Интегрированный урок по химии и русскому языку на тему «Основные классы неорганических соединений» (8 класс)

3
0
Материал опубликован 26 January

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка интегрированного урока по химии и русскому языку

«Основные классы неорганических веществ».

 

 

 

 

 

Разработали:

Беренкова О.Нучитель химии

Карюгина Е.А., учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

г.Екатеринбург,2023

 

 

Химия

Русский язык

Тема

Основные классы    неорганических соединений

 

Тип

Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид

 

Комбинированный, с элементами эвристической беседы.

Цели урока

Обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме: «Основные классы    неорганических соединений»

 

Повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения.

 

Задачи

обучающие: сформировать представления учащихся о классах неорганических соединений

развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение выполнять творческие задания, развивать логическое мышление, умение анализировать воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности

 

- обучающие: формировать навыки самостоятельного анализа предложения, умения четко различать главные и второстепенные члены предложения

развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение выполнять творческие задания, развивать логическое мышление, умение анализировать

- воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, воспитывать любовь к русскому языку

 

Планируемые результаты

Предметные

Приобретение опыта применения знаний о классах неорганических веществ для решения учебных задач различной формы.

Метапредметные

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

 

Личностные

развивать умение управлять своей познавательной деятельностью.

проявлять готовность к творческой работе и саморазвитию.

 

Предметные

Приобретение опыта применения знаний о членах предложения, частях речи для решения учебных задач различной формы.

Оборудование

раздаточный материал (карточки, задания)

Таблички со словами для запоминания

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся.

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

1.Организационный этап.

1 минута

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

 

 

Приветствие учителей. Готовность к уроку.

Личностные результаты: Самоопределение: внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Стабилизация эмоционального состояния для решения задач.

2.Мотивационно-целевой этап

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимость темы урока.

а) учитель русского языка: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Его будут вести сразу два учителя. Мы постарались в одном уроке соединить два совершенно не похожих предмета: химию и русский язык. Сегодня мы с вами должны повторить весь изученный материал по теме «Однородные члены предложения».

б) учитель химии: Да, наш урок необычен по своему строению, это интегрированный урок. Несмотря на это, задачи урока очень важные. Нам предстоит сегодня повторить и обобщить сведения об «Основных классах неорганических веществ», каждый класс мы с вами рассматривали раньше. Мы поговорим о генетическом ряде металлов и неметаллов…

 

 

Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока. Определяют цели урока.

Личностные результаты: Смыслообразование: мотивация учебной деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

3.Этап актуализации знаний опорных знаний.

Активизирует полученные ранее знание, заостряет внимание учащихся на матапредметные связи.

учитель русского языка: Давайте вспомним уже известные вам химические термины. Сейчас нас они интересуют с точки зрения их правописания и части речи, которой они являются.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся по цепочке называют термины, записывают их в тетрадь, объясняют их правописание, указывают часть речи.

 

Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Способность формулировать и удерживать учебную задачу

4.Основной этап

Формирует умение применять новые знания, включая их в систему ранее полученных знаний

учитель химии: ребята вам необходимо выполнить задание 1 по группам «Собери ромашку». Из предложенных лепестков нужно выбрать те, которые соответствуют вашему классу соединений.

 

 

 

 

 

 

Я вам предлагаю термины, а вы мне должны дать определения. Учитель называет классы соединений (кислоты, оксиды, основания, соли). За правильное определение команда получает 1бал.

учитель русского языказадание 2 «Магическое превращение» Вы повторили химические понятия. Давайте попробуем проанализировать ваши ответы с точки зрения их речевого оформления, состава и правописания.

-Какие предложения вы употребляли? Одинаковы ли они по составу?

-Перечислите члены предложения, которые вы знаете.

-Дайте определение каждого члена предложения.

-Какие члены предложения называются однородными? (правильный ответ-1 бал)

-Запишите пример из ваших ответов, чтобы в нём обязательно было:1вариант: определение; 2вариант: обстоятельство; 3 вариант: дополнение.

Выполните графические обозначения.

-Выполните разборы, объясните правописание:

Оксиды- бинарные соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.

Оксиды – 3 слога, 6 букв, 6 звуков, о – (а).

Кто выполнит быстрее получит 2 балла.

учитель химии: задание 3 «Найдите родственников» Каждая команда выбирает «своих родственников» (за каждое совпадение по 1 баллу,). каждой команде раздаются карточки.

Задание 4. Химический бумеранг. Вам необходимо правильно составить уравнения по предложенным вам карточкам.

учитель русского языка: задание 5. «Таинственные вещества». Сделаем синтаксический разбор предложений. Об одном из природных веществ сказано: «Живая кровь, без которой нет человека, животных и растений…Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Что это за вещество? (Вода).
Кто выполнит быстро и правильно,  получит 2 балла, правильно- 1.

учитель химии: задание 6. «Волшебные крестики- нолики». Раздать карточки командам. Укажите выигрышный путь, который составляют формулы: оксидов, кислот, оснований, солей.

