Интегрированный урок по химии и русскому языку на тему «Основные классы неорганических соединений» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 57
Методическая разработка интегрированного урока по химии и русскому языку
«Основные классы неорганических веществ».
Разработали:
Беренкова О.Н, учитель химии
Карюгина Е.А., учитель русского языка и литературы
г.Екатеринбург,2023
|
Химия |
Русский язык |
||
Тема |
Основные классы неорганических соединений |
|
||
Тип |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|||
Вид
|
Комбинированный, с элементами эвристической беседы. |
|||
Цели урока |
Обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме: «Основные классы неорганических соединений»
|
Повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения.
|
||
Задачи |
обучающие: сформировать представления учащихся о классах неорганических соединений развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение выполнять творческие задания, развивать логическое мышление, умение анализировать воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности
|
- обучающие: формировать навыки самостоятельного анализа предложения, умения четко различать главные и второстепенные члены предложения развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение выполнять творческие задания, развивать логическое мышление, умение анализировать - воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, воспитывать любовь к русскому языку
|
||
Планируемые результаты |
Предметные Приобретение опыта применения знаний о классах неорганических веществ для решения учебных задач различной формы. |
Метапредметные регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы. познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
|
Личностные развивать умение управлять своей познавательной деятельностью. проявлять готовность к творческой работе и саморазвитию.
|
Предметные Приобретение опыта применения знаний о членах предложения, частях речи для решения учебных задач различной формы. |
Оборудование |
раздаточный материал (карточки, задания) |
Таблички со словами для запоминания |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Содержание учебного материала |
Деятельность обучающихся. |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
1.Организационный этап. 1 минута |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
|
|
Приветствие учителей. Готовность к уроку. |
Личностные результаты: Самоопределение: внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Стабилизация эмоционального состояния для решения задач. |
2.Мотивационно-целевой этап |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимость темы урока. |
а) учитель русского языка: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Его будут вести сразу два учителя. Мы постарались в одном уроке соединить два совершенно не похожих предмета: химию и русский язык. Сегодня мы с вами должны повторить весь изученный материал по теме «Однородные члены предложения». б) учитель химии: Да, наш урок необычен по своему строению, это интегрированный урок. Несмотря на это, задачи урока очень важные. Нам предстоит сегодня повторить и обобщить сведения об «Основных классах неорганических веществ», каждый класс мы с вами рассматривали раньше. Мы поговорим о генетическом ряде металлов и неметаллов…
|
Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока. Определяют цели урока. |
Личностные результаты: Смыслообразование: мотивация учебной деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
3.Этап актуализации знаний опорных знаний. |
Активизирует полученные ранее знание, заостряет внимание учащихся на матапредметные связи. |
учитель русского языка: Давайте вспомним уже известные вам химические термины. Сейчас нас они интересуют с точки зрения их правописания и части речи, которой они являются.
|
Учащиеся по цепочке называют термины, записывают их в тетрадь, объясняют их правописание, указывают часть речи.
|
Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Способность формулировать и удерживать учебную задачу |
4.Основной этап |
Формирует умение применять новые знания, включая их в систему ранее полученных знаний |
учитель химии: ребята вам необходимо выполнить задание 1 по группам «Собери ромашку». Из предложенных лепестков нужно выбрать те, которые соответствуют вашему классу соединений.
Я вам предлагаю термины, а вы мне должны дать определения. Учитель называет классы соединений (кислоты, оксиды, основания, соли). За правильное определение команда получает 1бал. учитель русского языка: задание 2 «Магическое превращение» Вы повторили химические понятия. Давайте попробуем проанализировать ваши ответы с точки зрения их речевого оформления, состава и правописания. -Какие предложения вы употребляли? Одинаковы ли они по составу? -Перечислите члены предложения, которые вы знаете. -Дайте определение каждого члена предложения. -Какие члены предложения называются однородными? (правильный ответ-1 бал) -Запишите пример из ваших ответов, чтобы в нём обязательно было:1вариант: определение; 2вариант: обстоятельство; 3 вариант: дополнение. Выполните графические обозначения. -Выполните разборы, объясните правописание: Оксиды- бинарные соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород. Оксиды – 3 слога, 6 букв, 6 звуков, о – (а). Кто выполнит быстрее получит 2 балла. учитель химии: задание 3 «Найдите родственников» Каждая команда выбирает «своих родственников» (за каждое совпадение по 1 баллу,). каждой команде раздаются карточки. Задание 4. Химический бумеранг. Вам необходимо правильно составить уравнения по предложенным вам карточкам. учитель русского языка: задание 5. «Таинственные вещества». Сделаем синтаксический разбор предложений. Об одном из природных веществ сказано: «Живая кровь, без которой нет человека, животных и растений…Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Что это за вещество? (Вода). учитель химии: задание 6. «Волшебные крестики- нолики». Раздать карточки командам. Укажите выигрышный путь, который составляют формулы: оксидов, кислот, оснований, солей. учитель русского языка: задание 6. А теперь мы с вами составим «Синквейн». - В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) - Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) - Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами - Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме -Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Составленный синквейн оценивается 1балом.
|
Класс делится на группы по выбранным лепесткам с названиями (оксиды, кислоты, основания, соли) по волшебному цветку, проводят выбор спикеров, которые распределяют работу и ведут оценочный лист.
