Интегрированное учебное занятие на тему «1 марта — день рождения Забайкальского края» (1–4 классы)
Методическая разработка интегрированного учебного занятия.
«Разговор о здоровье и правильном питании» + региональный компонент по предмету «Окружающий мир»
Тема занятия «1 марта — день рождения Забайкальского края».
Цель: развивать мотивацию и готовность обучающихся повышать свою культуру, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и безопасного образа жизни;
Задачи:
Познакомить учащихся с правилами составления меню полдника, необходимостью ежедневно употреблять в пищу молочные продукты;
Создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся через использование различных форм сотрудничества и речевого взаимодействия.
Способствовать формированию первоначальных представлений о значении общения для жизни человека и развития личности, о традиционных для российского общества нравственных основах взаимоотношений между людьми разных национальностей.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Эмоциональное вхождение в урок. \ 3мин.
Просмотр видеоролика «Весна»
Учитель читает текст на фоне видео: «Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат. С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна»
— Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее занятие я решила начать словами Антона Павловича Чехова? (1 марта – это первый весенний день)
-А чем знаменателен этот день для нашего края?
(1 марта — это день рождения нашего Забайкальского края. 1 марта 2007 года Читинская область и Агинский бурятский автономный округ объединились в единый субъект Российской Федерации – Забайкальский край.) В нашем крае проживают люди разных национальностей, но все они уважают традиции друг друга.
Определение темы и постановка цели учебного занятия. \ 2 мин.
Давайте посмотрим, а что нового произошло в жизни наших друзей – героев тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» с наступлением весны. Стр. 40-41
— Рассмотрите материалы на стр. и попробуйте сформулировать тему нашего учебного занятия.
Пользуясь техникой просмотрового чтения, найдите в тексте ответы следующие вопросы
— Кто испек булочки?
Когда бабушка предложила полакомиться булочками? (на полдник).
Пользуясь данной информацией, попробуйте сформулировать цель нашего занятия. (Научиться составлять меню на полдник)
2.Поиск и выделение актуальной информации. \6-8мин
1 группа ( 5 учащихся) |
2 группа (остальные учащиеся) |
Прочитайте текст по ролям |
|
|
При прослушивании текста подчеркни простым карандашом, что полезно есть на полдник. |
|
Озвучь ответ |
с помощью сигнального круга оцени ответ товарища (правильно-неправильно). Если нужно вступи в диалог с товарищем. |
Если нужно вступи в диалог с товарищем. |
Выдели маркером правильные ответы. Сравни свой ответ с позицией авторов тетради. |
-Какие продукты бабушка назвала не только вкусными, но и очень полезными? (молочные). Почему?
-Ребята, а какой праздник в нашем крае так и называется – «Праздник молочной пищи»
Совершенно, верно, это праздник Сагаалган.
Сообщение ученика о празднике.
(Возможный вариант сообщения)
-Из глубокой древности пришел на землю Бурятии Сагаалган — праздник молочных продуктов. Молочный продукт (сагаан эдеэн) — это основная пища скотоводов. И когда гостю предлагают отведать молочной пищи, буряты говорят: «Сагаалагты». Месяц же, в котором происходит Сагаалган, называется сагаан сар — Белый месяц. По обычаю на протяжении всего Белого месяца принято ходить в гости к родственникам и соседям.
В праздник Белого месяца — как у нас повелось —
Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем голубело всегда.
Праздник Белого месяца, праздник Вечного месяца.
Только доброе ценится, только в светлое верится.
(Баир Дугаров)
3.Коллективная практическая работа «Сагаалган — праздник молочной пищи». 10 -15 мин.
Угощение для гостей в Сагаалган готовится по-особому, подается в специальной посуде и с определенными ритуалами. Это целая наука, которой владеют восточные хозяйки.
Наша учебная задача будет гораздо проще — выбрать и разместить на рисунке молочные продукты. Работать мы будем сначала в группах, а затем коллективно. Каждому необходимо выполнить качественно свою часть работы, только при таком условии мы получим хороший результат.
Практическая работа.
Послушайте внимательно инструкцию по выполнению практической работы.
(Инструкция по выполнению коллективной работы воспроизводится учителем с показом действия)
I. Работа в группах.
1.Разделитесь на группы. Получите пакеты с материалами для выполнения задания.
2.Работая в парах, выберите из пакета №1 рисунки с молочными продуктами.
3.Подайте сигнал об окончании работы.
II. Коллективная работа.
Работа начинается и заканчивается по звуковому сигналу. Пока звучит музыка, выполни одновременно с товарищами следующие действия.
1.Размести на столе выбранный тобою молочный продукт.
Укрась веточки багульника цветами из пакета №2.
III. Рефлексия.
Нравится ли вам полученный результат? Почему? Что способствовало получению результата? Можно ли так быстро сделать подобную работу одному? Дружба и взаимопонимание – это залог успеха в работе. А дружба и взаимопонимание между людьми разных национальностей это основа мира и счастья на всей нашей планете.
4.Закрепление учебного материала. 5-7 мин
Работа в парах. Задания тетради № 1,2.
5.Тест на усвоения учебного материала. 3-5 мин
I. Работа с ЭОР.
Задание № 1. Определи, что из предложенных продуктов не стоит есть на полдник.
Задание № 2. Убери лишнее.
Задание № 3. Составь пословицу.
6.Подведение итогов работы. 5 мин