12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
1

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ9научная статья)

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности является качество выпускаемой продукции. В последние годы стало актуально применять системы, методы и инструменты менеджмента качества для контроля производственных процессов. Они дают возможность объективно оценить пожелания потребителей, преобразовать их в требования к продукции, установить возможности производства, найти слабые места, препятствующие достижению требуемого качества, правильно выбрать корректирующие и предупреждающие действия, оценить удовлетворенность потребителей и других участников данного производства и наметить пути его развития. Различают множество методов управления качеством продукции.

Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной деятельности. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. В отличие от других методов управления данный метод управления ориентирован не столько на административное влияние (указы, распоряжения), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Данный метод подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу [1]. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства.

Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества: 1) регламентирование - функциональное, должностное, структурное; 2)  стандартизация; 3) нормирование; 4) инструктирование - объяснения, разъяснения; 5) распорядительное воздействие - на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др. [9]. Для классификации этих методов более рациональным и приемлемым считается деление на три группы: организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные. Организационно-стабилизирующее воздействие выполняется: при организационном регламентировании определяются состав предприятия, функциональный набор его органов и должностных лиц. Основой является закон о предприятиях, то есть имеет характер правового регулирования всей системы управления [6].

Политика в области качества является одной из важнейших составных частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации при использовании организационно - распорядительных методов управления качеством, это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством. Документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника. Менеджмент не может осуществлять процесс управления без распорядительного воздействия, когда перед управляющей и управляемой системами поставлены конкретные задачи - обеспечить техническое, организационное и экономическое регулирование процесса производства, предупреждающее отклонения, восстанавливающее ранее предусмотренные параметры. Распорядительное воздействие обеспечивается посредством распоряжений, приказов, уставных указаний. Для того чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать строгий контроль за его исполнением [1].

Социально-психологические методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены: моральное стимулирование высокого качества результатов труда; приемы улучшения в коллективе психологического климата; учет психологических особенностей членов трудовых коллективов; формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества; сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества; способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива[8]. Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы. Эти методы управления задействуют механизмы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе. Социально-психологические методы управления воздействуют на человека через удовлетворение и убеждение, применяя различные методики: убеждения, внушения и т. п. Современное управление компанией не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента[4].

Для анализа результатов контроля качества широкое распространение получили методы статистического контроля качества, которые представляют записи статистических данных о процессах изготовления продукции или предоставления услуг. Наиболее известные из них «семь инструментов контроля качества», которые сначала широко применялись в кружках качества в Японии, а затем, благодаря своей эффективности и доступности, распространились и по другим странам.

В состав этих инструментов входят: контрольные листы (или сбор данных); диаграмма Парето; гистограмма; диаграмма разброса; контрольные карты; диаграмма рассеивания; причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, «рыбий скелет»)[5].

Таблица 1

Простые инструменты качества

Наименование метода

Преимущества метода

Недостатки метода

Контрольный листок

легкость применения, упорядочение значений для работы с другими методами, применение одной формы для регистрации.

событие остается не зарегистрированным, если оно не определено в контрольном листе.

Гистограмма

наглядность, простота использования и применение; позволяет легко найти пути решения проблемы.

модель, построенная по малым выборкам,  не позволяет сделать достоверные  выводы.

Метод стратификации

наглядность, простота освоения и применения.

низкая эффективность при проведении анализов сложных процессов.

Диаграмма Исикавы

является основой для обсуждения разнообразных причин возникновения проблемы; позволяет группировать причины в самостоятельные категории; легко осваиваемая и применима.

метод является слишком нечетким и объемным; нельзя представить причинно-следственные связи в соединении друг с другом.

Диаграмма Парето

в первую очередь устраняются наиболее значимые проблемы;  легка для применения и понимания.

сложно оценить значимость проблем, если не учитывается стоимость последствий.

Диаграмма разброса

наглядность и простота оценки.

