Статья «Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»
«Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий».
«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться
слова, начните показывать картинки, и класс заговорит,
а главное, заговорит свободно».
К.Д. Ушинский.
Мультимедиа – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных средств: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Это объединение нескольких способов подачи информации в интерактивный продукт.
Современная школа не мыслима без использования мультимедийных технологий. Они позволяют сделать процесс обучения более ярким, красочным, запоминающимся, наглядным. На сегодняшний день это одно из самых перспективных направлений среди методов обучения. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух и вовлечение его в активные действия увеличивается его доля усвоения учебного материала. Все это вносит разнообразие в процесс обучения, повышает мотивацию к обучению, облегчает систематизацию и контроль знаний. Новые современные технологии вооружают учителя высококачественными учебными материалами и средствами для обучения.
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность
обучения, развивает учебную деятельность. Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей ученика. Сегодня мультимедийные технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедийные технологии превращают учителя из транслятора учебной информации в создателя авторской мультимедийной дидактической разработки, прежде всего мультимедийного урока.
На уроках, преподаваемых с использованием компьютерных технологий, первоочередных является уже не передача информации от учителя учащимся, а построение эффективной коммуникации «учитель – учащийся». Урок с применением информационных компьютерных технологий принято называть мультимедийным. Благодаря внедрению мультимедийных технологий в образовательный процесс, повышается эффективность и качество формирования знаний, умений и навыков. Мультимедийный урок насыщен «красками» и «деталями», и больше похож на режиссуру, где воплощается все творческие задумки учителя, посредством чего образовательный процесс приобретает более гармонический характер.
Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;
как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;
для осуществления дистанционного обучения с учащимися.
Помимо того, компьютерные технологии дают возможность стать участниками викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках достаточно много. Это, прежде всего:
-Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники.
Работа в программе Power Point позволяет каждому учителю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации. Если что-то не устраивает, то с помощью данной программы легко внести свои изменения (заменить текст, вставить рисунок, карту, диаграмму и т.д.) Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Презентации могут готовить и сами учащиеся. Для этого ребята используют интернет- ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа.
Мультимедийные технологии в образовании облегчают процесс обучение, помогают сделать его более эффективным, задействовав органы человека, служащие для восприятия информации (зрение, слух, ощущение).
Выделим основные преимущества мультимедийных технологий в образовательном процессе:
– Наличие гипертекста – возможности структурирования учебного материала, позволяющего переходить по ссылкам из одной части документа к другой части текста;
– Аудио сопровождение информации, которая параллельно демонстрируется на экране монитора или персонального компьютера;
– Сочетание аудио комментариев с видеоинформацией и анимацией, обеспечивающее интерактивность, большую наглядность в учебном материале;
– Возможность функции самоконтроля, особенно актуально в процессе дистанционном обучении;
– Разработка новых педагогических и дидактических материалов для современного поколения;
– Увеличение числа обучаемых на одного преподавателя.
Помимо многочисленных плюсов использования мультимедийных технологий в образовательном процессе, также можно выделить негативные стороны:
1. Уменьшение живого общения между преподавателями и учениками, а также между самими обучающимися;
2. Ухудшение здоровья при долгом использовании мультимедийной техники у всех участников данного процесса обучения.
Воздействие учебного материала на понимание учащихся во многом зависит от степени и качества иллюстративного сопровождения содержания обучения. Визуальная насыщенность сопроводительных примеров делает материал новых тем ярким, запоминающимся, способствует лучшему его усвоению и пониманию. Ученик может видеть материал на экране, слышать, а если урок красочный и наглядный то он, конечно же, вызовет интерес учащегося, а ведь именно интерес является средством обучения, средством активизации познавательной деятельности.
Использование мультимедийных технологий на уроке освобождает учителя от записи большого количества материала на доске и способствует решению многих педагогических задач:
– повышает уровень наглядности урока;
– экономит время при изучении материала;
– поддерживает высокий темп урока;
– повышает эффективность урока;
– развивает наглядно-образное мышление обучающихся;
– развивает познавательный интерес к урокам.
Мультимедийные образовательные средства можно использовать на уроках, делая процесс получения новых знаний более современным:
– видео-уроки,
– электронные справочные материалы,
– компьютерные тренажеры,
– мультимедийные презентации,
– компьютерные лабораторные практикумы,
– виртуальные лаборатории,
– компьютерные системы контроля знаний.
Различные мультимедийные средства обучения можно использовать:
– при проведении таких видов занятий – лекции, практического занятия, тестирования;
– при форме организации работы – объяснении нового материала,
– практической деятельности, повторении, решении различных задач.
Учебное мультимедийное средство может выступать в трёх различных качествах:
- как носитель информации;
-как инструмент деятельности учителя;
- как инструмент деятельности учащихся.
Технологии мультимедиа уместно использовать при проведении занятий в классно-урочное время, к примеру, для лабораторных работ или демонстрации учебного материала учителем.
Мультимедийные технологии в электронном виде могут найти широкое применение в качестве демонстрационного, обучающего, справочного материала. Кроме того, учащиеся могут читать их в домашних условиях в индивидуальном темпе и комфортной обстановке в ходе самостоятельного изучения темы. Спектр применения технологий мультимедиа не ограничивается определённой формой организации учебной деятельности учащихся:
– при фронтальной работе можно использовать, например, в ходе объяснения педагогом изучаемой темы, сопровождающегося демонстрацией различных процессов;
– для групповой / парной работы педагогу достаточно распределить страницы электронного мультимедийного средства (либо определённым образом заблокировать доступ к страницам) выборочным методом таким образом, чтобы каждая группа / пара учащихся изучала, обсуждала материал или решала учебные задачи только на доступных для них страницах
– в результате чего также возрастает степень самостоятельной деятельности обучения.