Каждая группа учащихся дает определение классам неорганических соединений.
Учащиеся отвечают на предложенные им вопросы.
Учащиеся выполняют задание в команде.
Учащиеся выполняют задание в команде.
Учащиеся выполняют задание в команде.
Учащиеся выполняют задание в команде.
Учащиеся выполняют задание в команде.
Учащиеся выполняют задание в команде.
Учащиеся выполняют задание в команде.
|
Личностные результаты: Самоопределение: готовность и способность к саморазвитию. Умение работать в команде. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других и слушать других. Адекватно использовать свою речь в ходе работы, строить правильные высказывания. Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Познавательные УУД формулирование вывода на основе работы над заданием. Умение анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, строить рассуждения, формулировать правила. Предметные результаты Приобретение начального опыта применения знаний о классах неорганических веществ для решения учебных задач различной формы. Использование устной речи. Умение определять члены предложения, части речи. |
5.Заключительный этап
|
|
учитель химии: Спасибо за ваши хорошие ответы. Наш урок подошёл к концу. Ребята, как вы думаете? Нужны ли знания по русскому языку для изучения химии?
|
Отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели, делятся своими впечатлениями |
Личностные результаты: Нравственно-этические нормы поведения: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, т.е. этические чувства Регулятивные УУД Планировать учебное сотрудничество, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности Познавательные УУД Умение анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии Умение сличать результат с заданным эталоном; вносить необходимые коррективы в действие Предметные результаты Умение обобщать и систематизировать полученные знания, находить метапредметные связи. |
6.Этап подведения итогов урока |
Соотнесение цели и результатов, фиксация степени их соответствия и определение дальнейшей цели деятельности |
учитель русского языка: Наш необычный урок завершается. Мы сегодня обобщили знания об однородных членах предложения и «Основных классах неорганических веществ». Теперь, я думаю, вы прекрасно понимаете, как важно знать русский язык и умело им пользоваться. Благодаря выразительности русского языка изучение любого предмета становится увлекательным занятием. Озвучиваются результаты работы в командах. |
Подводят итоги работы на уроке, определяют шаги для устранения затруднений |
Регулятивные УУД - осуществлять самоконтроль деятельности; - находить причины ошибки |
7. Домашнее задание |
|
Составить кроссворд по теме «Основные классы неорганических соединений». |
|
|
8. Рефлексия |
Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Ребята вам необходимо закончить фразу. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…
|
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске |
Познавательные УУД - делать выводы на основе обобщения; Коммуникативные УУД - доносить свою позицию до других и слушать других; Регулятивные УУД - осуществлять контроль по итогам работы (Что сделано? и т.д.) Личностные УУД - осознание ценности полученного знания и его места в общей системе знаний. |
Дополнительные материалы к уроку:
Задание 3. HCl, SO2, H2CO3, N2O5, К2CO3, HJ, H2SO4, K3PO4, NaOH, Ba(OH)2, CO, Al2(SO4)3, Fe(OH)2, Ca(OH)2, H3PO4, P2O5, Cr2O3, FeCl3, Cu(OH)2.
Задание 4. Химический бумеранг.
ZnO + Na2O = |
ZnSO4 + H2O |
2HNO3 + CuO = |
Cu(NO3)2 + H2O |
ZnO + H2SO4 = |
AlCl3 + H2O |
Al2O3 + HCl = |
Na2ZnO2 |
H2SO4 (разб.) + Fe = |
ZnCl2 + H2 |
Al2O3 + K2O = |
Fe2(SO4)3 + H2O |
H2SO4 + Fe2O3 = |
KAlO2 |
HCl + Zn = |
FeSO4 + H2 |
H2SO4 + Cr2O3 = |
NiBr2 + H2O |
HBr + ZnO = |
K2SiO3 + H2O |
H2SiO3 + 2KOH = |
ZnBr2 + H2O |
HBr + Ni(OH)2 |
Cr2(SO4)3 + H2O |
2HBr + CaCO3 = |
CaBr2 + H2O + CO2 |
H2S + K2SiO3 = |
Zn(NO3)2 + H2O |
3HCl + Cr(OH)3 = |
CrCl3 + H2O |
2HNO3 + Zn(OH)2 = |
K2S + H2SiO3 |
Задание 6.
HCl |
NaOH |
SO2 |
O2 |
Al2O3 |
H2O2 |
FeO |
H2SO4 |
NaBr |
ZnO |
Zn(OH2) |
SO2 |
ZnCL2 |
Hg(NO3)2 |
Ca3(PO4)2 |
Br(OH)2 |
P2O5 |
H3PO4 |
H2SO4 |
Cu(NO3)2 |
Fe(NO3)2 |
HNO3 |
CuO |
FeO |
H3PO4 |
Cu(OH)2 |
FeCl2 |
NaOH |
K2SO4 |
Na2O |
Na2O |
KOH |
H2SO4 |
NaCl |
H2O |
Cu(OH)2 |