12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хорошавцева Ольга Валерьевна452
Россия, Ростовская обл., Волгодонск

Методы учебных исследований

Иллюстративно-объяснительный метод.

       С помощью этих методов воспитатель представляет новую информацию, но не позволяет сформировать знания и навыки.

Репродуктивный метод - детям предоставляется образец.

Метод проблемного изложения материала.

Перед детьми ставятся проблемные вопросы.

Частично–поисковый метод.

- Способствует развитию находчивости, сообразительности.

Исследовательский метод - Определяет путь к познанию.

Выявление проблемы

Выработка и определение гипотезы

Поиск и предположение возможных вариантов решения проблемы

Сбор материала

Обобщение полученных данных

Подготовка материала к защите (выставка, программа, конспекты и т. д. ).

Защита.

Методика проведения учебных исследований.


Для знакомства детей с осуществлением учебных исследований необходимо провести 2-3 фронтальных занятия.

I этап – тренировочные занятия

Необходимый материал: каточки с изображением животных.

Дети садятся на ковёр, им предлагается стать маленькими учёными.

Действия воспитателя: Детям предлагается выбрать любую картинку с каким либо объектом, для того, чтобы подготовить интересный рассказ (сообщение).

Вопросы воспитателя к детям:

1. Как вы думаете, что необходимо сделать вначале чтобы получить информацию?

2. С чего начинает учёный своё исследование?

Использование символов: «Где ещё можно узнать об объекте

-Спросить у другого человека

-Подумать самостоятельно!

-Прочитать в книге, энциклопедии.

-Посмотреть по телевизору.

-понаблюдать самому.

-Провести эксперимент.

-Позвонить по телефону.

-Посмотреть в компьютере.

Использование пиктограмм:

-Чем питается?

-Какого цвета?

-Определение величины.

-Место проживания и т.д.

Обобщение материала: По картинкам, пиктограммам делается анализ.

-Что мы нового узнали?

-Что мы узнали главное?

-Что мы узнали второстепенное?

-Выделить интересное, новое.

Сообщение.

Представляется доклад о данном объекте в форме игры, макета, плаката, инсценировки и других форм.

II этап - самостоятельное исследование старших дошкольников

Примерные тематические карточки распределяются в равном количестве для каждого ребёнка. В пользовании ребёнка имеется папка для исследований. Содержание папки: символы, неограниченное количество чистых листочков, фломастеры, ручки, и т.д.

На столе раскладываются картинки, каждый ребёнок выбирает себе любую тематическую картинку.(личностно-ориентированное взаимодействие).

Задание: Собрать информацию, сделать сообщение с помощью символов, пиктограмм, рисунков в рамках одного занятия.

Роль воспитателя: предоставление всего сподручного материала, консультирование, оказание помощи нуждающимся.

Сообщения: (в игровой форме).

Докладчик выделяет главное, сообщает что он узнал о своём объекте. Слушатели при этом должны высказывать своё мнение, включаться в спор, делать поправки в случае если они не согласны.

Темы детских исследований

-Фантастические темы – Разработка несуществующих объектов. Результат: рисунки, макеты, речевое описание.

Эмпирические темы – проведение собственных экспериментов. (явления природы, одушевлённые и неодушевлённые предметы-цветы, глина, песок, вода, воздух, и т. д.)

Теоретические темы – разрабатываются одарёнными детьми (история вещей, устройств и т.д.)

Обязательна рефлексия!

-Как чувствуют себя дети?

-Что ещё хотели бы узнать?

Дополнительные формы работы: поэтические строки, релаксации, имитирование, использование музыкальных произведений и т.д.


Памятка для воспитателей

при осуществлении учебных исследований

1. Учите действовать детей самостоятельно, без натаскивания.

2. Не сдерживайте инициативу детей.

3. Не спешите с внесением оценочных суждений.

4. Помогайте детям учиться процессу усвоения знаний, а именно:

- прослеживать связь между предметами,

событиями и явлениями;

- учиться анализу, синтезу,

на их основе классифицировать, обобщать;

- формируйте навыки самостоятельного

решения проблем исследования.

5. Если ребёнок испытывает затруднения в самостоятельном исследовании, можно объединить 2-3 ребёнка.

6. Так как на одном занятии все сообщения выслушать невозможно, можно распределить решение данной проблемы в течение дня.

Протокол обследования предметно-пространственной

среды по организации исследовательской деятельности.

Дата проведения ___________

п/п


Направления

Возрастные группы

Примечание



1.

Создание условий для познавательной деятельности по направлениям:




1.1. Развитие экологической культуры.




1.2. Развитие элементарных естественнонаучных представлений




1.3. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.




2.

Наличие символов, пиктограмм, условных обозначений.




3.

Наличие познавательной литературы




4.

Соответствие содержания возрастным особенностям




5.

Открытость и доступность




6.

Эстетика оформления




7.

Творческие находки педагогов





Средний балл






Условные обозначения:

5 баллов - высокий уровень

Опорные знаки и символы для осуществления учебных исследований

Почитать книгу, посмотреть в энциклопедии


Documents



Посмотреть видеофильм

Film

Посмотреть телепередачу

monitor


Посетить музей, библиотеку

Homepage


Позвонить по телефону

phone3


Sound

Подумать самому!


t1700474810ag.jpg


Спросить у кого-либо

t1700474810ai.jpg





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.