Методы учебных исследований дошкольников
Методы учебных исследований
Иллюстративно-объяснительный метод.
С помощью этих методов воспитатель представляет новую информацию, но не позволяет сформировать знания и навыки.
Репродуктивный метод - детям предоставляется образец.
Метод проблемного изложения материала.
Перед детьми ставятся проблемные вопросы.
Частично–поисковый метод.
- Способствует развитию находчивости, сообразительности.
Исследовательский метод - Определяет путь к познанию.
Выявление проблемы
Выработка и определение гипотезы
Поиск и предположение возможных вариантов решения проблемы
Сбор материала
Обобщение полученных данных
Подготовка материала к защите (выставка, программа, конспекты и т. д. ).
Защита.
Методика проведения учебных исследований.
Для знакомства детей с осуществлением учебных исследований необходимо провести 2-3 фронтальных занятия.
I этап – тренировочные занятия
Необходимый материал: каточки с изображением животных.
Дети садятся на ковёр, им предлагается стать маленькими учёными.
Действия воспитателя: Детям предлагается выбрать любую картинку с каким либо объектом, для того, чтобы подготовить интересный рассказ (сообщение).
Вопросы воспитателя к детям:
1. Как вы думаете, что необходимо сделать вначале чтобы получить информацию?
2. С чего начинает учёный своё исследование?
Использование символов: «Где ещё можно узнать об объекте?»
-Спросить у другого человека
-Подумать самостоятельно!
-Прочитать в книге, энциклопедии.
-Посмотреть по телевизору.
-понаблюдать самому.
-Провести эксперимент.
-Позвонить по телефону.
-Посмотреть в компьютере.
Использование пиктограмм:
-Чем питается?
-Какого цвета?
-Определение величины.
-Место проживания и т.д.
Обобщение материала: По картинкам, пиктограммам делается анализ.
-Что мы нового узнали?
-Что мы узнали главное?
-Что мы узнали второстепенное?
-Выделить интересное, новое.
Сообщение.
Представляется доклад о данном объекте в форме игры, макета, плаката, инсценировки и других форм.
II этап - самостоятельное исследование старших дошкольников
Примерные тематические карточки распределяются в равном количестве для каждого ребёнка. В пользовании ребёнка имеется папка для исследований. Содержание папки: символы, неограниченное количество чистых листочков, фломастеры, ручки, и т.д.
На столе раскладываются картинки, каждый ребёнок выбирает себе любую тематическую картинку.(личностно-ориентированное взаимодействие).
Задание: Собрать информацию, сделать сообщение с помощью символов, пиктограмм, рисунков в рамках одного занятия.
Роль воспитателя: предоставление всего сподручного материала, консультирование, оказание помощи нуждающимся.
Сообщения: (в игровой форме).
Докладчик выделяет главное, сообщает что он узнал о своём объекте. Слушатели при этом должны высказывать своё мнение, включаться в спор, делать поправки в случае если они не согласны.
Темы детских исследований
-Фантастические темы – Разработка несуществующих объектов. Результат: рисунки, макеты, речевое описание.
Эмпирические темы – проведение собственных экспериментов. (явления природы, одушевлённые и неодушевлённые предметы-цветы, глина, песок, вода, воздух, и т. д.)
Теоретические темы – разрабатываются одарёнными детьми (история вещей, устройств и т.д.)
Обязательна рефлексия!
-Как чувствуют себя дети?
-Что ещё хотели бы узнать?
Дополнительные формы работы: поэтические строки, релаксации, имитирование, использование музыкальных произведений и т.д.
Памятка для воспитателей
при осуществлении учебных исследований
1. Учите действовать детей самостоятельно, без натаскивания.
2. Не сдерживайте инициативу детей.
3. Не спешите с внесением оценочных суждений.
4. Помогайте детям учиться процессу усвоения знаний, а именно:
- прослеживать связь между предметами,
событиями и явлениями;
- учиться анализу, синтезу,
на их основе классифицировать, обобщать;
- формируйте навыки самостоятельного
решения проблем исследования.
5. Если ребёнок испытывает затруднения в самостоятельном исследовании, можно объединить 2-3 ребёнка.
6. Так как на одном занятии все сообщения выслушать невозможно, можно распределить решение данной проблемы в течение дня.
Протокол обследования предметно-пространственной
среды по организации исследовательской деятельности.
Дата проведения ___________
№ п/п | Направления | Возрастные группы | Примечание | |
| | |||
1. | Создание условий для познавательной деятельности по направлениям: | | | |
1.1. Развитие экологической культуры. | | | | |
1.2. Развитие элементарных естественнонаучных представлений | | | | |
1.3. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. | | | | |
2. | Наличие символов, пиктограмм, условных обозначений. | | | |
3. | Наличие познавательной литературы | | | |
4. | Соответствие содержания возрастным особенностям | | | |
5. | Открытость и доступность | | | |
6. | Эстетика оформления | | | |
7. | Творческие находки педагогов | | | |
| Средний балл | | | |
Условные обозначения:
5 баллов - высокий уровень
Опорные знаки и символы для осуществления учебных исследований
Почитать книгу, посмотреть в энциклопедии
Посмотреть видеофильм
Посмотреть телепередачу
Посетить музей, библиотеку
Позвонить по телефону
Подумать самому!
Спросить у кого-либо