Статья «Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»
«Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»
Применение мультимедийных средств обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом образовательного процесса, внедрения новых организационных форм обучения. Внедрение и использование в современном учебном процессе мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, и усиливают усвоение материала. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Мультимедиа в образовании может использоваться в фронтальном, индивидуальном, групповом и дистанционном форматах обучения. Существует большое количество методов использования мультимедийных технологий на уроках, основными из которых являются:
- Изучение нового материала – для визуализации новой информации различными наглядными средствами;
- Закрепление новой темы – применение игрового формата и мануальных упражнений при закреплении полученных знаний позволяет развивать память обучающихся;
- Проверка уровня знаний – самопроверка через компьютерное тестирование служит отличным стимулом для обучения, самовыражения и самореализации;
- Фронтальные самостоятельные работы – не только устная проверка знаний, но и визуальный контроль результатов учебной деятельности обучающихся;
- Решение задач обучающего характера – позволяет школьникам иллюстрировать, составлять план решения и контролировать свои действия согласно составленному плану;
- Углубление знаний – мультимедиа служит источником дополнительной информации для всестороннего развития ребёнка;
- Проектная деятельность – позволяет развивать познавательные навыки школьников, умение самостоятельного конструирования знаний, ориентирование в информационном пространстве, критическое и творческое мышление, умение находить и решать проблему;
- Эмоциональная разгрузка – мультимедийные технологии как средство снятия напряжения и усталости при длительных занятиях, повышения концентрации и энергетической «зарядки»;
- Изготовление раздаточного материала – компьютер служит отличным помощником учителя в подготовке и реализации уроков.
Модернизация методов обучения требует расширить применение мультимедийных технологий в образовании. Такой подход позволяет создать совершенно новую высшую и среднюю школу, значительно увеличить эффективность занятий и индивидуализировать процесс получения знаний. Отмечая все положительные стороны использования мультимедийных средств, хочется подчеркнуть, что пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка может только учитель. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение цифровых технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении станет необходимым средством для обучения.