Рассмотрим основные и наиболее популярные мультимедийные технологии и средства, применяемые учителями на уроках.
Интерактивная доска – современное мультимедийное средство, обладающее всеми качествами традиционной школьной доски и имеющее более широкие возможности, такие как: графическое комментирование экранных изображений прямо на самой доске. Интерактивная доска позволяет создавать диаграммы, схемы, чертежи, графики прямо на самой доске, так как имеет инструментарий для построения геометрических фигур.
Также интерактивная доска имеет возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не сам конечный результат, а процесс решения задачи от начала до конца, причем с различной скоростью воспроизведения.
Система интерактивного опроса. Заключается в использовании беспроводных пультов, имеющихся у каждого учащегося в руках, с помощью которых проводиться совместный мониторинг усвоения учащимися темы. Интерактивный опрос можно проводит в виде общего опроса, то есть классического, и также применять данное тестирование в мотивационном варианте: отвечать на вопросы на скорость. Так, система регистрирует только первых правильно ответивших учеников, исключая хоровые ответы школьников.
Система помогает вести журналы оценок обучающихся. Учителю будет известно в чем возникают трудности у учащихся и какой материал им наиболее понятен. С помощью интерактивного опроса проверка знаний у обучающихся становиться более живой, динамичной и интересной не только для учеников, но и для учителя. Программа, помогая преподавателю, сама считает правильные ответы школьников и ставит им соответствующие оценки, согласно их правильным ответам.
Мультимедийные презентации помогают учителю разнообразно и наглядно представить материал. Красиво и правильно оформленная презентация привлекает внимание обучающихся к содержанию информации, представленной на слайде. Но
если перестараться в оформлении, например, переполнить слайды различной
анимацией или картинками, большим количеством текста и т.п., можно потерять внимание обучающихся и снизить эффективность презентации. Необходимо, чтобы предлагаемый материал и сопроводительные его эффекты находились в балансе.
Мультимедийный (электронный) учебник – это представление учебного материала в электронном виде, с использованием следующих объектов:
форматированный гипертекст;
графические изображения;
анимация;
аудио- и видеозаписи.
Преимущества проведения уроков с применением мультимедийной технологией таковы:
- организация урока более четкая, темп проведения урока высокий, и потому больше времени можно уделить отработке навыков;
- можно использовать большое количество иллюстративного и звукового материала;
- изменяется роль учащихся, они становятся активными участниками учебного процесса;
- легче контролировать работу класса, так как деятельность ученика тут же находит свое отражение на экране компьютера;
- формируется конструктивно–критическое мышление;
- организован контроль знаний, умений и навыков.
Новые технологии используются на всех этапах урока, при любых формах работы (индивидуальная, групповая, фронтальная и т.д). Особенно это пригодилось при дистанционном обучении, когда детям можно найти в интернете какой-либо готовый видеоурок или провести самой .
Работа с сетью Интернет развивает у детей уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского деревянного зодчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и технологии. Поэтому рисунки на компьютере и бумаге у всех выходят необыкновенные, неповторимые.
Учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у младших школьников пропадает страх перед компьютером, и что не мало важно, воспринимают компьютер не как средство игры. В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения).
Применение мультимедийных средств обучения способствует формированию познавательных и творческих возможностей младших школьников. Данные средства позволяют создавать новые виды визуальной информации, что позволяет повысить эффективность процесса получения знаний. Занятия, построенные и использованием мультимедийных средств, помогают в решении многих учебных задач, таких как освоение нового программного материала, систематизация ранее изученного, повышение уровня учебной мотивации, оказание методической помощи в закреплении пройденного. Их применение в образовательном процессе начальной школы должно быть уместным и целесообразным, как использование любой наглядности и технических средств обучения.
Дидактической ценностью уроков, построенных с применением мультимедийных средств, является то, что любые объекты, подходящие к тематике данного занятия, можно озвучить, добавить анимацию и изменить под конкретную образовательную цель. Педагог, использующий в своей профессиональной деятельности мультимедийные средства обучения, обращает внимание на логику построения урока, учитывает психологические и возрастные особенности младших школьников, что благополучно сказывается на уровне знаний учащихся.
Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся, в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др. что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках традиционной привычной “учебно-меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Поэтому, все педагоги проходят обучение, повышение квалификации, курсы и совершенствуют свой педагогический опыт на протяжении всей трудовой деятельности.
Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По данным ученых человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Список использованной литературы
1. Никифорова Н.А., Терентьева С.В. Влияние информационных технологий на здоровье школьника / / Материалы V Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. - М.: ONEBOOK.RU,
2013. - C. 26.
2. Андреев И.Л., Березанцев А.Ю., Назарова Л.Н. Новые технологии - новые патологии: Интернет и здоровье человека // Человек и его будущее. - М., 2012. - С. 432-440; Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. - М., 2011. - С. 112.
3. Байтуганова, А.О. Мультимедиа технологии в образовании / А.О. Байтуганова // Молодой ученый. - 2016. - №19. - С. 9 - 11.
Чеботарева Ирина Вячеславовна
Устинова Людмила Владимировна