопросы развития музыкального восприятия у обучающихся.
Новые направления в педагогике – это ориентир на методы обучения, которые делают акцент на самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Основные ее элементы:
творчество;
индивидуальные высказывания.
Для активации внутренних ресурсов ребѐнка является развитие ассоциативного мышления. Ассоциации – это один из нужных элементов полного эстетического восприятия музыки. Лучшим средством развития ассоциативного мышления в музыке является метод «визуализации» музыкальных образов, помогающие учащимся сформировать свою позицию, стать причастным звучащей музыке. «Визуализация» – это то, что позволяет делать видимым невидимое, давно используется в обучении. Визуализация применяется с целью сделать рассматриваемый предмет наглядным, тем самым делая легкими процессы по его наблюдению, фиксированию и измерению. К этому выгодному приѐму обращается музыкальная педагогика. Для музыкальной педагогики визуализация («рисование» музыки) впервые была применена австрийцем О. Райнером. Его нововведение получило признание, и с 1962 года рисование музыки было добавлено в учебный план Венской Академии музыки. Данный опыт нашел признание и в нашей стране (И. Л. Ванечкина, И. А. Трофимова, Б. М. Галеев). Эта методика связана с рисованием музыкальных впечатлений любыми изобразительными средствами. Всѐ что нас окружает – это линии: здания, деревья солнышко, дождь, снегопад, метель, и даже мелодия – это тоже линия. Дети раскрывают для себя линии плавные, резкие, прерывистые. Линия живая, она живет своей жизнью . Учащиеся изображают линии «падающие», «спотыкающиеся», «бегущие», «вредные», «колючие» . В своих рисунках они отражают не только действия, но и свой характер, настроение, образ. Размышляя с педагогом, учащиеся подходят к мысли, что у каждой линии может быть своя внутренняя жизнь. Каким может быть музыкальное пространство, где живѐт музыкальная линия? Это может быть вода, огонь . Здесь огромное значение приобретает цвет.
Музыка и цвет могут вызывать определѐнные характерные эмоции, которые определяют основу их сходства. Поэтому появляется возможность выбрать определѐнные цвета, которые характеризуют интонационную сущность произведения.
У каждого ребѐнка может быть своя личная цветовая гамма. «Чувства – цвет», «тембр – цвет», «звук – цвет». Затем, личный восприятие учащихся можно сравнить с формулировкой о связи музыки и цвета у Н. А. Римского-Корсакова и у А. Н. Скрябина.
Более сложные формы визуализации музыки – это создание художественно-смыслового символа музыки и создание художественной музыкальной коллекции. Создание художественно-смыслового символа музыки направлено на постижение еѐ глубинного смысла. В беседе создаѐтся музыкальный образ произведения, а затем этот образ переводится ими на язык символов, который выполняется в соответствующей цветовой гамме (символ счастья, символ потери, символ осени, символ весны). Метод создания художественной коллекции выделяется тем, что используются картины профессиональных художников, которые близки к музыкальным произведениям по теме, по настроению. К одному произведению может быть подобрано несколько картин. В итоге создаѐтся коллекция, которая поможет лучше понять образ того или иного музыкального произведения.
Эксперименты И. Ванечкиной и других учѐных подтвердили педагогическую эффективность метода визуализации:
рисование музыки – творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создаѐт условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности;
наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение;
рисунки детей с отражѐнными в них содержанием и формой произведения, служат своеобразным визуально-фиксированным «документом», позволяющим, с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой – о типологических особенностях личности учащегося [1].
Литература:
Ванечкина, И. Л. Дети рисуют музыку: эксперименты для школы будущего [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gpntb.ru/search/help/el.cat.html.
Голошумова, Г. С. «Ощутить полную свободу…» Искусство и гармония эмоциональной сферы ребѐнка [Текст] / Г. С. Голошумова // Искусство в школе. – 2003.– №1. – С. 21-25.
Царёва, Н. А. Слушание музыки [Текст]: методическое пособие / Н. А. Царѐва; М.: Росмэн-Пресс, 2002. – 93 с. – Библиогр.: с. 31-33. – 7000 экз. – ISBN.
Чередниченко, Т. В. В режиме музыкального времени. Фрагменты из новой книги. «Музыкальный запас. 70-е» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://magazines.russ.ru/novyi mi/2001/8/cher.html