Методическая разработка «Методы, формы, приёмы формирования учебной мотивации на уроках истории»
МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска
Методическая разработка по теме :
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации на уроках истории»
Автор- составитель : Цвирчак Светлана Михайловна учитель истории и обществознания
МАОУ ЦО №47 г.Иркутска»
Иркутск, 2023
Оглавление
1.Введение ______________________________________________________________3
2 Методы , формы, приемы формирования учебной мотивации на уроках истории______________________________________________________4-6
3.Список литературы ____________________________________________6
4.Приложение_________________________________________________7-10
1.Введение
В методической разработке по теме: Методы , формы, приемы формирования учебной мотивации на уроках истории» дается характеристика различных методов и способов работы на уроках истории, вызывающие интерес к изучаемому материалу. Мотивация - это локомотив, который способствует быстрому и эффективному освоению и усвоению изучаемого материала, зажигает факел познания. Работа с мотивированным учеником более продуктивна и дает более качественные результаты в познании предмета. К сожалению в связи с использованиями современных гаджетов, мы отмечаем у значительной части обучающихся отсутствие мотивации к обучению.
Как повысить мотивацию к изучению истории , какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы они стремились к знаниям и процесс обучения был интересен.
Задачи работы: проанализировать дидактические приемы, методы формирующие познавательный интерес на уроках истории
2. Приемы повышения мотивации учащихся на уроках историиМотивация - это побудитель, вызывающий активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий.
На уроках истории на различных этапах урока я применяю следующие приемы в контексте повышения мотивации:
В первую очередь в 5-7 классах использую на этапе мотивации- игровые методы. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, кроме того игровые технологии способствуют развитию креативного мышления учащихся.
Например, на уроках истории я часто использую игровой прием «Правда или ложь». Учащимся задаются вначале урока вопросы в таблице на заранее приготовленных листах , на которые надо ответить, вопросы в первой строке, а во второй написать «да» или «нет» заполнить в конце урока с пояснениями. Ученики внимательно слушают материал, активно работают, чтобы правильно выполнить задания . ( Приложение №1)
Очень увлекательными игровым приемом являются задания на определение термина : «Чехарда букв» .Буквы перепутаны их требуется расположить в правильной последовательности, а затем объяснить термин. Данный прием способствует развитию мышления, запоминанию исторических терминов. (Приложение №2)
Интересным приемом на уроке является использование приёма «Кластер-технологии»: в центре кластера может быть понятие, дата , деятель, событие, а вокруг все крупные смысловые единицы, которые надо выбрать Этот приём имеет большое значение на стадии рефлексии он формирует у учеников такие навыки как умение работать с большими объемами информации и выделять в них общее или различие , позволяет выявлять логические и причинно-следственные связи. Существует множество вариаций кластера: бумажный кластер ,понятийный кластер, хронологический кластер, кластер с иллюстрациями. (Приложение №3)
Для работы с историческими источниками, текстом параграфа я использую технологию смыслового чтения в контексте работы с текстом по алгоритму- знал, узнал, не знал, сложно понять.
Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации., способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы ( Приложение №4)
Так же на уроках я использую прием просмотра видеофрагментов большим успехом из документальных и художественных фильмов.
Активность учащихся при использовании видеоматериалов на уроках повышается. Ученики, работая с таким источником лучше усваивают информацию и пытаются сами анализировать и сравнивать видеофрагменты с историческими фактами. Рассмотрим пример в 5 классе при изучении истории древнего мира при изучении темы «Греко-персидские войны» на этапе мотивации можно включить несколько видео фрагментов художественного фильма 300 спартанцев, что позволяет визуально создать образ эпохи и сделать урок более ярким и эмоциональным (Приложение №5).
Таким образом в современных условиях, мотивация- это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к учебной деятельности. Мотивация должна носить систематический характер, а не случайный, лишь тогда она дает положительный результат. Выбор оптимальных мотивирующих приемов и средств зависит от психологических, возрастных особенностей группы, оснащенности кабинета, изучаемой темы и конечно от мастерства и профессионализма самого педагога, который может увлечь детей историческими знаниями. И следует помнить древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя», без формирования интереса к изучаемому материалу учитель не сможет достичь эффективного результата усвоения знаний обучающихся.
Список литературы:Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение.– М., Академия, 2015
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. М.,2005; Преподавание истории в школе (выпуски 2009-2015гг)
Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике / Л.А. Турик, Н.А. Осипова .Ростов-на-Дону: Феникс, 201
Приложение
Приложение №1
Тема «Дворцовые перевороты» - 8 класс
Вопрос | Правда или ложь |
Верите ли вы, что Петр II был внуком ПетраI? | Да. Петр 2 был сыном Алексея , чьим отцом был Петр |
Верите ли вы что, Петр II официально занял престол 4 марта 1726 года | Нет. Он занял престол 1727 г |
Верите ли вы, что временщиком при Петре 2 был А.Д Меньшиков | Да. После смерти Екатерины 1 он оказывал огромное воздействие на императора |
Верите ли вы что Петр 2 перенес столицу из Петербурга в Москву. | Да, 1728 г перенес столицу под воздействием бояр. |
Петр 2 женился на дочери И.Д Долгорукого | Нет, так как накануне свадьбы он скончался от оспы |
Приложение № 2
При изучении темя «Культура Древней Руси 10-13 века» 6 класс можно использовать на завершающем этапе урока задание «Чехарда букв».
1.Есракф – фреска –это рисунок на сырой штукатурке, водяными красками.
2.Омазкиа- мозаика – изображение из непрозрачного цветного стекла.
3.Репагемтн- пергамент-специальный писчий материал из шкур ягнят и телят для письма.
4.Рнеьз- зернь- техника ювелирного ремесла на Руси, напаянных на орнамент серебряных или золотых шариков.
Приложение №3.
Тема « Общественный строй и церковная организация на Руси» 6 класс. Составить исторический кластер, использую термин вотчина из предложенного материала в логических цепочках1-3.
ВОТЧИНА
1.Феодалы, бояре, духовенство, крестьяне, мещане.
2.Условное земельное владение, наследственное земельное владение, земельное владение за службу.
3.Бессрочное пользование и распоряжение феодом, передача земельного владение при условии несения военной службы наследником, владение феодом.
Приложение № 4
Работа с документом История 11 класс. Страны Западной Европы в во второй половине 20 века
Политологи выделяют следующие виды республик. Президентская республика. Президент (глава государства) избирается населением. Одновременно он является и главой правительства .Правительство назначается президентом и несет ответственность передним. Президент не может распустить парламент ,а парламент не обладает правом отлагательного вето по отношению к правительству
Парламентская республика одна из самых распространённых форм правления в современных государствах. В Парламентской республике глава правительства премьер-министр (ключевая роль в парламенте), как правило это лидер партии, ,которая набрала большинство мест в парламенте. Правительство формируется парламентом из представителей партии набравшей большинство голосов в представительном органе власти. Правительство несет ответственность перед парламентом. Во многих государствах в парламентской республике есть должность президента.
Статус президента в республиках парламентского типа во многом сходен со статусом монарха в конституционных монархиях: он является главой государства и осуществляет в основном функции представительского характера .Главное отличие состоит в основаниях и порядке приобретения данного статуса. Президент парламентской республики избирается на должность высшим законодательным органом власти ,президент имеет право роспуска парламента и право вето на принятые парламентом законопроекты в основном на формальном уровне, также он назначает правительство (либо его главу) и приводит его к присяге, президент может поручить формирование правительства представителю партии, победившей на выборах. Срок пребывания на должности Президента Итальянской Республики более длительный и составляет семь лет .Смешанная республика. Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства премьер-министр назначается президентом. Правительство формируется президентом, но несет ответственность и перед президентом и перед парламентом, имеющим право отлагательного вето по отношению к правительству.
В ходе прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из данного текста. Данный прием работы с текстом способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы.
По итогам работы учащиеся заполняют таблицу
Знаком “галочка” | Президентская республика, парламентская республика |
Знаком “плюс” (+) | Смешанная республика |
Знаком “минус” (– ) | Президента выбирают в парламентской республике |
Знаком “? | Почему у президента представительные функции в парламентской республике |
Приложение №5
Тема «Греко-персидские войны» -5 класс
Сегодня мы с вами будем смотреть фрагмент фильма «300 спартанцев» На основе просмотра необходимо заполнить таблицу .По ходу просмотра фильма после таблицы запишите свой вопрос, ответ на который вы хотели бы получить и в конце просмотра фильма мы постараемся вместе дать ответы на поставленные вопросы
Вопрос | Ответ |
Виды вооружения спартанцев | |
Виды вооружения персов | |
Как персы смогли окружить 300 спартанцев | |
Что изображено на щите спартанцев. | |
Почему спартанцы проиграли битву у Фермопил | |
10