12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мирзарахимова Лола Шухратбековна30
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
8

Методическая разработка "Игра на занятиях по английскому языку"

Игра на занятиях по английскому языку

        Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современное обучение направлено на то, чтобы  готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

        Использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности детей дошкольного возраста, помогает решать важные методические задачи. Использование игры помогает сделать занятие более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого интереса, проявляя свои интеллектуальные способности, как в игре.

        Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями,  игры и игровых моментов.

         Известно, что при сохранении достаточно высокой мотивации может возникать снижение познавательного интереса к изучению английского языка. Данное явление происходит в связи с тем, что дети сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на занятиях по иностранному языку игр и игровых моментов со стороны исследователей разных специальностей, в частности, психологов, педагогов и методистов.

         А.Н. Леонтьев в работе «Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) – с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре».

В книге Е.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «…Игра – это:

1)     деятельность,

2)     мотивированность, отсутствие принуждения,

3)     индивидуализированная деятельность, глубоко личная,

4)     обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,

5)     развитие психических функций и способностей,

6)    «учение с увлечением» (говоря словами С.Л. Соловейчика)»

         Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие».

         Опыт многих педагогов показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

         Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

         Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования. Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно выделить ряд общих положений:

1.Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

2. Игра детей есть самое свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра – первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

         Крупнейший знаток проблемы игровой деятельности Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями:

- средство развития мотивационной сферы;

- средство познания;

- средство развития умственных действий;

- средство развития произвольного поведения.

         В современной методике преподавания иностранного языка, игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

·        обучающую,

·        воспитательную,

·        развлекательную,

·        коммуникативную,

·        релаксационную,

·        психологическую,

·        развивающую.

Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активная готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на занятии, превращение занятия в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

         Использование  игр и игровых моментов на занятиях способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значений; игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.   С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения английскому языку интересным и увлекательным. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку. Использование различных игр способствует овладению иностранной речью в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к изучению английского языка.

         Использование игр на занятиях по английскому языку помогает педагогу глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

         Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

         Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

         Игры способствуют выполнению важных методических задач:

·        созданию психологической готовности детей к речевому общению;

·        обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

·        тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

            Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

         Мы не можем утверждать, что игровой метод обучения может быть единственным в образовательной работе с детьми. Игра не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность детей дошкольного возраста в обучении английскому языку. 

Игры на занятиях по английскому языку

для детей дошкольного возраста 

1.      Who Has the Best Memory?

         Для проведения этой игры нужна картина. Названия предметов, изображенных на ней, должны быть известны учащимся. Водящий вешает картину на доску и предлагает играющим запомнить все предметы, изображенные на ней. Через одну-две минуты картину закрывают, а учащиеся по памяти называют все предметы. Выигрывает тот, кто назвал наибольшее количество предметов.

2.     Цифры

         Цель: повторение количественных числительных.     

         Задача: умение воспринимать на слух поставленную задачу и правильно ее выполнять.

         Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразнобой одинаковое количество цифр. Педагог называет цифры одну за другой. Представители команд должны, быстро найти среди карточек названную цифру на своей половине доски и показать педагогу. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

3.     Цвета

         Цель: закрепление по пройденным темам.

         Задача: умение называть предметы по предложенной теме.

         Ход игры: учащимся предлагается назвать предметы одного цвета. Выигрывает та команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

4.     Что исчезло?

         Цель: закрепление по пройденным темам.

         Задача: умение называть предметы по предложенной теме.

         Ход игры: Педагог раскладывает на доске карточки с изображениями животных, предметов мебели, посуды, фрукты и овощи и т.п. Учащимся дается несколько минут запомнить расположение карточек. Потом дети закрывают глаза, а педагог убирает одну из карточек. Выигрывает та команда, которая назовет по-английски карточку, которая исчезла.

5.     Memory Game

         Педагог дает учащимся задание вспомнить слова на любую тему, например: «At Home». Ученик называет слово, относящееся к этой теме, второй – повторяет его и добавляет свое, третий – называет два первых слова и также придумывает свое. Например: первый ученик – а chair; второй – a chair, a picture; третий – a chair, a picture, a carpet. И т. д. Водящий ведет запись слов у себя на листочке и следит за порядком игры. Ученик, допустивший ошибку, по знаку водящего выбывает из игры.

6.     Food     

         а) Педагог называет слово, относящееся к теме, например, bread, и обращается к одному из играющих. Тот называет другое слово и обращается к следующему ученику и т. д. Ученик, который не смог назвать слово по теме, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним назвал новое слово по теме.

         б) Педагог говорит: «Berries (fruits или vegetables)» и показывает карточку с изображением фруктов или овощей. Ученик, к которому обратился педагог, должен быстро назвать ягоду (фрукт или овощ). Если он ошибся или повторил то, что уже было сказано до него, то выбывает из игры. Точно так же проводятся игры «Clothes», «Animals», «Plates and dishes» и т. п.

 

 

7.     Who Knows the Parts of the Body Best?

         Педагог в быстром темпе дает задания представителям двух команд поочередно, например: «Touch your shoulders», «Show your mouth», «Count your fingers» и т. д. Если ученик правильно выполнил задания, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко.

8.     Do you know the parts of the body best?

         Водящий намеренно ошибается, например, показывая на шею, говорит: «This is my nose». Тот, к кому обращается водящий, должен быстро показать на нос. Если действие ученика неверно, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался в игре до конца. Такую же игру можно использовать для повторения лексики по теме «Clothes».

9.     Be Quick

         Один из учащихся начинает игру, сказав какое-либо слово по-английски. Представители команд по очереди быстро называют слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, например: dog, giraffe, elephant, tiger, rabbit и т. д.

 

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.