Методическая разработка для 5 класса "Элементы устной работы на уроках математики".
МБОУ «СОШ №4»
пгт Пойковский,
Нефтеюганского района,
ХМАО-Югра АО
Методическая разработка для 5 класса « Элементы устной работы на уроках математики »
Составитель: Белоногова Светлана
Владимировна, учитель математики
высшей квалификационной категории.
2025 г.
Пояснительная записка.
Устная работа на 7-10 минут в начале занятия – это неотъемлемый элемент урока математики. Она позволяет повторить изученный материал ранее и качественно отработать текущие темы, тем самым подготовить ученика к дальнейшей работе в процессе урока. Важнейшей задачей, стоящей перед учителем, является мотивация обучающихся к своевременной и добросовестной подготовке теоретического материала, без чего невозможно выполнить правильно практическую часть любого задания. Учитывая сказанное выше, я на своих устных работах нередко использую следующую схему.
Ребятам предлагается ключевое слово математического характера с пронумерованными буквами, во избежание путаницы, записанное на доске. Сначала ребята должны постараться дать определение этому понятию, затем по порядку на каждую букву назвать слово из области математики или понятие, связанное с данным предметом. Чтобы лучше сориентировать обучающихся, учитель даёт описание или определение зашифрованного объекта на данную букву. Правильно ответившему выдаётся жетон. В конце всей устной работы считается число жетонов у ответивших верно, если необходимо, класс задаёт им дополнительные вопросы из пройденного материала, затем выставляются оценки. Когда дети начинают хорошо работать с этим заданием его можно усложнять, предложив ребятам не только назвать математическое понятие на нужную букву, но и самим дать его определение.
Подобная работа носит нестандартный характер, так как похожа на обучающе-поисковую игру, которая создаёт необходимость систематической подготовки детьми теоретического материала при выполнении домашних заданий, только такой подход может обеспечить успех и получение хороших отметок обучающимися. Кроме всего сказанного, как показала практика, те ребята, которые не желают заниматься предметом добросовестно, начинают с удовольствием активно принимать участие в выполнении таких устных работ, а это значит, что меняется их отношение к процессу обучения в лучшую сторону.
В итоге, использование приёмов такого плана способствует: развитию мышления, памяти, воображения и внимательности у детей; качественной подготовке обучающимися теоретического материала, а знание правил и определений влечёт за собой успешное выполнение письменных проверочных работ; также повышается интерес к предмету у ребят с низкой успеваемостью, пробуждая у них желание и стремление более ответственно заниматься предметом.
Данную методическую разработку можно применять и в среднем звене, тем более база математических понятий и определений с каждым годом становится всё богаче.
Примеры заданий:
1
П | Л | О | С | К | О | С | Т | Ь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Ученик: Плоскость-это бесконечная плоская поверхность, не имеющая толщины и краёв.
Учитель: 1. Её находят, умножая длину на ширину.
Ученик: 1. Площадь.
Учитель: 2. Линия, состоящая из вершин и звеньев.
Ученик: 2. Ломаная.
Учитель: 3. Математическое понятие, которое нужно знать.
Ученик: 3. Определение.
Учитель: 4. Деление числителя и знаменателя дроби на одно и тоже число.
Ученик: 4. Сокращение дроби.
Учитель: 5. Геометрическая фигура похожая на колесо.
Ученик: 5. Круг.
Учитель: 6. Самое маленькое натуральное число.
Ученик: 6. Один.
Учитель: 7. Арифметическое действие.
Ученик: 7. Сложение.
Учитель: 8. Прибор для измерения углов.
Ученик: 8. Транспортир.
Ответы обучающихся, для наглядности, записываются на доске в столбик под ключевым словом, согласно нумерации.
2
К | Р | У | Г |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ученик: Круг- это часть плоскости, ограниченная окружностью.
Учитель: 1. Итоговая проверочная работа.
Ученик: 1. Контрольная.
Учитель: 2. Отрезок, соединяющий центр окружности и точку на ней.
Ученик: 2. Радиус.
Учитель: 3. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки.
Ученик: 3. Угол.
Учитель: 4. Единица измерения угла.
Ученик: 4. Градус.
3
Д | Л | И | Н | А |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ученик: Длина – это величина, которая измеряется линейкой.
Учитель: 1. Компонент действия деления.
Ученик: 1. Делимое или делитель.
Учитель: 2. Прибор для измерения длины.
Ученик: 2. Линейка.
Учитель: 3. Название символа х (записать на доске).
Ученик: 3. Икс.
Учитель: 4. Число, на которое делить нельзя.
Ученик: 4. Ноль.
Учитель: 5. Раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел и действия над ними.
Ученик: 5. Арифметика.
4
К | В | А | Д | Р | А | Т |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ученик: Квадрат – это правильный четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны между собой.
Учитель: 1. Число, которое делится на некоторые другие числа, как оно называется по отношению к этим числам.
Ученик: 1. Кратное.
Учитель: 2. Компонент действия вычитания.
Ученик: 2. Вычитаемое.
Учитель: 3. Для успешного решения задачи нужно сделать её…
Ученик: 3. Анализ.
Учитель: 4. Математическое понятие, которое записывается с помощью черты.
Ученик: 4. Дробь.
Учитель: 5. Результат, полученный от действия вычитания.
Ученик: 5. Разность.
Учитель: 6. Мера длины.
Ученик: 6. Аршин.
Учитель: 7. Геометрическая фигура, состоящая из трёх углов и трёх сторон.
Ученик: 7. Треугольник.
5
Д | Р | О | Б | Ь |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Ученик: Дробь – это частное от деления одного числа на другое, записанное с помощью черты.
Учитель: 1. Отрезок внутри окружности, в котором содержится два радиуса.
Ученик: 1. Диаметр.
Учитель: 2. Отрезок, соединяющий центр окружности и точку, лежащую на ней.
Ученик: 2. Радиус.
Учитель: 3. Число, состоящее из двух одинаковых цифр.
Ученик: 3. Одиннадцать.
Учитель: 4. Выражение, состоящее чисел, букв и действий над ними.
Ученик: 4. Буквенное выражение.
Некоторые ученики изъявляют желание, самим составить ключевое слово и дать характеристику зашифрованных в нём понятий. Нужно позволять им проделывать такую творческую работу и после корректировки учителя, эти ребята могут выступить со своим заданием на устной работе. После чего, класс делает анализ деятельности обучающегося и выставляются оценки за устную работу, в том числе и выступающему за его находчивость и знания.