12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила107
Казахстан, г. Актобе

Департамент образования Актюбинской области

Областная специальная коррекционная школа-сад для детей с задержкой психического развития

 

Методическое пособие

«Формирование представлений о временах года у детей с задержкой психического развития в процессе ознакомления с окружающим миром с использованием

многофункциональной развивающей игры-пособия «Времена года»»

г. Актобе 2016

 

Рекомендовано к печати решением методического объединения

Областной специальной коррекционной школы-сад для детей с задержкой психического развития

Составитель: Дёмина Людмила Александровна – учитель начальных классов

Областной специальной коррекционной школы-сад для детей с задержкой психического развития

Рецензеты: Азарова Т.А – директор

Областной специальной коррекционной школы-сад для детей с задержкой психического развития

Камалова Ф.Б – заместитель директора по учебно-воспитательной работы Областной специальной коррекционной школы-сад для детей задержкой психического развития

В данном пособии дана подробная характеристика различных форм коррекционных занятий на уроках познания мира, с применением приемственных связей дошкольного и школьного обучения.

Рассмотрены принципы, цели, задачи и содержание педагогического сопровождения на этих уроках.

Рекомендованы: план работы, конспекты занятий, наглядно-дидактический материал.

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………4

Пояснительная записка ………………………………………………………………5

Глава I. Особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………..7

Глава II. Особенности запаса знаний и представлений детей с ЗПР о временах года ……………………………………………………………9

Глава III. Результаты исследования развития представлений о временах года у детей школьного возраста …………………………..10

Глава IV. Планирование работы по формированию представлений о временах года у дошкольников и школьников с ЗПР с применением приемственных связей....12

Глава V. Игры на формирование представлений о временах года у детей с задержкой психического развития школьного возраста ……14

Глава VI. Школа родителей ………………………………………………………..24

Примерные тесты на уроках ………………………………………………………..25

Разработки уроков по познанию мира ……………………………………………..27

Заключение …………………………………………………………………………..37

Список литературы ………………………………………………………………….38

 

Введение

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь, познание окружающего мира играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, познание мира постепенно создает круг его суждений, представлений и человеческих качеств. Познание мира открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Оно развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Огромно и его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, эти знания воздействуют на его личность, развивает умение тонко чувствовать окружающую на природу.

Содержание образовательной области "Времена года" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в (восприятии) окружающего мира через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к познанию нового, в том числе развитие эстетического вкуса.

При этом работа по приобщению детей к изучению познания мира строится с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями. Например, с математикой, русским языком…

Уроки «Познание мира» обогащают эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку самому решать некоторые проблематичные задачи.

Целью разработанной методической разработки станет освоение величин в дошкольном и школьном возрасте, как условие познания окружающего мира помощью тестов, дидактических игр и разработанных авторских уроков.

 

Формирование представлений о временах года у детей с задержкой психического развития в процессе ознакомления с окружающим миром с использованием

многофункциональной развивающей игры-пособия «Времена года»

Восприятие времени - это отражение

объективной длительности,

скорости, последовательности

явлений действительности

(Д. Б. Эльконин).

 

Пояснительная записка.

Актуальность исследования.

Непрерывность реабилитационного процесса детей с ЗПР, обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения на начальной ступени образования достигается ранней диагностикой проблем развития ребенка и своевременной организацией коррекционно-развивающего и учебно-воспитательного процесса.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным и школьным учреждением с применением приемственных связей, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) к началу школьного обучения не достигают необходимого уровня психической и речевой готовности. Особенно следует отметить большие пробелы в представлениях о временах года. Знание времён года, умение устанавливать временные отношения, последовательность происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, для данной категории детей затруднено, а порой и невозможно. Несформированность представлений о временах года отрицательно сказывается на школьной успеваемости детей с ЗПР, задерживает и затрудняет овладение школьной программой, углубляет негативное отношение этих детей к учебной деятельности.

Времена год (зима, весна, лето, осень) представляют определенную систему временных эталонов, где каж­дый сезон следует после предыдущего и служит основа­нием для последующего.

Вопросы изучения особенностей формирования представлений о временах года и понятий у детей с ЗПР были освещены в работах С.Г.Шевченко, И.А.Морозовой, М.А.Пушкарёвой, В.В.Коновалненко, С.В.Коноваленко, Т.А.Шарыгиной и ряда других авторов.

