Методическая разработка «Диванная подушка своими руками»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества», г. Сосенский Козельского района Калужской области
Методическая разработка
«Диванная подушка своими руками»
Педагог дополнительного образования:
Романина Лидия Алексеевна
г. Сосенский
2021 г.
Методическая разработка
«Диванная подушка своими руками»
Предмет исследования: особенности обучения технике лоскутного шитья в процессе создания диванной подушки в технике «быстрый квадрат».
Гипотеза исследования: Формирование навыков работы с тканью в технике лоскутного шитья на занятиях будет эффективным, если:
- будет разработана система занятий, способствующая успешному формированию навыков шитья из ткани;
– будет соблюдаться последовательный характер формирования навыков работы с тканью;
– будут разработаны критерии оценки работ обучающихся;
Практическая значимость:
Материалы методического пособия могут быть использованы на практике в процессе работы педагога дополнительного образования в технике лоскутного шитья.
Пояснительная записка
Данное методическое пособие имеет своей целью заложить основы подготовки обучающихся к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности. Для достижения данной цели в связи с современным развитием общества и его запросами в основу раздела «лоскутное шитье» заложена технология деятельности.
Изготовление швейных изделий рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.
Изготовление швейных изделий проводится в определенной последовательности по схеме: эскиз- конструкция-технология-готовое изделие.
Меняется мода, создаются новые ткани, швейное оборудование, и поэтому технология изготовления швейных изделий также изменяется, становится более современной. За основу берутся приемы быстрого шитья, в которых исключаются подготовительные операции (прокладывание «силков», сметывание). Ускоряется процесс пошива изделий за счет применения булавок, меловых линий и приемов быстрого шитья.
В соответствии с программой обучающимся следует давать приемы быстрого шитья, что соответствует и способствует выявлению и современному развитию художественно-прикладных способностей обучающихся посредством применения активных методов обучения, для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности.
Цель: развитие творческих способностей детей посредством освоения современных технических навыков лоскутного шитья.
Задачи:
Образовательные:
-формирование специальных знаний по предмету;
-приобретение технических знаний, умений и навыков по лоскутному шитью;
-обучить новым способам действия, новым рабочим приемам.
Воспитательные:
- приобщение детей к истокам русской народной культуры;
- формирование внимания, художественного вкуса, культуры поведения в коллективе;
Развивающие:
-расширение кругозора;
-раскрытие индивидуальных способностей;
Для достижения поставленных цели и задач будет способствовать следующие условия:
Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой. Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим материалам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит обучающихся эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.
Прогнозируемые результаты
- овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;
- овладение обучающимися умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
- формирование устойчивого интереса обучающихся к декоративно-прикладному искусству, шитью;
- повышение активности участия детей в творческих конкурсах, выставках,
- рост самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний и умений.
- формирование бережного отношения к оборудованию, электроэнергии и к работе в целом.
-способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.
Содержание
Особенности выбора ткани для изготовления изделий в лоскутной технике. При создании изделий в лоскутной технике могут использоваться самые разнообразные ткани — от тонких шелковых до плотных шерстяных. При выборе тканей важно учитывать их свойства. Ткань для пошива диванной подушки лучше выбрать хлопчатобумажную, так как хлопок – самая удобная ткань для шитья. Она не растягивается и не осыпается. Безусловно, ткань перед работой необходимо подготовить: постирать при температуре 40 градусов и отпарить утюгом.
Инструменты и материалы для шитья подушки:
-хлопчатобумажная набивная ткань нескольких расцветок;
-швейная машинка;
-нитки;
-ножницы;
-игла для шитья вручную;
-линейка для раскроя деталей;
-булавки;
-утюг. Фрагменты изделия мы будем утюжить после каждой строчки.
Введение
Ну давайте посмотрим на технику Быстрые квадраты. Почему «Быстрые», да потому что сразу получается квадрат в квадрате. И дальше, тоже быстро, уже блок из четырех квадратов.
Мы не будем здесь вырезать маленькие квадратики, и сшивать каждую сторону. Мы будем сшивать длинные полоски тканей разных цветов. Нам понадобятся куски тканей четырех разных расцветок.
Я, в данном случае, взяла три куска тканей. Но одну из расцветок использовала дважды.
Технологическая последовательность изготовления.
