Методическая разработка для 5 класса "Элементы устной работы на уроках математики".

0
0
Материал опубликован 31 July

                                                                                              МБОУ «СОШ №4»

                                                                                              пгт Пойковский,

                                                                                         Нефтеюганского района,

                                                                                             ХМАО-Югра АО



                              Методическая разработка для 5 класса                                           « Элементы устной работы на уроках математики »













                                                      Составитель: Белоногова Светлана

                                                      Владимировна, учитель математики

                                                      высшей квалификационной категории.







                                                          2025 г.

                             

                                  Пояснительная записка.

Устная работа на 7-10 минут в начале занятия – это неотъемлемый элемент урока математики. Она позволяет повторить изученный материал ранее и качественно отработать текущие темы, тем самым подготовить ученика к дальнейшей работе в процессе урока. Важнейшей задачей, стоящей перед учителем, является мотивация обучающихся к своевременной и добросовестной подготовке теоретического материала, без чего невозможно выполнить правильно практическую часть любого задания. Учитывая сказанное выше, я на своих устных работах нередко использую следующую схему.

Ребятам предлагается ключевое слово математического характера с пронумерованными буквами, во избежание путаницы, записанное на доске. Сначала ребята должны постараться дать определение этому понятию, затем по порядку на каждую букву назвать слово из области математики или понятие, связанное с данным предметом. Чтобы лучше сориентировать обучающихся, учитель даёт описание или определение зашифрованного объекта на данную букву. Правильно ответившему выдаётся жетон. В конце всей устной работы считается число жетонов у ответивших верно, если необходимо, класс задаёт им дополнительные вопросы из пройденного материала, затем выставляются оценки. Когда дети начинают хорошо работать с этим заданием его можно усложнять, предложив ребятам не только назвать математическое понятие на нужную букву, но и самим дать его определение.

Подобная работа носит нестандартный характер, так как похожа на обучающе-поисковую игру, которая создаёт необходимость систематической подготовки детьми теоретического материала при выполнении домашних заданий, только такой подход может обеспечить успех и получение хороших отметок обучающимися. Кроме всего сказанного, как показала практика, те ребята, которые не желают заниматься предметом добросовестно, начинают с удовольствием активно принимать участие в выполнении таких устных работ, а это значит, что меняется их отношение к процессу обучения в лучшую сторону.

В итоге, использование приёмов такого плана способствует: развитию мышления, памяти, воображения и внимательности у детей; качественной подготовке обучающимися теоретического материала, а знание правил и определений влечёт за собой успешное выполнение письменных проверочных работ; также повышается интерес к предмету у ребят с низкой успеваемостью, пробуждая у них желание и стремление более ответственно заниматься предметом.

Данную методическую разработку можно применять и в среднем звене, тем более база математических понятий и определений с каждым годом становится всё богаче.

Примеры заданий:

1

П

Л

О

С

К

О

С

Т

Ь

1

2

3

4

5

6

7

8




Ученик: Плоскость-это бесконечная плоская поверхность, не имеющая толщины и краёв.

Учитель: 1. Её находят, умножая длину на ширину.

Ученик: 1. Площадь.

Учитель: 2. Линия, состоящая из вершин и звеньев.

Ученик: 2. Ломаная.

Учитель: 3. Математическое понятие, которое нужно знать.

Ученик: 3. Определение.

Учитель: 4. Деление числителя и знаменателя дроби на одно и тоже число.

Ученик: 4. Сокращение дроби.

Учитель: 5. Геометрическая фигура похожая на колесо.

Ученик: 5. Круг.

Учитель: 6. Самое маленькое натуральное число.

Ученик: 6. Один.

Учитель: 7. Арифметическое действие.

Ученик: 7. Сложение.

Учитель: 8. Прибор для измерения углов.

Ученик: 8. Транспортир.

Ответы обучающихся, для наглядности, записываются на доске в столбик под ключевым словом, согласно нумерации.

2

К

Р

У

Г

1

2

3

4



Ученик: Круг- это часть плоскости, ограниченная окружностью.

Учитель: 1. Итоговая проверочная работа.

Ученик: 1. Контрольная.

Учитель: 2. Отрезок, соединяющий центр окружности и точку на ней.

Ученик: 2. Радиус.

Учитель: 3. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки.

Ученик: 3. Угол.

Учитель: 4. Единица измерения угла.

Ученик: 4. Градус.



3

Д

Л

И

Н

А

1

2

3

4

5



Ученик: Длина – это величина, которая измеряется линейкой.

Учитель: 1. Компонент действия деления.

Ученик: 1. Делимое или делитель.

Учитель: 2. Прибор для измерения длины.

Ученик: 2. Линейка.

Учитель: 3. Название символа х (записать на доске).

Ученик: 3. Икс.

Учитель: 4. Число, на которое делить нельзя.

Ученик: 4. Ноль.

Учитель: 5. Раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел и действия над ними.

Ученик: 5. Арифметика.

4

К

В

А

Д

Р

А

Т

1

2

3

4

5

6

7



Ученик: Квадрат – это правильный четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны между собой.

Учитель: 1. Число, которое делится на некоторые другие числа, как оно называется по отношению к этим числам.

Ученик: 1. Кратное.

Учитель: 2. Компонент действия вычитания.

Ученик: 2. Вычитаемое.

Учитель: 3. Для успешного решения задачи нужно сделать её…

Ученик: 3. Анализ.

Учитель: 4. Математическое понятие, которое записывается с помощью черты.

Ученик: 4. Дробь.

Учитель: 5. Результат, полученный от действия вычитания.

Ученик: 5. Разность.

Учитель: 6. Мера длины.

Ученик: 6. Аршин.

Учитель: 7. Геометрическая фигура, состоящая из трёх углов и трёх сторон.

Ученик: 7. Треугольник.

5

Д

Р

О

Б

Ь

1

2

3

4




Ученик: Дробь – это частное от деления одного числа на другое, записанное с помощью черты.

Учитель: 1. Отрезок внутри окружности, в котором содержится два радиуса.

Ученик: 1. Диаметр.

Учитель: 2. Отрезок, соединяющий центр окружности и точку, лежащую на ней.

Ученик: 2. Радиус.

Учитель: 3. Число, состоящее из двух одинаковых цифр.

Ученик: 3. Одиннадцать.

Учитель: 4. Выражение, состоящее чисел, букв и действий над ними.

Ученик: 4. Буквенное выражение.



Некоторые ученики изъявляют желание, самим составить ключевое слово и дать характеристику зашифрованных в нём понятий. Нужно позволять им проделывать такую творческую работу и после корректировки учителя, эти ребята могут выступить со своим заданием на устной работе. После чего, класс делает анализ деятельности обучающегося и выставляются оценки за устную работу, в том числе и выступающему за его находчивость и знания.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации