Методическая разработка «Диванная подушка своими руками»

4
0
Материал опубликован 12 August 2021


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества», г. Сосенский Козельского района Калужской области














Методическая разработка

«Диванная подушка своими руками»












Педагог дополнительного образования:

Романина Лидия Алексеевна










г. Сосенский

2021 г.



Методическая разработка

«Диванная подушка своими руками»

Предмет исследования: особенности обучения технике лоскутного шитья в процессе создания диванной подушки в технике «быстрый квадрат».

Гипотеза исследования: Формирование навыков работы с тканью в технике лоскутного шитья на занятиях будет эффективным, если:

- будет разработана система занятий, способствующая успешному формированию навыков шитья из ткани;

будет соблюдаться последовательный характер формирования навыков работы с тканью;

будут разработаны критерии оценки работ обучающихся;

Практическая значимость:

Материалы методического пособия могут быть использованы на практике в процессе работы педагога дополнительного образования в технике лоскутного шитья.


Пояснительная записка

Данное методическое пособие  имеет своей целью заложить основы подготовки обучающихся к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности. Для достижения данной цели в связи с современным развитием общества и его запросами в основу раздела «лоскутное шитье» заложена технология деятельности.

Изготовление швейных изделий рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.

Изготовление швейных изделий проводится в определенной последовательности по схеме: эскиз- конструкция-технология-готовое изделие.

Меняется мода, создаются новые ткани, швейное оборудование, и поэтому технология изготовления швейных изделий также изменяется, становится более современной. За основу берутся приемы быстрого шитья, в которых исключаются подготовительные операции (прокладывание «силков», сметывание). Ускоряется процесс пошива изделий за счет применения булавок, меловых линий и приемов быстрого шитья.

В соответствии с программой обучающимся следует давать приемы быстрого шитья, что соответствует и способствует выявлению и современному развитию художественно-прикладных способностей обучающихся посредством применения активных методов обучения, для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности.


Цель: развитие творческих способностей детей посредством освоения современных технических навыков лоскутного шитья.

Задачи:

Образовательные:

-формирование специальных знаний по предмету;

-приобретение технических знаний, умений и навыков по лоскутному шитью;

-обучить новым способам действия, новым рабочим приемам.

Воспитательные:

- приобщение детей к истокам русской народной культуры;

- формирование внимания, художественного вкуса, культуры поведения в коллективе;

Развивающие:

-расширение кругозора;

-раскрытие индивидуальных способностей;

Для достижения поставленных цели и задач будет способствовать следующие условия:

Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой. Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим материалам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит обучающихся эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.

Прогнозируемые результаты

- овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;

- овладение обучающимися умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;

- формирование устойчивого интереса обучающихся к декоративно-прикладному искусству, шитью;

- повышение активности участия детей в творческих конкурсах, выставках,

- рост самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний и умений.

- формирование бережного отношения к оборудованию, электроэнергии и к работе в целом.

-способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.

Содержание

Особенности выбора ткани для изготовления изделий в лоскутной технике. При создании изделий в лоскутной технике могут использоваться самые разнообразные ткани — от тонких шелковых до плотных шерстяных. При выборе тканей важно учитывать их свойства. Ткань для пошива диванной подушки лучше выбрать хлопчатобумажную, так как хлопок – самая удобная ткань для шитья. Она не растягивается и не осыпается. Безусловно, ткань перед работой необходимо подготовить: постирать при температуре 40 градусов и отпарить утюгом.

Инструменты и материалы для шитья подушки:

-хлопчатобумажная набивная ткань нескольких расцветок;

-швейная машинка;

-нитки;

-ножницы;

-игла для шитья вручную;

-линейка для раскроя деталей;

-булавки;

-утюг. Фрагменты изделия мы будем утюжить после каждой строчки.

Введение

Ну давайте посмотрим на технику Быстрые квадраты. Почему «Быстрые», да потому что сразу получается квадрат в квадрате. И дальше, тоже быстро, уже блок из четырех квадратов.

Мы не будем здесь вырезать маленькие квадратики, и сшивать каждую сторону. Мы будем сшивать длинные полоски тканей разных цветов. Нам понадобятся куски тканей четырех разных расцветок.

Я, в данном случае, взяла три куска тканей. Но одну из расцветок использовала дважды.

Технологическая последовательность изготовления.