Не все дети успешно усваивают данный материал, что является причиной возникающих трудностей при овладении представлений о временах года. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться выделять отличительные признаки времён года, определять их последовательность применяя свои знания в школьном периоде.

Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования представлений о временах года у детей дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития с применением приемственных связей.

Целью работы являлось разработка системы практического формирования представлений о временах года.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

- изучить проблему обучения детей представлениям о временах года в психолого-педагогической и методической литературе;

- выявить особенности представлений о временах года у детей дошкольного школьного возраста с задержкой психического развития с применением приемственных связей;

- разработать и апробировать игру-пособие «Времена года» у детей дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развитияс применением приемственных связей.

Объектом исследования является процесс формирования представлений о временах года у детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений о временах года у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: в процессе специального коррекционно-развивающего обучения возможно сформировать у детей с задержкой психического развития представления о временах года, необходимые для последующего обучения.

Практическая значимость заключается в том, что была разработана и апробирована на практике методика развития представления о временах года у детей дошкольного возраста.

Пособие составлено на основе программы С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР».

В практическом пособии обобщён опыт работы по формированию представлений о временах года у детей с ЗПР, собраны авторские дидактические игры, апробированные на детях дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях детского сада №63 города Нижнекамска.

В пособии раскрыты педагогические аспекты проблемы развития представлений о временах года, показаны исследования развития временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР, подробно описана игра-пособие «Времена года».

Предложенная игра-пособие «Времена года» поможет лучше сформировать представления о временах года у детей, как с ЗПР, так и у других детей с проблемами в развитии.
 

Глава I.

Особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста

Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя малыши с трудом овладевают специальными временными терминами, они по мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени. Старшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными, качественными признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков деления, соотнося к определенному времени и некоторые события, хорошо или знакомые и эмоционально привлекательные: "Елка - когда зима", "поедем на дачу, когда лето" и другое.

Генезис развития представлений о пространстве и времени у дошкольников характеризуется тем, что дети четырех-пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем. Что же касается представлений о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они не точны. Тем более весьма смутные их представления о далеком прошлом. Однако интерес к прошедшему у детей имеется, но по-разному локализуются во времени у разных детей, что в значительной мере зависит от того, уделяют ли взрослые внимание ознакомлению детей с временными отношениями, ведут с ними беседы о локализации времени различных известных ребенку событий. Именно искусство, особенно литературное, отражает временные отношения и позволяет ребенку сформировать более точные представления о времени и пространстве как культурно - исторических категориях. С.Л.Рубинштейн пишет, что хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно сложно (особенно когда не уделяют достаточно внимания их выработке), не следует преувеличивать недоступности их восприятия.

Дети шести-семи лет уже правильно пользуются временными наречиями, но не все временные категории осознаются одновременно и правильно отображаются в речи детей. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени, хуже наречия, выражающие длительность и последовательность. Можно сделать вывод: процесс речевого выражения временных понятий у детей от шести до восьми лет находится в стадии непрерывного роста. Это развитие протекает особенно интенсивно между шестью и семью годами жизни ребенка, если этим процессом управлять. Однако такая дифференцировка временных отношений в дошкольном возрасте формируется еще медленно и в значительной степени зависит от общего умственного и речевого развития детей.

Глава II.

Особенности запаса знаний и представлений детей с ЗПР о временах года

К моменту начала школьного обучения дети с ЗПР не приобретают тех знаний, навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающиеся дошкольники. У них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные математические и языковые обобщения, составляющие необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения.

Дети с задержкой психического развития смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках даже резко различающихся времён года.

Рассматривая картинки с изображение времён года, дети с ЗПР, хотя и безошибочно определяют зиму и лето, опираются лишь на 2-3 отличительных признака.

Дети с ЗПР часто путают осень и весну, потому что эти сезоны имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару, замирание природы и её бурный расцвет и т.п.

Дети с задержкой в развитии затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность отчётливо проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок.

Дети с ЗПР часто забывают названия времён года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и другие высшие психические функции. При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Дети с ЗПР не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недостаточно творческие рассказывания.

Глава III.

Результаты исследования развития представлений

о временах года у детей школьного возраста

Перед началом обучения провели обследование развития представлений о временах года. Обследовали по таким параметрам:

-знание названий времён года,

-признаки каждого времени года,

-последовательность времён года,

-составление простого предложения о приметах любого времени года.