Описание операции | Фото |
Нарезаем полоски длиной, насколько позволяет ткань, ширина у меня 4 см. Вы можете брать любую ширину с учетом припусков. |
|
Далее сшиваем эти полоски, чередуя цвета. После идем утюжить. Вообще в пэчворке есть правило – шов прошил, иди утюжить. |
|
Итак, у нас получилась широкая полоса из четырех цветов. Теперь мы эту полосу будем разрезать на равные треугольники. Есть специальные линейки для пэчворка, но у меня такой линейки нет. Поэтому я разделила всю полосу на квадраты и от вершины к вершине провела мелом линии, т.е. диагонали и получились треугольники. Или можно было взять линейку-угольник с углом 45 градусов. Т.е. в наших треугольниках два угла у основания имеют по 45 градусов. |
|
Теперь нам нужно сложить нарезанные треугольники в квадраты. Для этого берем по две части, скалываем булавками и застрачиваем на машинке. Потом утюжим. Дальше скалываем уже прошитые половинки и опять строчим. Утюжим. |
|
Вот и получился первый Быстрый квадрат. Как вы видите это, и есть квадрат в квадрате, т.е. мы получили блок. Нам нужно таких блоков четыре. |
|
Теперь сшиваем четыре блока, утюжим. |
|
Недостающие по размеру полоски ткани пришила к своим блокам. Получилась верхняя часть наволочки. |
|
Осталось сшить наволочку |
|
Заключение
Считаю, что разработанное пособие поможет обучающимся приобщиться к одной из художественных технологий, основанной на работе с элементами художественно-конструкторской деятельности.
Обучение методике создания работ в технике лоскутного шитья способствует становлению всесторонне развитой личности, так как умения и навыки, полученные на занятиях, могут оказаться полезными и пригодятся в будущем.
В процессе обучения лоскутному шитью развивается эстетический вкус, осваиваются новые техники лоскутного шитья, развивается конструктивно-образное и аналитическое мышление, формируется опыт творческой деятельности, раскрывается творческий потенциал обучающихся.
Важным является и то, что такие занятия снижают психологическое утомление, повышают работоспособность детского организма, стимулируют у обучающегося желание заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Занятия лоскутным шитьем позволяют реализовать задачи развития познавательного интереса, воображения, фантазии. Использование лоскута при изготовлении утилитарных изделий превращает труд в увлекательное занятие. Создание даже очень маленького лоскутного полотна из одного блока, сопряжено с активизацией творческой мысли, с постоянным поиском наилучшего результата как в цветовом, так и в орнаментальном отношении. Оправдано использование ИКТ – технологий, т.к. это помогает усвоению программного содержания.
Список литературы
1. «Лоскутное шитье». От ремесла к искусству. Издательство «Паритет», 2000г.
2.«Художественное лоскутное шитье» (основы лоскутного шитья и традиции народного классического лоскута): учебно – методическое пособие для учителя, - М., 2004г.
3.Русское лоскутное шитье. – СПб.: Государственный русский музей, 1997.
4.Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий / – Волгоград: Учитель, 2007.
5.В.И. Сидоренко, Техника лоскутного шитья и аппликация. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2003. - 192 с.
6.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. - М.: Культура и традиции, 2009 - 200с.: ил.
7. Лоскутное шитьё: Швейная мастерская дома - Н.М. Волчек. - Мн.: Современ. литератор, 1999. - 192 с - (На все руки мастерица)
8. Г. Николь, Шьём из лоскутов. Энциклопедия мастера. - Издательская группа «Контент», 2005г.
9. Грэхем Л.М. Декоративные орнаменты и мотивы. – М.: Астрель, 2008
Приложение
Правила безопасного труда
Перед началом работы проверьте исправность шнура, напряжение сети должно соответствовать напряжению на корпусе электродвигателя.
При введении нитки в ушко иголки убрать ногу с педали электродвигателя.
Включать и выключать соединительный шнур сухой рукой, держа ее за корпус.
Осторожно обращаться с педалью, нажимать ее плавно, без рывков.
Корпус электродвигателя должен быть изолирован от токоведущих деталей.
Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.
Ставить утюг на подставку.
Следить за положение терморегулятора в зависимости от вида ткани.
Не оставлять без присмотра включенный утюг.
Хранить иголки в специально отведенном месте - подушечке, игольнице.
Не шить ржавой иглой.
Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.
Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
Передавать ножницы кольцами вперед.
Притча о лоскутном шитье
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом-полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!»
Выслушал ее мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся ее маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица-и еще один лоскуток добавляется, обидят до слез-еще один. Из лоскутного полотна получились одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась пустой и бесполезной.