Предварительный просмотр презентации
Методы и приемы анализа лирического произведения (на примере изучения творчества О.Э. Мандельштама) Подготовила Белицкая Е.А.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладой когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Алгоритм работы по анализу лирического произведения: -общая ориентация в содержании текста; -понимание целостного смысла текста; -нахождение смысловой информации; -интеграция и интерпретация текста; -рефлексия на содержание текста; -оценка и осмысление текста.
Предварительные задания. , золотое руно, свадьба Пелея, яблоко раздора). 2. Повторить ин1.Подготовить пересказ греческих мифов (аргонавтыформацию о Гомере, поэме «ИЛИАДА». 3. Пересказать сюжеты: суд Париса, похищение Елены Прекрасной, обида Менелая, Ахиллес. 4. Подготовить выразительное чтение 1-ой строфы «ИЛИАДЫ»
Приёмы обучения выразительному чтению 1. Создание поэтической атмосферы (визуализация: шум моря, музыка). 2.Первичное чтение учителем (видеоролик чтения мастером слова). 3.Выработка интонации стихотворения. 4.Построчное чтение с имитацией смысла слов. 5.Повторное чтение с установкой на запоминание. 6. Парное чтение разными приёмами («эхом», «повтором строк». «цепочкой» и т.д.). 7. Создание настроения стихотворения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 1. Род – лирика. 2. Жанр – элегия. 3. Композиция – монолог-раздумье лирического героя: -1-й катрен – рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру; -2-й катрен – обращение к «ахейским мужам»; -3-й катрен – размышление о любви. 3. Размер – шестистопный ямб, 4. Рифма – кольцевая АББА
Комментарии к стихотворению 1. «Список кораблей прочел до середины» - 1200 кораблей 2. Эллада - Древняя Греция 3.Троя ( Илион) – древний город-крепость в Малой Азии на побережье Эгейского моря. 4. Ахейские мужи - греки 5. Витийствуя- говорить красиво, красноречиво, пространно рассуждать Вития- оратор, красноречивый человек.
Средства художественной выразительности Синтаксические. Парцелляция - «Бессонница. Гомер, Тугие паруса,» Риторические вопросы. «Куда плывете вы?», « Когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?» Лексические. Эпитеты – «тугие паруса», «поезд журавлиный», «божественная пена», «с тихим грохотом»; Метафора – «И море , и Гомер- все движется любовью» , «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный». «… с тихим грохотом подходит к изголовью» Сравнение – «как журавлиный клин». Оксюморон – «с тихим грохотом»
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ТРОПЫ) Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное» Сравнение – «как журавлиный клин» Парцелляция – «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Риторические вопросы – «Куда плывете вы?», «Что Троя вам одна, ахейские мужи?». Метафоры – «И море, и Гомер – всё движется любовью», «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный». Оксюморон – «с тихим грохотом».
Белицкий Александр Федорович