При обследовании выделила следующие моменты:

1. Назови все времена года.

2. Выбери картинку, где изображена зима.

3. Выбери картинку, где изображено лето.

4. Выбери картинку, где изображена осень.

5. Выбери картинку, где изображена весна.

6. Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке.

7. Назови по порядку времена года, начиная с лета.

8. Скажи, что следует за осенью?

9. Скажи, что бывает перед летом?

10. Скажи, какое время года между летом и зимой?

11. Скажи, что бывает после весны?

Обследование позволяет выявить уровень развития представлений о временах года, даёт возможность более точно определить основные направления фронтальной и индивидуальной работы.

Дети в начале учебного года знали не все времена года, их особенности, не могли самостоятельно назвать последовательно все времена года, представления о весне и осени нечёткие.

Цель констатирующего эксперимента являлось определение уровня знаний, умений и навыков, которые появляются у детей с задержкой психического развития при усвоении представлений о временах года. Констатирующий эксперимент проводился в школьном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей применяя приемственные связи. Был задействован класс из 13 человек с задержкой психического развития.

Диагностика в начале года показала такие результаты:

низкий уровень- 32%,

средний уровень- 55%,

хороший уровень- 13%,

высокий уровень- 0%.

При проведении формирующего эксперимента были выявлены улучшения знаний детей по сравнению с теми результатами, что были получены в ходе констатирующего эксперимента:

низкий уровень- 1%,

средний уровень- 22%,

хороший уровень- 56%,

высокий уровень- 22%.

Из приведённых результатов видно, что на начальном этапе обучения у детей низкий уровень знаний о временах года. В ходе правильно организованных и грамотно проводимых занятий по формированию представлений о временах года уже к концу обучения уровень знаний у детей повышается.

Глава IV.

Планирование работы по формированию представлений

о временах года у дошкольников и школьников с ЗПР с применением приемственных связей.

В программе С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» выделены основные направления работы:

- учить детей наблюдать и правильно называть состояние погоды; учить различать состояние снега;

- учить детей наблюдать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках.

На основании данной программы занятия проводит дефектолог, который знакомит детей с сезонными изменениями в природе, трудом людей в каждое время года.

Наблюдения за погодой и природными явлениями осуществляется ежедневно воспитателями во время прогулок. Систематические наблюдения позволяют создать у ребёнка отчётливые разносторонние представления об изменениях в природе в разное время года и отмечать все изменения на «Календаре природы». В процессе данной работы можно использовать загадки, заучивание стихов по теме.

Так же проводятся занятия-экскурсии (экскурсия в зимний парк, экскурсия в осенний парк), комплексные занятия с участием музыкального руководителя, психолога, дефектолога («Праздник осени», «Весенняя капель»).

Дети регулярно смотрят мультфильмы в соответствии с лексической темой (например, тема «Золотая осень». Дети смотрят мультфильмы по рассказам В. Сутеева «Мешок яблок» и др.).

Поскольку дети с ЗПР часто не дифференцируют понятия «времени года», необходимо научить различать эти понятия. В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, слушание мелодий в соответствии с временами года, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены времен года.

Работа по формированию представлений о временах года оказывает влияние не только на развитие элементарных математических представлений, но и развитие познавательной деятельности. Вся работа по формированию представлений о временах года ведётся последовательно и взаимосвязано с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование представлений о временах года проводится в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов (зрительный, слуховой, речедвигательный и т. д.).

Все полученные знания, умения и навыки закрепляются на занятиях воспитателей по рисованию, лепке, ручному труду, а так же на музыкальных занятиях. Логопед закрепляет по заданию дефектолога слова по формированию представлений о временах года: снежный, ледяной, закружила и т.д. Таким образом осуществляется взаимосвязь специалистов в процессе проведения коррекционно-развивающей работы.

В начале года была разработана таблица по распределению программного материала на учебный год по формированию представлений о временах года, в соответствии с которой был составлен план индивидуально-коррекционно- работы учителя.

Месяц

Содержание

Сентябрь

Время года – лето, осень (признаки, отличие от осени).

Октябрь

Время года – лето, осень (признаки ранней осени, отличие от лета). Золотая осень. Понятия «раньше – позже», «до – после». Экскурсия в осенний парк.

Ноябрь

Время года – осень, зима. Признаки поздней осени. Дифференциация поздней и ранней осени. Экскурсия в парк.

Декабрь

Время года – осень – зима (последовательность, понятия «раньше - позже, до – после»).

Январь

Времена года – выстраивание последовательности – лето – осень – зима в прямом и обратном порядке.

Февраль

Времена года – закрепление признаков осени, зимы, лета; составление рассказов о любимом времени года; рисование времен года. Дни недели в прямой и обратной последовательности. Экскурсия в зимний парк.

Март

Закрепление признаков зимы, признаки ранней весны, сравнение зимы и весны.

Апрель

Время года – весна

Май

Время года – весна – лето (признаки ранней и поздней весны, признаки лета). Сравнение весны и лета. Прямая и обратная последовательность времен года.

Глава V.

Игры на формирование представлений о временах года

у детей с задержкой психического развития школьного возраста.

Для знакомства с особенностями каждого из четырёх времён года: зима, весна, лето, осень, а также развития умений выделять отличительные признаки, определять их последовательность, составлять простые предложения в своей

работе я применяю игру-пособие «Времена года. Её использую на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, а также на индивидуальных занятиях.

Игра-пособие «Времена года» включает в себя:

- ковролинограф 50см×70 см или магнитная доска.

- картинки времён года с признаками (по 7-8 шт. на каждое время года)

Цель игры – формирование представлений о временах года.

Обучающий компонент игры-пособия поможет:

  • сформировать у детей целостную картину мира (расширить представления о временах года),
  • создать возможность для возникновения и развития у детей представлений о временах года, умение пользоваться планами,
  • создать возможность для обогащения словарного запаса, образной и грамматической сторон речи, научит составлять и использовать в речи предложения,
  • систематизировать имеющиеся знания,
  • находить логические связи между явлениями природы.

Развивающий компонент окажет помощь в развитии:

  • мышления,
  • памяти,
  • воображения,
  • внимания и наблюдательности,
  • связной речи и мелкой моторики,
  • любознательности.

Воспитательный компонент поможет в воспитании любви к природе, бережное отношение к ней.

Яркие, красочные картинки делают процесс усвоения материала доступным и интересным для детей.

Игра адресована детям 3-6 лет, их родителям, воспитателям коррекционных групп, дефектологам, логопедам. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. Игру можно использовать как в младшем возрасте, так и в старшем.

У этой игры много функций. «Времена года» не только игра, ещё и пособие. Ковролинограф висит на стене. В начале каждого времени года вместе с детьми на ковролинограф развешиваем картинки с его признаками, обговаривая их. В течение этого времени года дети смотрят на эти картинки и зрительно запоминают его признаки. По наступлению другого времени года картинки-признаки меняем на другие.

Вашему вниманию предлагаются варианты дидактических игр на ковролинографе.

«Выбери правильно»

Картинки перемешиваем на столе. Предлагаем ребёнку отобрать картинки на определённое время года.

2. «Угадай и расскажи»

Читается загадка о любом времени года. Ребёнок выкладывает на ковролинограф картинки с признаками на заданное время года (например, осень). Выложив, он должен рассказать об этом времени по картинкам, называя по одному предложению на каждую картинку-признак.

Загадки о временах года:

Утром мы во двор идём- Снег на полях,

Листья сыплются дождём. Лёд на реках,

Под ногами шелестят Вьюга гуляет.

И летят, летят, летят… (осень) Когда это бывает? (зима)

Тает снежок, Солнце печёт,

Оживает лужок, Липа цветёт,

День прибывает, Рожь поспевает.

Когда это бывает? (весна) Когда это бывает? (лето)

Образцы рассказов:

Осень: осенью листья желтеют и опадают. Небо закрывают тучи, часто идут холодные дожди. Люди одеваются теплее. Перелётные птицы улетают на юг. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Дети идут в школу. Люди осенью собирают урожай овощей и фруктов. Мамы делают заготовки на зиму.

Зима: солнце редко выглядывает из-за туч. Дни короче, ночи длиннее. Идёт снег, который покрывает всю землю. Деревья стоят голые, без листьев. Дуют холодные ветра, метели, вьюги. Реки, озёра покрыты толстым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно зимой. Лесные животные укрываются от холода в дуплах, в норах. Люди одеваются тепло. Дети катаются на санках, лыжах и коньках, играют в снежки, лепят снеговиков.