при построении сложной диаграммы возможны неправильные выводы.

Контрольные карты

при наличии значимых проблем принимается решение до того, как начнется выпуск дефектной продукции; позволяет улучшить показатели качества.

сложность выбора типа контрольных карт

Рассмотренные в таблице 1 семь инструментов контроля качества - простые и надежные средства для систематического решения большего количества проблем, касающихся контроля качества в самых разных областях.

Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций. Большой вклад применения статистических методов принадлежит Волтеру Шухарту, который, работая в компании Белла в составе группы специалистов по качеству, в середине 1920-х гг. заложил основы статистического контроля качества. Шухартом впервые была предложена  известная модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта - Деминга или цикла PDCA:1)планируй - идентификация и анализ проблемы; оценка возможностей и планирование необходимых изменений. 2) делай - поиск решения проблемы и осуществление запланированных мероприятий. 3) проверяй - оценка результатов и выводы в соответствии с поставленной задачей. 4) действуй - принятие решения на основе полученных выводов, если изменение не решает поставленную задачу следует повторить цикл, внеся коррективы в план. При ее применении в самых различных областях деятельности позволяет эффективно управлять этой деятельностью на системной основе.  Наибольшее распространение эта модель получила в Японии [2].

Эдвард Деминг, один из основателей мировой науки о качестве, в своей известной книге «Выход из кризиса» сформулировал «14 принципов качества», которые отражают его многолетний опыт работы в крупнейших компаниях. Суть подхода Деминга в том, что причины низкой эффективности и плохого качества чаще всего заложены в системе, а не в работниках. Поэтому для улучшения производственных результатов руководители должны корректировать саму систему. Особое внимание Деминг уделял: необходимости сбора статистической информации об отклонениях от стандартов; уменьшению отклонений в процессах и продуктах компании; поиску, анализу и устранению причин отклонений[11].

Четырнадцать принципов Эдварда Деминга и по сей день являются основой для управления качеством во всем мире. Эти принципы позволяют сделать вывод о том, что при высокой степени ответственности руководства, постоянно улучшая качество выпускаемой продукции и каждый процесс в отдельности, при недопустимости несоответствий и непрерывном обучении всех работников можно значительно снизить затраты предприятия. Уменьшение затрат, повышение производительности и успехи команды на рынке - это естественные следствия улучшения качества.

Философия Э. Деминга опирается на 2 столпа: человеческий фактор и научный подход. В основе научного подхода лежит учение о вариабельности. Вариабельность или изменчивость различных процессов имеет 2 составляющие: внутреннюю, присущую самому процессу  и внешнюю не принадлежащую самому процессу. Первая составляющая является общей причиной вариации, а вторая - специальной. Специальная причина должна быть выявлена и устранена непосредственно из самого процесса. Общая же требует изменения самого процесса, и должна устраняться менеджером, который отвечает за процесс в целом[6].

 Управление качеством должно осуществляется на основе твердо установленных фактов и их научного анализа. Информация должна быть достоверной и полной.

 Решающим фактором в борьбе за качество является человеческий фактор. Деминг призывает к командной работе, при которой возникает синергетический эффект - целое, по своей результативности, значительно превосходит сумму отдельных компонентов. Руководитель предприятия должен быть лидером и руководить коллективом не силой административного верховенства, а силой авторитета. Для повышения качества продукции необходимо постоянное обучение и повышение квалификации персонала.

К современным методам управления качеством можно отнести  концепцию Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную " спиралью Джурана "[12].

По концепции Джурана, непрерывное улучшение - это движение по лестнице. Эта концепция называется " AQL- ежегодное улучшение качества ". Главная ее идея - получение высоких Овал: Принципы   AQL   конкурентоспособных и долгосрочных результатов. На рисунке 1 представлены  основные принципы AQL.