учитель русского языка: задание 6. А теперь мы с вами составим «Синквейн».

- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

-      Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

- Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

-Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Составленный синквейн оценивается 1балом.

 

 

 

 

Класс делится на группы по выбранным лепесткам с названиями (оксиды, кислоты, основания, соли) по волшебному цветку, проводят выбор спикеров, которые распределяют работу и ведут оценочный лист.

 

Каждая группа учащихся дает определение классам неорганических соединений.

 

Учащиеся отвечают на предложенные им вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание в команде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание в команде.

 

 

Учащиеся выполняют задание в команде.

 

 

Учащиеся выполняют задание в команде.

 

 

Учащиеся выполняют задание в команде.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание в команде.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание в команде.

 

Личностные результаты: Самоопределение: готовность и способность к саморазвитию. Умение работать в команде.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других и слушать других. Адекватно использовать свою речь в ходе работы, строить правильные высказывания. Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Познавательные УУД формулирование вывода на основе работы над заданием. Умение анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, строить рассуждения, формулировать правила.

Предметные результаты Приобретение начального опыта применения знаний о классах неорганических веществ для решения учебных задач различной формы. Использование устной речи. Умение определять члены предложения, части речи.

5.Заключительный этап

 

 

учитель химии: Спасибо за ваши хорошие ответы. Наш урок подошёл к концу. Ребята, как вы думаете? Нужны ли знания по русскому языку для изучения химии? 

 

 

 

Отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели, делятся своими впечатлениями

Личностные результаты: Нравственно-этические нормы поведения: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, т.е. этические чувства Регулятивные УУД Планировать учебное сотрудничество, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности Познавательные УУД Умение анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии Умение сличать результат с заданным эталоном; вносить необходимые коррективы в действие

Предметные результаты

Умение обобщать и систематизировать полученные знания, находить метапредметные связи.

6.Этап подведения итогов урока

Соотнесение цели и результатов, фиксация степени их соответствия и определение дальнейшей цели деятельности

учитель русского языка:

Наш необычный урок завершается. Мы сегодня обобщили знания об однородных членах предложения и «Основных классах неорганических веществ». Теперь, я думаю, вы прекрасно понимаете, как важно знать русский язык и умело им пользоваться. Благодаря выразительности русского языка изучение любого предмета становится увлекательным занятием.

Озвучиваются результаты работы в командах.

Подводят итоги работы на уроке, определяют шаги для устранения затруднений

Регулятивные УУД - осуществлять самоконтроль деятельности; - находить причины ошибки

7. Домашнее задание

 

Составить кроссворд по теме «Основные классы неорганических соединений».

 

 

8. Рефлексия

Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ребята вам необходимо закончить фразу.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

 

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Познавательные УУД - делать выводы на основе обобщения; Коммуникативные УУД - доносить свою позицию до других и слушать других; Регулятивные УУД - осуществлять контроль по итогам работы (Что сделано? и т.д.) Личностные УУД - осознание ценности полученного знания и его места в общей системе знаний.

 

Дополнительные материалы к уроку:

Задание 3. HCl, SO2, H2CO3, N2O5К2CO3, HJ, H2SO4, K3PO4, NaOH, Ba(OH)2, CO, Al2(SO4)3, Fe(OH)2, Ca(OH)2, H3PO4, P2O5, Cr2O3, FeCl3, Cu(OH)2.

 

Задание 4. Химический бумеранг.

ZnO + Na2O =

ZnSO4 + H2O

2HNO3 + CuO =

Cu(NO3)2 + H2O

 ZnO + H2SO4 =

AlCl3 + H2O

Al2O3 + HCl =

Na2ZnO2

 

 H2SO4 (разб.) + Fe =

ZnCl2 + H2

Al2O3 + K2O =

Fe2(SO4)+ H2O

H2SO4 + Fe2O3 =

KAlO2

HCl + Zn =

FeSO+ H2

 

 

H2SO4 + Cr2O3 =

NiBr2 + H2O

 HBr + ZnO =

K2SiO3 + H2O

H2SiO3 + 2KOH =

ZnBr2 + H2O

 HBr + Ni(OH)2 

Cr2(SO4)3 + H2O

 

2HBr + CaCO3 =

CaBr2 + H2O + CO2

H2S + K2SiO3 =

Zn(NO3)2 + H2O

3HCl + Cr(OH)3 =

CrCl3 + H2O

 2HNO3 + Zn(OH)2 =

K2S + H2SiO3


 

Задание 6.

HCl

NaOH

SO2

O2

Al2O3

H2O2

FeO

H2SO4

NaBr


 

 

ZnO

Zn(OH2)

SO2

ZnCL2

Hg(NO3)2

Ca3(PO4)2

Br(OH)2

P2O5

H3PO4

 

 


 


 


 

H2SO4

Cu(NO3)2

Fe(NO3)2

HNO3

CuO

FeO

H3PO4

Cu(OH)2

FeCl2


 

 

NaOH

K2SO4

Na2O

Na2O

KOH

H2SO4

NaCl

H2O

Cu(OH)2

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации