Методическая разработка «Методы, формы, приёмы формирования учебной мотивации на уроках истории»

1
0
Материал опубликован 22 October 2023

МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска







Методическая разработка по теме :

«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации на уроках истории»











Автор- составитель : Цвирчак Светлана Михайловна учитель истории и обществознания

МАОУ ЦО №47 г.Иркутска»













Иркутск, 2023









Оглавление

1.Введение ______________________________________________________________3

2 Методы , формы, приемы формирования учебной мотивации на уроках истории______________________________________________________4-6

3.Список литературы ____________________________________________6

4.Приложение_________________________________________________7-10



























1.Введение

В методической разработке по теме: Методы , формы, приемы формирования учебной мотивации на уроках истории» дается характеристика различных методов и способов работы на уроках истории, вызывающие интерес к изучаемому материалу. Мотивация - это локомотив, который способствует быстрому и эффективному освоению и усвоению изучаемого материала, зажигает факел познания. Работа с мотивированным учеником более продуктивна и дает более качественные результаты в познании предмета. К сожалению в связи с использованиями современных гаджетов, мы отмечаем у значительной части обучающихся отсутствие мотивации к обучению.

Как повысить мотивацию к изучению истории , какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы они стремились к знаниям и процесс обучения был интересен.

Задачи работы: проанализировать дидактические приемы, методы формирующие познавательный интерес на уроках истории

2. Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории

Мотивация - это побудитель, вызывающий активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий.

На уроках истории на различных этапах урока я применяю следующие приемы в контексте повышения мотивации:

В первую очередь в 5-7 классах использую на этапе мотивации- игровые методы. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, кроме того игровые технологии способствуют развитию креативного мышления учащихся.

Например, на уроках истории я часто использую игровой прием «Правда или ложь». Учащимся задаются вначале урока вопросы в таблице на заранее приготовленных листах , на которые надо ответить, вопросы в первой строке, а во второй написать «да» или «нет» заполнить в конце урока с пояснениями. Ученики внимательно слушают материал, активно работают, чтобы правильно выполнить задания . ( Приложение №1)

Очень увлекательными игровым приемом являются задания на определение термина : «Чехарда букв» .Буквы перепутаны их требуется расположить в правильной последовательности, а затем объяснить термин. Данный прием способствует развитию мышления, запоминанию исторических терминов. (Приложение №2)


Интересным приемом на уроке является использование приёма «Кластер-технологии»: в центре кластера может быть понятие, дата , деятель, событие, а вокруг все крупные смысловые единицы, которые надо выбрать Этот приём имеет большое значение на стадии рефлексии он формирует у учеников такие навыки как умение работать с большими объемами информации и выделять в них общее или различие , позволяет выявлять логические и причинно-следственные связи. Существует множество вариаций кластера: бумажный кластер ,понятийный кластер, хронологический кластер, кластер с иллюстрациями. (Приложение №3)

Для работы с историческими источниками, текстом параграфа я использую технологию смыслового чтения в контексте работы с текстом по алгоритму- знал, узнал, не знал, сложно понять.

Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации., способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы ( Приложение №4)


Так же на уроках я использую прием просмотра видеофрагментов большим успехом из документальных и художественных фильмов.

Активность учащихся при использовании видеоматериалов на уроках повышается. Ученики, работая с таким источником лучше усваивают информацию и пытаются сами анализировать и сравнивать видеофрагменты с историческими фактами. Рассмотрим пример в 5 классе при изучении истории древнего мира при изучении темы «Греко-персидские войны» на этапе мотивации можно включить несколько видео фрагментов художественного фильма 300 спартанцев, что позволяет визуально создать образ эпохи и сделать урок более ярким и эмоциональным (Приложение №5).

Таким образом в современных условиях, мотивация- это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к учебной деятельности. Мотивация должна носить систематический характер, а не случайный, лишь тогда она дает положительный результат. Выбор оптимальных мотивирующих приемов и средств зависит от психологических, возрастных особенностей группы, оснащенности кабинета, изучаемой темы и конечно от мастерства и профессионализма самого педагога, который может увлечь детей историческими знаниями. И следует помнить древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя», без формирования интереса к изучаемому материалу учитель не сможет достичь эффективного результата усвоения знаний обучающихся.