 








 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис 1. Принципы AQL

Еще одним ученым, занимавшимся проблемами управления качеством, был Ф. Кросби, разработавший концепцию ZD (ноль дефектов)  "бездефектное изготовление продукции". Эта концепция базируется на следующих положениях: упор на предупреждение появления дефектов, а не на их исправление; направление усилий на сокращение уровня дефектности в производстве; оправдание нужд потребителя в бездефектной продукции; формирование четких целей в области повышения качества на долгий период; понимание того, что качество работы кампании определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности непроизводственных подразделений; признание необходимости финансирования анализа деятельности в области качества. Ключевым принципом программы бездефектного изготовления продукции является недопустимость какого-либо уровня дефектов, кроме нулевого[10].

Автор японского варианта комплексного управления качеством Каору Исикава, выделил следующие концептуальные положения: основной чертой является участие работников в управлении качеством; необходимо введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества; непрерывное обучение кадров; широкое внедрение методов статистического контроля.

К. Исикава ввел оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей. Эта схема получила название " Рыбий скелет " или диаграмма Исикавы. Его метод является одним из наиболее простых способов управления качеством.

Основные тенденции современных систем менеджмента качества можно сформулировать следующим образом: принятие научно обоснованных решений должно быть основано на анализе полной и доброкачественной информации, собранной и обработанной с помощью современных методов, включая статистические методы сбора и анализа данных; отказ от авторитарного стиля управления и переход к лидерству; делегирование полномочий на всех уровнях, с наделением ответственностью; постоянное обучение; работа организации по принципу " мы все делаем одно дело "; признание почти 100% ответственности менеджеров за работу системы[7].

Рассмотрев все выше перечисленные методы управления качеством, можно сделать вывод о том, что ключевыми моментами в этой области являются высокая степень ответственности руководства за деятельность организации, и ориентация на потребителя. Путем исследования рынка формируются требования потенциальных потребителей. Выпуская качественную продукцию, предприятие снижает затраты на производство. Каждый из представленных методов имеет рад достоинств и недостатков.    Поэтому компаниям нужно очень осторожно подходить к вопросу выбора метода улучшения качества, и конечно не применять сразу все методы, рассмотренные в данной статье.

 

Список цитируемых источников

1.       Астратова Г.В. Квалиметрия: методы количественного оценивания качества различных. Учебное пособие объектов.  [Текст] /Г.В. Астратова, Л.В.Латыпова и др. - Сургут. : РИО СурГПУ, 2014. – 160с.

2.      Астратова Г.В. Менеджмент качества. Учебное пособие объектов.  [Текст] /Г.В. Астратова, Л.В.Латыпова, В.В. Климук и др. - Сургут. : РИО СурГПУ, 2015. – 157с.

3.      Варакута С.А. Управление качеством продукции [Текст] / С.А.Варакута – М.: Издательство РИОР, 2008. - 195 с.

  1. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством [Текст] /  В.В.Ефимов - М. : КНОРУС, 2007. – 425 с.

5.      Качество продукции [Электронный доступ] – режим доступа http://bibliofond.ru/view.aspx?id=22406, свободный.

  1. Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества [Текст] / М.М.Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртладзе  - М. : Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. – 208с.

7.      Котков В.И. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Казанцева. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – 205 с.

8.      Понятие качества [Электронный ресурс] – режим доступа http://asp.jesby.tstu.ru/rus/el_uch/quality/p1-2.htm, свободный

9.      Савицкая Г.В Экономический анализ [Текст] /  Г.В.Савицкая – 10-е изд., испр. – М. : Новое знание, 2008. - 145 с.

10.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В.Савицкая – М. :  Минск Новое знание, 2008. -  204 с.

  1. Современнын методы управления качеством. [Электронный ресурс] - режим доступа -http://quality.eup.ru/MATERIALY9/vehi.htm, свободный.
  2. Тис Дж. Д. Выявление динамических способностей: природа и микроосознания результатов компании // Росийский журнал менеджмента. – 2009. – Том 7. - № 4. – 35 с.

 

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.