Весна: солнце светит ярко. Дни становятся длиннее, ночи короче. С крыш свисают сосульки. Снег тает, появляются проталины. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. В лесах, полях и лугах раскрываются первые цветы. Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы. Вьют гнёзда и выводят птенцов. Просыпается медведь, зайцы и белки меняют свои зимние шубки на летние. Весной у людей много работы в полях и огородах. В садах и парках обрезают сухие ветки, сажают деревца.

Лето: стоят жаркие солнечные деньки. В лугах, полях и лесах распускаются яркие цветы. В садах зреют ягоды и фрукты, в огородах овощи. В лесах много грибов, ягод. Летают насекомые. Звери и птицы растят своих детёнышей и птенцов. Люди одеваются легко.

 

3. «Составь предложение»

Детям предлагается посмотреть на любую картинку любого времени года и составить по ней предложение из 2-х, 3-х, 4-х и т.д. слов. Составление предложений осуществляется в процессе проведения физминуток.

4. «Докончи предложение»

Этот вариант подходит для детей, которые затрудняются составлять простые предложения.

Ребёнок выкладывает на ковролинограф картинки с признаками на заданное время года. Педагог начинает предложение, ребёнок должен закончить его. Например, - Люди осенью одеты (во что?) … . Листья на деревьях стали (какими?)… . Птицы улетают (куда?) … . и т.п. Можно использовать прогулку или экскурсию в парк.

5. «Выложи по порядку»

Педагог отбирает по одной картинке на каждое время года. Ребёнок должен расставить на ковролинограф последовательно эти картинки в том порядке, в котором наступают времена года. Одновременно педагог задаёт вопросы типа «какое время года наступает после … , до … , между зимой и летом, весной и осенью».

6. «Кто быстрее?»

Играют 2-4 человека. Каждому ребёнку даётся картина с определённым временем года. По сигналу игроки должны выбрать из разложенных картинок-примет те, которые относятся к временам года, изображенных на их картинах.

побеждает тот, кто это правильно и быстрее всех. Победителю вручается карточка «Приз».

7. «Составь картинку»

На ковролинографе расположить картинки-признаки двух противоположных времён года. Посередине ковролинографа сделать линию из полосок липучей ленты. На одной стороне выкладываются признаки одного времени года, например зимы, а на другой – противоположного времени года. После расположения признаков, дети составляют предложения на сравнение. Например, Летом на деревьях листья зелёные, а осенью желтые

8. «Четвёртый лишний»

На ковролинограф педагог выкладывает 4 картинки-приметы одного времени года, но одна картинка другого времени. Ребёнок должен найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Глава VI.

Школа родителей

Для более успешного формирования представлений о временах года необходимо сотрудничество педагога с родителями. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.

 Формы работы  с родителями:

- беседы,

- родительские собрания,
- консультации,

- открытые мероприятия,

- дни открытых дверей,
- анкетирование,
- практикумы,

- организационно-просветительные мероприятия

Такое тесное сотрудничество позволяет качественно и системно подходить к решению поставленных задач по формированию  времени с учетом физических и психических особенностей  и возможностей каждого ребенка

 

- А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.

Тест № 1

1. Что относится к неживой природе?

а) растения;

б) животные;

в) воздух.+

2. Какое из названных свойств является свойством воздуха?

а) прозрачный;+

б) непрозрачный.

3. Продолжи предложение. Воздух

а) плохо проводит тепло;

б) хорошо проводит тепло.+

4. Назови верные высказывания:

а) воздух нужен только людям;

б) воздух - невидимая «одежда» Земли+

 

Тест №2, 2класс.

1. После какого времени года наступает весна?

Лето.

Зима.+

Осень.

2. Как в народе называют весну?

День года.

Утро года.+

Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

Дети.

Сосульки.+

Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

Ледопрыг.

Ледобег.

Ледоход.+

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

Ласточки.

Соловьи.

Грачи.+

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

Проталинки.+

Заталинки.

Обталинки.

Тест № 3

« ВРЕМЕНА ГОДА. ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ» 3 класс
1.
Сколько раз в год сезоны сменяют друг друга
А. 3 Б. 4+ В. 12

2.Что такое месяцеслов:
А. календарь+ Б. день равноденствия

3.Состояние воздушных масс в данном месте в определенное время:
А. осадки + Б. погода
4. Что относится к осадкам:
А. листопад Б. снег+ В. звездопад
5. Облака бывают: 
А. пуховые Б. перистые+ В.насыпные

6.Движение воздуха- это
А. вьюга Б. ветер+

7.Молния-это:
А. хлопок Б. электрический разряд+
8. Небольшие льдинки шарообразной формы:
А. снежинки Б. град+ В. росинки

 

Данные конспекты урока разработаны на основе программы обучения детей с ЗПР, с использованием информационно-компьютерных технологий учителем начальных классов   школы-сад с ЗПР г. Актобе Дёминой Людмилой Александровной.

