12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Романина Лидия Алексеевна19


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества», г. Сосенский Козельского района Калужской области














Методическая разработка

«Диванная подушка своими руками»












Педагог дополнительного образования:

Романина Лидия Алексеевна










г. Сосенский

2021 г.



Методическая разработка

«Диванная подушка своими руками»

Предмет исследования: особенности обучения технике лоскутного шитья в процессе создания диванной подушки в технике «быстрый квадрат».

Гипотеза исследования: Формирование навыков работы с тканью в технике лоскутного шитья на занятиях будет эффективным, если:

- будет разработана система занятий, способствующая успешному формированию навыков шитья из ткани;

будет соблюдаться последовательный характер формирования навыков работы с тканью;

будут разработаны критерии оценки работ обучающихся;

Практическая значимость:

Материалы методического пособия могут быть использованы на практике в процессе работы педагога дополнительного образования в технике лоскутного шитья.


Пояснительная записка

Данное методическое пособие  имеет своей целью заложить основы подготовки обучающихся к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности. Для достижения данной цели в связи с современным развитием общества и его запросами в основу раздела «лоскутное шитье» заложена технология деятельности.

Изготовление швейных изделий рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.

Изготовление швейных изделий проводится в определенной последовательности по схеме: эскиз- конструкция-технология-готовое изделие.

Меняется мода, создаются новые ткани, швейное оборудование, и поэтому технология изготовления швейных изделий также изменяется, становится более современной. За основу берутся приемы быстрого шитья, в которых исключаются подготовительные операции (прокладывание «силков», сметывание). Ускоряется процесс пошива изделий за счет применения булавок, меловых линий и приемов быстрого шитья.

В соответствии с программой обучающимся следует давать приемы быстрого шитья, что соответствует и способствует выявлению и современному развитию художественно-прикладных способностей обучающихся посредством применения активных методов обучения, для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности.


Цель: развитие творческих способностей детей посредством освоения современных технических навыков лоскутного шитья.

Задачи:

Образовательные:

-формирование специальных знаний по предмету;

-приобретение технических знаний, умений и навыков по лоскутному шитью;

-обучить новым способам действия, новым рабочим приемам.

Воспитательные:

- приобщение детей к истокам русской народной культуры;

- формирование внимания, художественного вкуса, культуры поведения в коллективе;

Развивающие:

-расширение кругозора;

-раскрытие индивидуальных способностей;

Для достижения поставленных цели и задач будет способствовать следующие условия:

Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой. Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим материалам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит обучающихся эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.

Прогнозируемые результаты

- овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;

- овладение обучающимися умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;

- формирование устойчивого интереса обучающихся к декоративно-прикладному искусству, шитью;

- повышение активности участия детей в творческих конкурсах, выставках,

- рост самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний и умений.

- формирование бережного отношения к оборудованию, электроэнергии и к работе в целом.

-способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.

Содержание

Особенности выбора ткани для изготовления изделий в лоскутной технике. При создании изделий в лоскутной технике могут использоваться самые разнообразные ткани — от тонких шелковых до плотных шерстяных. При выборе тканей важно учитывать их свойства. Ткань для пошива диванной подушки лучше выбрать хлопчатобумажную, так как хлопок – самая удобная ткань для шитья. Она не растягивается и не осыпается. Безусловно, ткань перед работой необходимо подготовить: постирать при температуре 40 градусов и отпарить утюгом.

Инструменты и материалы для шитья подушки:

-хлопчатобумажная набивная ткань нескольких расцветок;

-швейная машинка;

-нитки;

-ножницы;

-игла для шитья вручную;

-линейка для раскроя деталей;

-булавки;

-утюг. Фрагменты изделия мы будем утюжить после каждой строчки.

Введение

Ну давайте посмотрим на технику Быстрые квадраты. Почему «Быстрые», да потому что сразу получается квадрат в квадрате. И дальше, тоже быстро, уже блок из четырех квадратов.

Мы не будем здесь вырезать маленькие квадратики, и сшивать каждую сторону. Мы будем сшивать длинные полоски тканей разных цветов. Нам понадобятся куски тканей четырех разных расцветок.

Я, в данном случае, взяла три куска тканей. Но одну из расцветок использовала дважды.

Технологическая последовательность изготовления.


