Статья «Методы и средства коррекционной работы в процессе обучения слабослышащих детей с интеллектуальными нарушениями»
Методы и средства коррекционной работы в процессе обучения слабослышащих детей с интеллектуальными нарушениями.
Основной задачей является разностороннее развитие личности учащихся.
Целью коррекционно-развивающей работы в ходе образовательного процесса в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей является развитие речи обучающихся, а именно: лексической, грамматической и синтаксической структуры в единстве с формированием и словесной речи ( в устной и письменной формах ) происходит процесс познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.
В коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей педагогический процес строится на специально разработанном содержании обучения, с помощью его особой организации и с применением системы методов, приемов и средств формирования речи и словесно-логического мышления, развития других психических функций, обеспечивает высокий уровень развития детей с недостатком слуха.
В нашей школе в соответствии с ФГОС ОВЗ разработана программа коррекционной работы. Она направлена на создание системы комплексной помощи слабослышащих детей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию психофизических особенностей развития обучающихся и их социальную адаптацию. Образование детей с недостатком слуха предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды:
индивидуальный подход к каждому ребенку;
предотвращение наступления утомления;
использование методов, которые активизируют познавательную деятельность обучения, формирующих необходимые учебные навыки;
поощрение за малейшие успехи, развитие в ребенке веры в собственные силы и возможности
Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели и задачи и представляет собой целостную структуру.
Методический прием – это конкретное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика .
Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов ( педагогическая технология ).
Следовательно, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинация таких сочетаний и их адекватность в разных ситуациях и определяет специфику процесса специального образования.
Для меня главной задачей является поиск эффективных методов и приемов в индивидуальной работе с ребенком. На основе любой изучаемой темы адаптирую задания. При этом обязательно учитываю :
- уровень доступности понятий
-- конкретизирую инструкции к заданиям
- выделяю в задании важные правила - зрительные опоры
- опираюсь на знакомые ребенку алгоритмы учебных действий
- учитываю возможности темпа и обьема выполнения заданий
Специфика методов обучения для глухих и слабослышащих детей с интеллектуальными нарушениями заключается в их коррекционной направленности :
- замедленность обучения и частую повторяемость
- максимальную развернутость материала
- подачу учебного материала малыми порциями
Методы организации и осуществления моей деятельности :
- словесные (беседа, рассказ )
- наглядные (( иллюстрация, демонстрация и др. )
- практические занятия
- самостоятельная работа и работа под руководством педагога
Основой же коррекционной работы с детьми становятся практические и наглядные методы.
Принцип наглядности играет важную роль в обучении слабослышащих детей с интеллектуальными нарушениями. Мышление этих детей требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядность выступает для этих детей как средство активизации познавательной деятельности, развития восприятия и практических действий.
Выявляется особая функция наглядных образов успешности решения познавательных задач. В процессе использования наглядного материала расширяется словарный запас детей, улучшается понимание, уточняется значение слов.
Применение наглядности при преподнесении любого учебного материала : -ри изучении новых слов и понятий
- использование презентации при подаче знаний об окружающем
- подкрепление таблички с подписями к предмету и еще раз поеазать
- замена игрушки с подписью
- замена картинки символом-стрелкой
-оставить только табличку
В работе с наглядностью на своих уроках учитываю возрастные, индивидуально психические особенности ребенка.
Подбирая наглядный материал на урок продумываю постепенное введение , по мере необходимости, выделяю при показе иллюстраций, схем главного,
существенного. Стараюсь детально продумывать пояснение , давая в ходе демонстрации. Символическую наглядность использую дозированно, так как
слабослышащие дети с интеллектуальными нарушениями не всегда понимают. Когда использую в своей работе картинки в качестве пособий провожу целенаправленную работу, по обучению детей восприятию изображений, соотнесению его с с реальными предметами, действиями , включая разнообразные картинки с изображением одного и того же предмета или действия. Одним из средств наглядности выступает иллюстративность.
К этому средству наглядности относят аппликацию, рисование, лепку, мозаичные работы из картона. Изготовление макетов также использую в своей работе, так как позволяет в интересной форме иллюстрировать учебный материал. Для лучшего восприятия объекта использую муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу (модели из глины, пластилина, гербарии)
При проведении занятий по социально – бытовой ориентировке особое значение приобретает один из методов наглядного обучения – экскурсия. Экскурсии помогают учащимся постигать окружающий мир и закономерности. Развивают у детей мышление и наблюдательность. На уроках математики использую разнообразный дидактический материал.
Единство понимания ребенка , его сильных и слабых сторон, единство образовательных подходов. Систематически веду работу с родителями :
приглашаю на уроки, организую консультации с родителями и членами семьи и др .Когда родители дома используют те же методы и приемы работы, что и учитель в классе это является одним из главных условий для успешного обучения.
Литература:
Формирование устной речи школьников а нарушением слуха.
М. Владос, 2003 г
2. Психология наглядности при обучении
М. Просвещение, 2023 г
3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
Ы.; Академия, 2008 г.
4. Учебное пособие « Здоровье детей»
В.Д. Тульчинская Феникс,2014