 

Тема: "Времена года" 1 класс.

Цели:

познавательные:

учить детей распознавать времена года по их описанию, по отдельным признакам;

учить воспринимать мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность.

воспитательные:

воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе;

прививать навыки работы  в творческой группе;

добросовестное отношение к своему творческому заданию.

развивающие:

развивать речь, мышление, умение анализировать, находить следственные связи;

развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус;

развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения;

формировать коммуникативные навыки.

 

Ход урока:

Орг. Момент.

Самоопределение к деятельности.

Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.

Обернулась в лёд вода

 Перестал медведь реветь:

 В спячку впал в бору медведь.

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки

 В зелёные листочки,

 Деревья одеваю,

 Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя

 Несу тепло с собою

 Я реки согреваю,

 “Купайтесь!” - приглашаю. (Лето)

Несу я урожаи,

 Поля вновь засеваю,

 Птиц к югу отправляю,

 Деревья раздеваю. (Осень)

(По мере, отгадывания загадок, на доске открываются иллюстрации, изображающие разные времена года.)

Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).

Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас?  (Дети выдвигают разные гипотезы)

В ходе урока мы проверим, так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

Работа по теме урока

Демонстрация фильма о смене времен года. По ходу фильма комментарии:

Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?

Верно, Северное, здесь лето. Земля продолжает своё движение. Какое полушарие теперь обращено к Солнцу? Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему? По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня. Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?

Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,

22 декабря – день зимнего солнцестояния,

22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов.

Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном – зима.

Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?

Сколько различают времён года? Назовите их.

В каждом времени года 3 месяца. Назовите, какие?

Закрепление и проверка полученных знаний

Класс делится на 4 группы.  Каждая группа получает лист с изображением  природы в определенное время года и конверт с заданием.  Сообща выполняют задания, и один представитель от каждой группы озвучивает результаты своей работы.

Итог урока

- Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите: Благодаря чему происходит смена времён года?


 

Тема: Смена времен года. 2 класс

Цель:

Закрепить знания о смене дня и ночи.

Выявить  взаимосвязь между вращением Земли и смены времен года;

Систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона;

Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.

Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Развивать умения  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

 Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитание чувства взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу;

Методическая цель урока.  

Познакомить с методикой организации учебных исследований.

Тип урока: урок творческого поиска

Оборудование

 учебник, Вахрушев А.А. «Окружающий мир», 2 класс М.Баласс, 2012г.

- рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс М.Баласс,2012г.

- глобус, лампа, демонстрационный стол;

- карточки со словами

- разноцветные смайлики

- карточки с заданием

-листы с фонами времён года, ветки рябины в разное время года

-два полотенца, камин

-карточки с выводами по теме урока

мультимедийный проектор,

-презентация 

-компьютер

Для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни, внедряю здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить  эти важнейшие задачи.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий— обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Организационный момент

Метод мотивации и стимулирования:

Создание  благоприятного психологического кли мата

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Метод проблемного обучения

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

Смена  видов учебной деятельности на уроке

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Физкультминутки и физкультпаузы

Совместное «открытие» знаний.

Частично-поисковый

Метод проблемного обучения

Словесный (беседа, работа с учебником)

Метод контроля и самоконтроля

Метод формирования интереса к учебной деятельности

Активные методы:, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,, ученик как исследователь

Смена  видов учебной деятельности на уроке

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Физкультминутки и физкультпаузы

Самостоятельное применение знаний.

Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества

Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера вы

Вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

Итог урока.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

 

ХОД  УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этапы урока

Организационный момент.

   

-Мы начинаем наш урок.

 -Как мы добываем знания на уроках окружающего мира?

-Где пригодятся эти знания?

-Предположительно оцените себя (Как бы вы хотели сегодня поработать?)

-Начать наш урок я хочу словами французского философа Ж.Руссо

«Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.

Отгадайте загадку:

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.  (планета Земля)

Слайд 1

- И сегодня мы продолжаем путешествие по нашей планете.

-Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования.

Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать  нужную информацию.