Список литературы:

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение.– М., Академия, 2015

Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. М.,2005; Преподавание истории в школе (выпуски 2009-2015гг)

Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике / Л.А. Турик, Н.А. Осипова .Ростов-на-Дону: Феникс, 201









Приложение

Приложение №1

Тема «Дворцовые перевороты» - 8 класс

Вопрос

Правда или ложь

Верите ли вы, что Петр II был внуком ПетраI? 

Да. Петр 2 был сыном Алексея , чьим отцом был Петр

Верите ли вы что, Петр II официально занял престол 4 марта 1726 года

Нет. Он занял престол 1727 г

Верите ли вы, что временщиком при Петре 2 был А.Д Меньшиков

Да. После смерти Екатерины 1 он оказывал огромное воздействие на императора

Верите ли вы что Петр 2 перенес столицу из Петербурга в Москву.


Да, 1728 г перенес столицу под воздействием бояр.

Петр 2 женился на дочери И.Д Долгорукого

Нет, так как накануне свадьбы он скончался от оспы

Приложение № 2

При изучении темя «Культура Древней Руси 10-13 века» 6 класс можно использовать на завершающем этапе урока задание «Чехарда букв».

1.Есракф – фреска –это рисунок на сырой штукатурке, водяными красками.

2.Омазкиа- мозаика – изображение из непрозрачного цветного стекла.

3.Репагемтн- пергамент-специальный писчий материал из шкур ягнят и телят для письма.

4.Рнеьз- зернь- техника ювелирного ремесла на Руси, напаянных на орнамент серебряных или золотых шариков.

Приложение №3.

Тема « Общественный строй и церковная организация на Руси» 6 класс. Составить исторический кластер, использую термин вотчина из предложенного материала в логических цепочках1-3.

ВОТЧИНА

1.Феодалы, бояре, духовенство, крестьяне, мещане.

2.Условное земельное владение, наследственное земельное владение, земельное владение за службу.

3.Бессрочное пользование и распоряжение феодом, передача земельного владение при условии несения военной службы наследником, владение феодом.

Приложение № 4

Работа с документом История 11 класс. Страны Западной Европы в во второй половине 20 века

Политологи выделяют следующие виды республик. Президентская республика. Президент (глава государства) избирается населением. Одновременно он является и главой правительства .Правительство назначается президентом и несет ответственность передним. Президент не может распустить парламент ,а парламент не обладает правом отлагательного вето по отношению к правительству

Парламентская республика одна из самых распространённых форм правления в современных государствах. В Парламентской республике глава правительства премьер-министр (ключевая роль в парламенте), как правило это лидер партии, ,которая набрала большинство мест в парламенте. Правительство формируется парламентом из представителей партии набравшей большинство голосов в представительном органе власти. Правительство несет ответственность перед парламентом. Во многих государствах в парламентской республике есть должность президента.

Статус президента в республиках парламентского типа во многом сходен со статусом монарха в конституционных монархиях: он является главой государства и осуществляет в основном функции представительского характера .Главное отличие состоит в основаниях и порядке приобретения данного статуса. Президент парламентской республики избирается на должность высшим законодательным органом власти ,президент имеет право роспуска парламента и право вето на принятые парламентом законопроекты в основном на формальном уровне, также он назначает правительство (либо его главу) и приводит его к присяге, президент может поручить формирование правительства представителю партии, победившей на выборах. Срок пребывания на должности Президента Итальянской Республики более длительный и составляет семь лет .Смешанная республика. Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства премьер-министр назначается президентом. Правительство формируется президентом, но несет ответственность и перед президентом и перед парламентом, имеющим право отлагательного вето по отношению к правительству.

В ходе прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из данного текста. Данный прием работы с текстом способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы.

По итогам работы учащиеся заполняют таблицу

Знаком “галочка”

Президентская республика, парламентская республика

Знаком “плюс” (+)

Смешанная республика

Знаком “минус” (– )


Президента выбирают в парламентской республике

Знаком “?

Почему у президента представительные функции в парламентской республике



Приложение №5

Тема «Греко-персидские войны» -5 класс

Сегодня мы с вами будем смотреть фрагмент фильма «300 спартанцев» На основе просмотра необходимо заполнить таблицу .По ходу просмотра фильма после таблицы запишите свой вопрос, ответ на который вы хотели бы получить и в конце просмотра фильма мы постараемся вместе дать ответы на поставленные вопросы

Вопрос

Ответ

Виды вооружения спартанцев


Виды вооружения персов


Как персы смогли окружить 300 спартанцев


Что изображено на щите спартанцев.


Почему спартанцы проиграли битву у Фермопил














10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации