Методическая разработка (день с советником): Тренинг взаимодействия подростков, их родителей и педагогов «МЫ вместе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павлоградского муниципального района Омской области
«Юрьевская средняя школа»
Методическая разработка
(день с советником)
Тренинг взаимодействия подростков, их родителей и педагогов
"МЫ вместе"
Дмитриенко Оксана Александровна-
советник директора по
воспитанию и взаимодействию
с детскими общественными
объединениями
С. Юрьевка – 2023 г.
Цель тренинга: способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества, сплочение и гармонизация отношений между подростками и взрослыми.
Задачи:
улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
формирование способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
выработка навыков равноправного общения, обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми;
приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
Актуальность мероприятия
Проблема взаимодействия подростка, его родителей и педагогов актуальна для современной школы. Общение – это основа любых отношений, которое может, как сплотить людей, так и разрушить взаимоотношения. Умение общаться – это важное качество в отношениях. А если общение происходит между людьми разных поколений, то проблемы возникают довольно часто. От того насколько успешно будет разрешена ситуация зависит во многом дальнейшее развитие отношений между взрослым и ребёнком. Дети переносят опыт общения в семье на другие социальные отношения. Поэтому необходимо учиться общению не только подросткам, но и взрослым.
Участники тренинга
Учащиеся одного класса, их родители, педагоги, работающие в этом классе. Возраст обучающихся 12-17 лет.
Продолжительность тренинга 60 минут.
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего (необходимо познакомить участников с целью мероприятия и формой проведения).
Сегодня мы с вами проведём тренинг взаимодействия. Слово тренинг означает тренировка. Мы будем тренироваться в общении друг с другом.
Итак, начнем!
ЗНАКОМСТВО
Упражнение «Имя»
Цель: знакомство, сплочение, создание положительного настроя на дальнейшее продолжительное взаимодействие в группе, подчеркивание индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя — жизнерадостный, Лена — ласковая, Таня — тихая и т.д.
Упражнение «Интервью в парах»
Цель: способствует развитию навыков самопрезентации, эмпатии, создает условия для доверительного общения, дает возможность лучше узнать друг друга
Группа разбивается на пары. За ограниченное время (5 минут) необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим на тренинге. Форма представления следующая: один участник встает за спину партнера по общению, кладет ему руки на плечи, рассказывает о нем от первого лица. Например, Лена встает за спину Наташе и говорит: «Меня зовут Наташа, я...» и рассказывает все, что она узнала о Наташе, затем участники меняются местами.
Такая форма представления помогает с помощью физического контакта сократить дистанцию между участниками, а также развивает эмпатию.
УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ
Цель: формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.
Упражнение «Говорю, что вижу»
Участники садятся в круг и, наблюдая за поведением других, по очереди, говорят, что видят относительно любого из участников. К примеру : «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается».(Можно соединить участников, дав им в руки верёвку, говорят те, у кого в руках верёвка. Затем верёвка передаётся соседу справа.
Упражнение «Объединение по качествам»
Прошу вас разделиться по парам и в течение 3мин вы ищите друг у друга 5 общихкачеств, потом, когда нашли, делимся на группу из 4чел., т.е.пары объединяемся еще с одной и ищите 4 общих качеств потом в группы из 8 чел. И ищите 3 общих качества. Ну и в заключении в одну общую группу и называете 1 общее качество.
ТРЕБОВАНИЯ К ДРУГИМ
Цель: развитие сплоченности, определение тех требований, которые предъявляют люди друг к другу.
Упражнение «Объявление в газету»
В этом упражнении участники делятся по парам или группам, им раздаются листы бумаги (см. приложение №1) и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписывается. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления. Участники должны пройти по кругу, прочитать все объявления и поставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.
ФИЗМИНУТКА
Упражнение «Молекулы»
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединяться в молекулы — по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».
КОМПЛИМЕНТ
Цель: предоставление возможности участникам лучше узнать остальных членов группы и получить обратную связь о себе; раскрытие внутреннего мира каждого участника для лучшего взаимопонимания.
Упражнение «Вы мне нравитесь»
Каждому из вас нужно ответить на вопрос: «Что Вам нравится в вашем соседе справа?». А теперь нужно сделать комплимент соседу слева. Вы мне нравитесь за….
МЫ ИГРАЕМ
Упражнение «Передай сигнал»
Цель : сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».
Упражнение «Танец свободы и победы «Святой Георгий»
Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.
Это древний танец, в котором стоящие в хороводе участники группы «убивают» воображаемым копьем представленного в центре круга дракона (змея, противника и т.д.). При этом благодаря эффекту групповой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины, который распределяется между участниками танца. Профилактике возникновения и усиления чувства вины за проявленную агрессию служит другой повторяемый элемент танца — танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили» дракона. При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно, как хочет и как может.
Ведущий: наш тренинг подошел к концу. Я хочу услышать мнение каждого из Вас о сегодняшнем занятии. Что вызвало положительные эмоции? Что вызвало негативные эмоции? Что запомнилось больше всего? А пока все будут высказываться, я предлагаю пострелять по мишени. Вам необходимо оценить наше мероприятие по шкале от 1 до 10 и поставить крестик в нужном месте. (Мишень распечатывается на отдельном листе см. приложение №2)
По окончании встречи ведущий благодарит группу за работу и всем желает успеха.
Литература и интернет ресурсы:
1. Ашикова С., Некрасова О. Я не умею рисовать. Обруч, № 5, 1997.
2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. М.: НФ «Класс», 1996.
3. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М.: НФ «Класс», 1994.
5. Гарбузов В.И. Практическая психология. СПб.: Сфера, 1994.
6. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Ч. 1. СПб., 1993.
7. Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога, № 2, 1998.
10. https://pandia.ru/text/82/235/91851.php?ysclid=lp7thjszjs725067201
П риложение №1 ОБЪЯВЛЕНИЕ«ИЩУ ДРУГА»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________