Подумайте,  какая информация необходима для исследования.

Давайте выстроим алгоритм  нашего исследования.

Слайд 3

Первое задание. Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.

Ночь наступает, т.к. на небе появляется луна. Слайд 4

Планеты вращаются вокруг Солнца по воздействием закона всемирного тяготения. Слайд 5

День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. Слайд 6

Сегодня мы продолжим разговор о движении Земли.

Наблюдаем, проводим опыты, внимательно слушаем друг друга и учителя, выполняем задания в учебнике и в тетради, делаем выводы.

Ответы детей.

У детей   на партах лежат  карточки со словами:  ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ ,ПРОВЕСТИ ,ОПЫТ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ).

 (Дети  выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение )

Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:

позитивно настроиться на урок

определить приёмы работы

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

психологически настроить учащихся на учебную деятельность

создать атмосферу доброжелательности на уроке, уверенности в своих силах.

Применяемые методы:

Метод мотивации и стимулирования:

а) интереса к учению

б) долга и ответственности в учении

Актуализация знаний и постановка проблемы.

   

На столе лежат  смайлики разного цвета. Возьмите себе тот смайлик, какой цвет вам ближе всего.  

Теперь распределитесь по группам в соответствии с тем цветом, который взяли.

Возьмите карточки с заданиями и приготовьтесь к ответам.

Жёлтый лист покачнулся и медленно упал на землю. Почему?

Была солнечная погода. Лодка отплыла от берега и через некоторое время превратилась в маленькую точку. Почему?

И вот из-за леса появилось Солнце. В утренних лучах снег казался нежно-розовым.  Почему?

Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появились первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему?

-Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

-Итак, тема нашего урока «Смена времён года»

-Посмотрите на цвета своих смайликов. Как они могут быть связаны с временами года?

Чтобы вы хотели сегодня узнать на уроке?

Слайд 7

Физминутка.

Я сейчас буду называть различные понятия, а вы должны встать, если услышите понятие, обозначающее небесное тело (река, Юпитер, камень, Звезда и т.д.)

Дети выбирают смайлик.

(красный, зелёный, голубой, жёлтый)

Распределяются на четыре группы.

Работа по группам.

Ответы детей.

Составляют план урока.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: 

определить, на сколько глубоко усвоен заданный на дом материал, как дети выделяют главные положения

выявить характерные недостатки в знаниях, их причины

ликвидировать обнаруженные недочёты

организовать и направить детей к постановке цели

Применяемые методы:

метод беседы

метод самоконтроля

метод проблемного обучения

Формы работы на данном этапе:

работа в группах

игра

Совместное «открытие» знаний.

   

Ребята, я общаюсь по Интернету с девушкой из Австралии. Она мне недавно сообщила, что как только у них наступил октябрь, месяц все жители Австралии дружно стали покупать себе новые купальники. Почему?

- Какие движения Земли вы знаете?

- К чему приводит движение Земли вокруг своей оси?

- К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?

Сейчас мы с вами должны ответить на наш первый  вопрос урока. Для этого нам предстоит стать учёными на некоторое время. Кто готов приступить к работе – сядьте ровно.

Давайте попробуем на опыте осуществить вместе с Землёй-глобусом путешествие вокруг Солнца.

-Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца?

 Обсудите в парах, подсказкой послужат вам рисунки созвездий.

 Когда мы будем передвигать глобус вокруг лампы, мы должны не забывать соблюдать направление земной оси.

Слайд 8

- Как вы думаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?

Давайте определим, где теплее и при каком положении Земли: у нас или в Австралии.

Давайте передвинем глобус вокруг Солнца.

( Передвигаем глобус так, чтобы Северное полушарие оказалось повёрнуто к Солнцу)

Куда же должна смотреть его ось?

- Куда теперь смотрит ось Земли: на Солнце или от Солнце?

Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: у нас или в Австралии.

Что же произошло?

-Так почему же изменяется жизнь природы по сезонам?

Слайд 9

 

На доске листы с фонами времён года.  

- Ребята, вам необходимо прикрепить ветку рябины в разных временных особенностях на фоны того времени года, которое считаете правильным.

Давайте еще раз сделаем вывод, Почему происходит смена времени года?

Посмотрите в учебник на стр. 57. Какие времена года изобразил художник?

-Когда лучи солнца падают на землю более прямо?

- Когда земля получает больше лучей : зимой или летом?