Описание операции

Фото

Нарезаем полоски длиной, насколько позволяет ткань, ширина у меня 4 см. Вы можете брать любую ширину с учетом припусков.


t1628763159aa.jpg

Далее сшиваем эти полоски, чередуя цвета. После идем утюжить. Вообще в пэчворке есть правило – шов прошил, иди утюжить.


t1628763159aa.jpg

Итак, у нас получилась широкая полоса из четырех цветов. Теперь мы эту полосу будем разрезать на равные треугольники. Есть специальные линейки для пэчворка, но у меня такой линейки нет. Поэтому я разделила всю полосу на квадраты и от вершины к вершине провела мелом линии, т.е. диагонали и получились треугольники. Или можно было взять линейку-угольник с углом 45 градусов. Т.е. в наших треугольниках два угла у основания имеют по 45 градусов.


t1628763159ab.jpg

Теперь нам нужно сложить нарезанные треугольники в квадраты. Для этого берем по две части, скалываем булавками и застрачиваем на машинке. Потом утюжим. Дальше скалываем уже прошитые половинки и опять строчим. Утюжим.


t1628763159ac.jpg

Вот и получился первый Быстрый квадрат. Как вы видите это, и есть квадрат в квадрате, т.е. мы получили блок. Нам нужно таких блоков четыре.


t1628763159ad.jpg

Теперь сшиваем четыре блока, утюжим.

t1628763159ae.jpg

Недостающие по размеру полоски ткани пришила к своим блокам.

Получилась верхняя часть наволочки.

t1628763159af.jpg

Осталось сшить наволочку

t1628763159ag.jpg

Заключение

Считаю, что разработанное пособие поможет обучающимся приобщиться к одной из художественных технологий, основанной на работе с элементами художественно-конструкторской деятельности.

Обучение методике создания работ в технике лоскутного шитья способствует становлению всесторонне развитой личности, так как умения и навыки, полученные на занятиях, могут оказаться полезными и пригодятся в будущем.

В процессе обучения лоскутному шитью развивается эстетический вкус, осваиваются новые техники лоскутного шитья, развивается конструктивно-образное и аналитическое мышление, формируется опыт творческой деятельности, раскрывается творческий потенциал обучающихся.

Важным является и то, что такие занятия снижают психологическое утомление, повышают работоспособность детского организма, стимулируют у обучающегося желание заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Занятия лоскутным шитьем позволяют реализовать задачи развития познавательного интереса, воображения, фантазии. Использование лоскута при изготовлении утилитарных изделий превращает труд в увлекательное занятие. Создание даже очень маленького лоскутного полотна из одного блока, сопряжено с активизацией творческой мысли, с постоянным поиском наилучшего результата как в цветовом, так и в орнаментальном отношении. Оправдано использование ИКТ – технологий, т.к. это помогает усвоению программного содержания.

Список литературы

1. «Лоскутное шитье». От ремесла к искусству. Издательство «Паритет», 2000г.

2.«Художественное лоскутное шитье» (основы лоскутного шитья и традиции народного классического лоскута): учебно – методическое пособие для учителя, - М., 2004г.

3.Русское лоскутное шитье. – СПб.: Государственный русский музей, 1997.

4.Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий / – Волгоград: Учитель, 2007.

5.В.И. Сидоренко, Техника лоскутного шитья и аппликация. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2003. - 192 с.

6.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. - М.: Культура и традиции, 2009 - 200с.: ил.

7. Лоскутное шитьё: Швейная мастерская дома - Н.М. Волчек. - Мн.: Современ. литератор, 1999. - 192 с - (На все руки мастерица)

8. Г. Николь, Шьём из лоскутов. Энциклопедия мастера. - Издательская группа «Контент», 2005г.

9. Грэхем Л.М. Декоративные орнаменты и мотивы. – М.: Астрель, 2008

Приложение


Правила безопасного труда

Перед началом работы проверьте исправность шнура, напряжение сети должно соответствовать напряжению на корпусе электродвигателя.

При введении нитки в ушко иголки убрать ногу с педали электродвигателя.

Включать и выключать соединительный шнур сухой рукой, держа ее за корпус.

Осторожно обращаться с педалью, нажимать ее плавно, без рывков.

Корпус электродвигателя должен быть изолирован от токоведущих деталей.

Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.

Ставить утюг на подставку.

Следить за положение терморегулятора в зависимости от вида ткани.

Не оставлять без присмотра включенный утюг.

Хранить иголки в специально отведенном месте - подушечке, игольнице.

Не шить ржавой иглой.

Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

Передавать ножницы кольцами вперед.

Притча о лоскутном шитье

Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом-полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!»

Выслушал ее мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся ее маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица-и еще один лоскуток добавляется, обидят до слез-еще один. Из лоскутного полотна получились одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась пустой и бесполезной.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.