Описание операции

Фото

Нарезаем полоски длиной, насколько позволяет ткань, ширина у меня 4 см. Вы можете брать любую ширину с учетом припусков.


t1628763159aa.jpg

Далее сшиваем эти полоски, чередуя цвета. После идем утюжить. Вообще в пэчворке есть правило – шов прошил, иди утюжить.


t1628763159aa.jpg

Итак, у нас получилась широкая полоса из четырех цветов. Теперь мы эту полосу будем разрезать на равные треугольники. Есть специальные линейки для пэчворка, но у меня такой линейки нет. Поэтому я разделила всю полосу на квадраты и от вершины к вершине провела мелом линии, т.е. диагонали и получились треугольники. Или можно было взять линейку-угольник с углом 45 градусов. Т.е. в наших треугольниках два угла у основания имеют по 45 градусов.


t1628763159ab.jpg

Теперь нам нужно сложить нарезанные треугольники в квадраты. Для этого берем по две части, скалываем булавками и застрачиваем на машинке. Потом утюжим. Дальше скалываем уже прошитые половинки и опять строчим. Утюжим.


t1628763159ac.jpg

Вот и получился первый Быстрый квадрат. Как вы видите это, и есть квадрат в квадрате, т.е. мы получили блок. Нам нужно таких блоков четыре.


t1628763159ad.jpg

Теперь сшиваем четыре блока, утюжим.

t1628763159ae.jpg

Недостающие по размеру полоски ткани пришила к своим блокам.

Получилась верхняя часть наволочки.

t1628763159af.jpg

Осталось сшить наволочку

t1628763159ag.jpg

Заключение

Считаю, что разработанное пособие поможет обучающимся приобщиться к одной из художественных технологий, основанной на работе с элементами художественно-конструкторской деятельности.

Обучение методике создания работ в технике лоскутного шитья способствует становлению всесторонне развитой личности, так как умения и навыки, полученные на занятиях, могут оказаться полезными и пригодятся в будущем.

В процессе обучения лоскутному шитью развивается эстетический вкус, осваиваются новые техники лоскутного шитья, развивается конструктивно-образное и аналитическое мышление, формируется опыт творческой деятельности, раскрывается творческий потенциал обучающихся.

Важным является и то, что такие занятия снижают психологическое утомление, повышают работоспособность детского организма, стимулируют у обучающегося желание заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Занятия лоскутным шитьем позволяют реализовать задачи развития познавательного интереса, воображения, фантазии. Использование лоскута при изготовлении утилитарных изделий превращает труд в увлекательное занятие. Создание даже очень маленького лоскутного полотна из одного блока, сопряжено с активизацией творческой мысли, с постоянным поиском наилучшего результата как в цветовом, так и в орнаментальном отношении. Оправдано использование ИКТ – технологий, т.к. это помогает усвоению программного содержания.

Список литературы

1. «Лоскутное шитье». От ремесла к искусству. Издательство «Паритет», 2000г.

2.«Художественное лоскутное шитье» (основы лоскутного шитья и традиции народного классического лоскута): учебно – методическое пособие для учителя, - М., 2004г.

3.Русское лоскутное шитье. – СПб.: Государственный русский музей, 1997.

4.Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий / – Волгоград: Учитель, 2007.

5.В.И. Сидоренко, Техника лоскутного шитья и аппликация. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2003. - 192 с.

6.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. - М.: Культура и традиции, 2009 - 200с.: ил.

7. Лоскутное шитьё: Швейная мастерская дома - Н.М. Волчек. - Мн.: Современ. литератор, 1999. - 192 с - (На все руки мастерица)

8. Г. Николь, Шьём из лоскутов. Энциклопедия мастера. - Издательская группа «Контент», 2005г.

9. Грэхем Л.М. Декоративные орнаменты и мотивы. – М.: Астрель, 2008

Приложение


Правила безопасного труда

Перед началом работы проверьте исправность шнура, напряжение сети должно соответствовать напряжению на корпусе электродвигателя.

При введении нитки в ушко иголки убрать ногу с педали электродвигателя.

Включать и выключать соединительный шнур сухой рукой, держа ее за корпус.

Осторожно обращаться с педалью, нажимать ее плавно, без рывков.

Корпус электродвигателя должен быть изолирован от токоведущих деталей.

Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.

Ставить утюг на подставку.

Следить за положение терморегулятора в зависимости от вида ткани.

Не оставлять без присмотра включенный утюг.

Хранить иголки в специально отведенном месте - подушечке, игольнице.

Не шить ржавой иглой.

Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

Передавать ножницы кольцами вперед.

Притча о лоскутном шитье

Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом-полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!»

Выслушал ее мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся ее маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица-и еще один лоскуток добавляется, обидят до слез-еще один. Из лоскутного полотна получились одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась пустой и бесполезной.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.