Проверим наше предположение с помощью опыта. Смотрите, я повесила два намоченных полотенца на спинку двух стульев. Один я поставила спинкой  к камину так, чтобы тепло попадало прямо на полотенце. Второй стул я поставила боком. На него тепло падало сбоку.

-Как думаете, какое полотенце успело высохнуть?

-Какой можем сделать вывод?

Откройте учебник на странице 57 и проверьте, правильно ли мы сделали вывод?

 Слайд 10

Танцевальная  физминутка «Времена года»

Итак, мы подобрались к третьему вопросу. Откройте учебники на странице 58.

Сейчас вам предстоит прочитать текст учебника, делая следующие пометки

«v» -  если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+» -  если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?»  - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

У вас на столе карточки с выводами  «Почему же летом солнце поднимается выше.

-Выберите карточку с правильным выводом.

Ответили мы на главный вопрос урока?

Какие изменения происходят на Земле во время её вращения вокруг Солнца?

Тогда ответьте мне на вопрос.

-Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему?

Физминутка для глаз

Слайд 11

Дети выдвигают свои гипотезы.

Работа в парах

Рассматривают слайд на экране.

Делают вывод, что в Австралии тепла чувствуется больше.

Делают вывод, что у нас теплее, а в Австралии холодно.

Выходят к доске прикрепляют рябиновую ветку на листы бумаги

Дети танцуют

Дети разбирают текст из учебника по абзацам, деля его на известный материал и неизвестный.

Дети читают тексты на карточках, выбирают нужное.

Цели:

направить и организовать учебную деятельность учащихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний

развивать умение добывать знания, анализировать явления, делать выводы

формировать умения организовывать свою учебную деятельность

Применяемые методы:

частично-поисковый

метод проблемного обучения

словесный (беседа, работа с учебником)

метод контроля и самоконтроля

метод формирования интереса к учебной деятельности

Формы работы на данном этапе:

групповая форма работы

работа в парах

Самостоятельное применение знаний.

   

-На какие группы можно разделить все предметы?

Слайд 12

А как считаете, какая группа нуждается в особенной охране людьми?

(Выполнение заданий в тетради)

-Необходимо ответить на вопрос, почему растениям и животным приходится меняться.

-А как меняется жизнь человека со сменой времён года?

-Легко ли человек реагирует на смену времён года?

-Какие трудности испытывают люди с приходом нового времени года?

-Какие меры необходимо применять для сбережения своего здоровья  

-летом

-осенью

-весной

-зимой?

Домашнее задание: Оформить паспорт времени года.

Время года___________

Ось наклонена___________

Ось направлена__________

Солнечные лучи__________

Приспособление растений___

Приспособление животных__

Приспособление человека__

День______________-

Дети делятся на три группы, в зависимости от своих мнений

Каждая группа получает задание.

Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:

научиться применять полученные знания, объяснять явления природы с точки зрения науки

определить задачи на следующий урок

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

закрепить полученные знания для применения их в дальнейшей самостоятельной работе по данному материалу

выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины, и учить детей планировать свою работу в дальнейшем

Применяемые методы:

создание ситуации успеха

метод дифференцируемой самостоятельной работы

иллюстративный метод

практический

метод контроля и самоконтроля

Итог урока.

   

Оцени свою деятельность на уроке.

Слайд  12

-Что нового узнали?

-Как узнали, что помогло?

-Где пригодятся знания?

Дети анализируют свою работу на уроке.

 

Заключение

Коррекционная работа была направлена на формирование у детей дошкольного и школьного возраста с ЗПР представлений о временах года, применяя приемственные связи. Она осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять признаки, подвергать их анализу, устанавливать между ними связи, обобщать их, обозначать словами.

С использованием игры-пособия «Времена года» у детей школьного возраста закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Названия времён года связываются не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы.

 

Список литературы

  1. Вохринцева С. Зима. Весна. Лето. Осень: дидактический материал + лото /С.Вохринцева.
  2. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-пед.комис./ С.Д.Забрамная, О.В.Боровик.- М.:ВЛАДОС, 2002.
  3. Коноваленко В.В. Разитие связной речи /В.В.Коноваленко, .В.Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2001.
  4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: наглядно-дидактическое пособие/Л.Н.Павлова.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2/под ред. С.Г.Шевченко.- М. Школьная Пресса, 2003.
  6. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд./ О.С.Ушакова.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи школьников с ЗПР/ С.Г.Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.